Волга Сталина шагает по ступеням
На модерации
Отложенный
Волга Сталина шагает по ступеням
Крупнейший в мире Сталинский канал, больше Панамского. Уникальная система подъёма кораблей с грузами и людьми на высоту дома в семнадцать этажей. Невиданные в мире Советские пропеллерные насосы, наполняющие за минуты целые реки. Поразительные достижения 1937 года!
На пристани Московского моря было не протолкнуться. Большое событие – Волга приходит в Москву. Такого в мире ещё не знали!
Вдалеке виднеется большая плотина недавно открытой Иваньковской ГЭС. Сразу вспомнилась история времен Великой Отечественной. Когда зимой на плотине понизили уровень воды на пару метров. Лёд на водохранилище повис на воздухе и германская техника неожиданно стала проваливаться в воду.
Наконец, взревели моторы первого шлюза и гигантские стальные ворота медленно поползли в стороны. Вода с ревом устремилась в канал. Пора занимать места.
Для нового канала Москва-Волга построена целая флотилия, больше ста двадцати пароходов и барж. На первый пароход «Сталин» билетов нам не досталось. Не беда, пойдём на следующем, на «Молотове». Он тут же на пристани, машина уже под парами.
Наш пароход двинулся в путь. Свежий ветерок ощутимо продувает лёгкую куртку. Водохранилище не просто так прозвано морем, волна здесь достигает полутора метров как в настоящем море. Пришлось даже строить волноломы для защиты шлюзов.
На входе в канал с двух берегов нас встречали колоссальные, высеченные в граните, статуи Ленина и Сталина. Пока ещё в лесах, не законченные. Каждая с двенадцати-этажный дом.
Сталин пойман на ходу, он стремительно шагает, сжимая в руке новую Конституцию. Ленина скульптор, напротив, застал в момент жаркого выступления с трибуны к массам.
Пароход идёт шибко, канал создаёт впечатление полноводной широкой реки. Для его строительства пришлось перенести целый город Корчева и десятки деревень.
То и дело под каналом проходят бетонные трубы. В них запущены небольшие местные реки: Сестра и ещё четыре речки поменьше. Решили, что их загрязнённая вода не должна смешиваться с чистой водой канала для Москвы.
Этот могучий канал – не только новая дорога для грузов и пассажиров. Канал даёт больше двух третей воды для питья и промышленных нужд столицы.
Первая остановка в Дмитрове. Инженер Книгин скорее тянет меня к неприметному двухэтажному дому. Самое интересное там!
Именно здесь рождался знаменитый канал. Все исследования – работа наших, Советских учёных. В этом доме построена масштабная модель всего канала с его плотинами, водохранилищами и шлюзами.
Расчёты – это прекрасно, но как поведёт себя сложнейшая водная система в жизни? Такую задачу ещё не решал никто, суда придётся поднимать и опускать на разных участках до пятидесяти метров! Придётся строить настоящую водяную лестницу в, без малого, сто тридцать километров!
Именно на этой модели запускали под давлением воду, проводили сложнейшие измерения. Наши учёные разработали особый прибор «Объёмная ЭГДА» для измерения электрических сопротивлений в граните, грунтах и прочем, составляющем ложе канала.
Здесь же на особых установках выбирали гравий и бетон для строительства канала. Как поведёт себя камень в воде, при постоянных перепадах температур? Проведено более двухсот замораживаний образцов пока нашли наиболее подходящие виды материалов.
Гудок парохода зовёт нас на борт. Поспешим. Наш пароход проходит через шлюзы, ворота закрываются и мы стремительно поднимаемся до уровня следующей «водной ступеньки». Специально засёк на часах – всего-то шесть минут, чтобы подняться на одиннадцать метров, как это возможно?
Проходим мимо очередной гидростанции. На канале десяток плотин и шлюзов. Девять новеньких гидростанций дают ночной Москве электричество.
Каждый шлюз построен как маленький замок. Здесь белые башенки, там ажурный мостик. Следующий венчