Размышления об американских спутниках: мы их уроним или нет?

На модерации Отложенный


Итак, военные спутники США. Сбивать их – начать войну, именно так относятся к своему околопланетному добру янки, специально включив этот casus belli для нанесения ядерного удара по наглецу, осмелившемуся атаковать их объекты в космосе. Совсем другая история – коммерческие спутники США или союзников, они являются законной целью для атаки, если военно-политическим руководством признаётся: данная квази-гражданская инфраструктура используется в военных целях, угрожает национальной безопасности России. Кажется, в октябре 2022-го наш МИД на данную тему высказался и предостерёг об опасностях дальнейшей милитаризации космического пространства. Янки ухмыльнулись.

То есть, из уравнения вычёркиваем собственность Пентагона, за этими орбитальными фруктами ведётся наблюдение нашими космическими средствами. А знающие люди говорят: напрямую такие разведданные не передаются даже самым близким союзникам, они долго обрабатываются, вычищаются, обезличиваются и поступают вовне недр военного ведомства США или разведывательных сообществ специальными релизами. Попадают в руки не менее специальных людей, чтобы максимально избежать утечек. Потому как недруг может понять возможности, разведывательный и технический потенциал военного спутника.

Если брать события в Малороссии, то здесь с подобной информацией янки обращаются втройне осторожно, дабы не стать прямой стороной конфликта. Использование добытого происходит с «ефрейторским зазором» таких размеров по времени, что впору можно будет говорить о сомнительной актуальности данных. Но выход найден, остаются группировки спутников «двойного назначения» и гражданские. Они не обременены ограничениями военно-политического характера, частные компании невозможно признать стороной конфликта, даже если они работают на подряде Пентагона или НАТО.

Как приснопамятный «Starlink» Илона Маска, имеющий на орбите более трёх тысяч аппаратов. При этом его работодатель и главный спонсор Пентагон располагает всего лишь тремя сотнями спутников исключительно военного назначения. Но группировки органично дополняют друг друга, в итоге получая актуальные разведывательные данные и моментально их передавая абонентам, оперативным штабам на земле по особым обезличенным алгоритмам.

(иллюстрация из открытых источников)(иллюстрация из открытых источников)

Другой трудностью для прямых обвинений американцев в участии в конфликте против ядерной державы России – является крайне запутанная структура Космических Сил США (United States Space Force), созданных только в конце 2019-го года. Это конгломерат более шестидесяти частных компаний, департаментов и специальных Бюро, ранее работавших на военном подряде. Кто-то был в прямом подчинении структурам Пентагона, прочие составляли подразделения разведки в рамках воздушно-космической обороны (NORAD) с Канадой.

В рамках новой Доктрины национальной безопасности США прописано: всем соперникам и противникам янки (или их союзников), при необходимости будет отказано в возможности использовать космическое пространство, «если они преследуют цели, враждебные национальным интересам США», конец цитаты. Разобраться, какие цели «враждебны», а какие не очень – тайна за великими печатями, то есть … на усмотрение гегемона с его неписаными «правилами».

Вот и получается, обвинить янки юридически в использовании каких-либо данных, получаемых из космоса от военных, полувоенных, коммерческих, гражданских, научно-исследовательских спутников для целей военной агрессии – практически невозможно. Все они могут быть «мобилизованы» для нужд национальной безопасности США, трактуемой неимоверно широко. Стоит обращать на такие «загогулины» внимание? Если есть сила политической воли, неопровержимые факты и убеждённость в собственной правоте – нет, но будь готов слова подкрепить делом и подойти к последней черте. Войне в космосе и за космос.

Противоядие

Вопрос «политической воли» скептически оставлю за скобками, в наших широтах урожай она даёт редкий. А вот инструменты, которые находятся в распоряжении Начальства – имеются интересные, ещё с 1968-го года советская военная космическая программа начала разрабатывать способы уничтожения спутников США. Называлась ИС («Истребитель спутников»), то были простые заряды взрывчатки направленного действия, размещённые на коротких опорах космического аппарата-перехватчика.

(иллюстрация из открытых источников)(иллюстрация из открытых источников)

Всего (по открытым данным) было запущено 20 штук до 1982-го года, пять раз ими успешно уничтожались специальные спутники-мишени. После распада СССР исследования практически остановились, чтобы возобновиться в 2005-ом, когда Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) Министерства обороны получила приказ «противостоять кибершпионажу» по национальной Доктрине безопасности. Разработки пошли во многих сферах: от программирования, до вполне материальных способов войны в космосе.

«Нивелир» (военный индекс 14К167) – первый просочившийся в открытый доступ проект «Центрального научно-исследовательского института химии и механики» (ЦНИИХМ). Что разработка секретная, стало ясно сразу, в качестве заказчика выступила ранее неизвестная контора «Государственный научно-технический центр (ГРНЦ) «Гарант»», якобы работающая в интересах Минэкономразвития и только в среде российского ВПК, НИИ и секретных лабораторий.

«Нивелир» (с большой долей вероятности) представляет из себя спутники-инспекторы, или «ремонтники». Их задача – подойти к забарахлившему собрату на орбите, дать на землю данные объективного контроля о внешнем состоянии. Что можёт ещё сделать – непонятно, предположения разные. Вплоть до «дать прикурить» от своих батарей, специальным щупом снять данные. Но это фантазии по большей части, и не суть.

Мы работаем с фактами, известно о четырёх запущенных спутниках в рамках «Нивелира»: «Космос-2491, -2499, -2504, -2519» (с 2013-го по 2019-й годы). Отправляли их строго в кампании аппаратов связи, а потом группировке добавили некий секретный продукт КБ «Лавочкина» для дистанционного зондирования Земли и «наблюдения с больших расстояний других объектов на орбите», назывался он «Космос-2521», а следом убыл совсекретный «Космос-2542» .

(иллюстрация из открытых источников)(иллюстрация из открытых источников)

Спутник оказался всего лишь «русской матрёшкой», начал выпускать из собственных недр малые под-спутники для (как сообщил Минобороны РФ) «диагностики технического состояния российского спутника и оценки возможности возвращения оного в рабочее состояние». Но к выбывшему из строя аппарату наш маленький «ремонтник-инспектор» так и не приблизился, снизив высоту на добрую сотню вёрст … убыл в неизвестном направлении, по неведомым никому делам нашего военного ведомства.

А в августе 2018 года помощник Госсекретаря США по контролю над вооружениями обвинил Россию в милитаризации космоса и создании программы космических вооружений, указав на нашего «потеряху»:

«поведение на орбите русского спутника несовместимо с чем-либо, что наблюдалось ранее с помощью средств инспекции на орбите или космической ситуационной осведомленности»

Любители теорий заговора, нарыв в открытом доступе патенты нашего ЦНИИХМ и проанализировав научно-технические статьи ведущих инженеров предприятия, пришли к выводу: «спутники-инспекторы» обладают продвинутой экономичной системой управления и движения, точно рассчитанными импульсами маневрируют по разным орбитам, с точностью до миллиметра способны подобраться к своим космическим собратьям. И покрыты «тонкими пленками гидрогенизированного углерода с ферро-магнитами для снижения радиозаметности наземной, морской, воздушной и космической техники», конец цитаты.

«Буревестник» (военный индекс 14K168) – тоже детище ЦНИИХМ, проект является сверхсекретным, снова финансируется и обеспечивается техническим сопровождением загадочным ГРНЦ «Гарант» и коломенской «Научно-производственной корпорацией «Конструкторское бюро машиностроения». Последняя «контора» тот ещё кладезь стратегических секретов и тайн государства Российского, производит перспективные оперативно-тактические баллистические и противотанковые ракеты, переносные зенитные комплексы.

Присутствие этого прикладного предприятия, ранее в космической отрасли отметившегося в советские времена созданием спутников-перехватчиков 14Ф10/14Ф11 для противоспутникового комплекса «Наряд-В» – сказало пытливым военно-техническим умам о многом. Если бы не пьяный Боря, зарезавший специальным Указом финансирование того проекта, к началу «нулевых» Россия бы располагала полным набором «спутников активного противодействия» (аппараты-штурмовики) шахтного базирования, их носителями и разделяемыми боеголовками ракет класса «воздух-воздух», «воздух-космос», «космос-космос». А во время визита в 1987-ом Горби на космодром Байконур, ему показали спец-припасы, ракеты заатмосферного перехвата и стрельбы по целям в космическом пространстве.

(иллюстрация из открытых источников)(иллюстрация из открытых источников)

Что из себя представляет «Буревестник»? Никто точно не скажет, но предполагается – речь идет о некой спутниковой платформе, по официальному названию «комплексе космической безопасности». Наши заклятые партнёры в отчётах и Докладах своих «мозговых трестов» по национальной безопасности сообщают: русские уже разработали несколько противоспутниковых наземных и авиационных систем.

Пока способны выводить аппараты на низкие орбиты (гамар джоба, товарищ Илон Маск), а с началом серийного производства ракет-носителей «Ангара-5» под угрозой окажутся спутники на орбитах геостационарного пояса. Если программы «Нивелир» и «Буревестник» между собой пересекаются, то «инспекторы-ремонтники» будут дополнены малозаметными и очень маневренными «штурмовиками» с неизвестным по параметрам кинетическим вооружением или зарядами взрывчатки. Что делать потом с «космическим мусором», насколько он станет критичным для наших спутников и всех прочих – аналитики Пентагона не сообщают, но «Буревестник» считают оружием Судного Дня, после которого (как известно) – хоть Потоп. А мы в рай...

противоспутниковая ракета для Миг-31 (иллюстрация из открытых источников)противоспутниковая ракета для Миг-31 (иллюстрация из открытых источников)

«Нумизмат» – третий по значимости и столь же засекреченный проект ЦНИИХМ, Министерства обороны и питерского Научно-исследовательского института телевидения. Вроде речь сначала шла о создании супер-камеры с мегапиксельными линзами, неведомыми по характеристикам датчиками, космическим сверхширокополосным радиолокатором. Но доработав напильником техническое задание вскоре изменили, специалисты уверены: конечный продукт – это «шумовой радар», неподвластный средствам РЭБ и способный испускать сигналы для измерения точных расстояний до малозаметных спутников.

Поскольку технический прогресс ещё прихрамывает и огромную наземную станцию РЛС в космос не запустишь – речь идёт о небольших аппаратах, теоретически способных видеть «супостата» на очень ограниченных дистанциях. Зачем такая способность? А вот тут загадки сплошные, но логично предположить, что орбитальные инструменты «Нумизмата» будут оснащены неким полезным грузом, который будет задействован после точного позиционирования орбитального объекта, сближения с ними … а что будет после – поди угадай, всё может произойти.

Выводы

Накоротке будут. Разработка проектов, частично уже работающих в космосе и на земле (лазерные «Пересветы», огромные станции РЭБ береговой обороны), так или иначе выполнять противоспутниковые мероприятия – существуют. Сколько их нужно для гарантированного «ослепления» противника, либо понижения его возможностей вести разведку, обеспечивать навигацию, целеуказание, позиционирование, связь и управление – тема для отдельной военно-математической диссертации. Но что Россия создала базу для такой войны – можно утверждать смело, гонка вооружений в космосе началась.

Хорошо это или нет? Просто отлично, поскольку от времён «холодной войны» нас отделяет полная недоговороспособность наших заклятых партнёров, коим закон не писан. Как и любое соглашение, мешающее творить что чёрной душеньке угодно в рамках придуманных для себя «правил». Пока мы явно не обозначим возможности пойти до крайней черты, нанести ущерб военной спутниковой группировке США – нам будут наносить ущерб на земле. Прикрываясь неопределённым статусом «коммерческих спутников» дистанционного зондирования земли (типа «Maxar») или орбитальной группировки аппаратов «Starlink» Маска.

Эти конторы состоят на финансировании Пентагона, работают на военном подряде, являются участниками конфликта, благодаря их деятельности гибнут люди. А создание сложной сети прикрытия, различные комбинации взаимодействия «коммерческих аппаратов» и прямого военного назначения – должны получить юридическую оценку для casus belli объявления угрозы национальной безопасности России. Если что-то даёт неоспоримое преимущество на поле боя – оно является оружием.

Чем парализовать всё то спутниковое созвездие, что висит в небе Малороссии? Способов и методов много, вплоть до ядерных экстремальных упражнений. А если серьёзно, то гигантская дыра в разработке системы противоспутниковой обороны со времён СССР, прожектёрство космических масштабов в недрах «Роскосмоса» не оставляет поводов для оптимизма. Быстро и сердито получится атаковать спутниковые группировки лишь кибер-воздействием, парализующем системы обмена данными, ничего более прагматичного на ум не приходит.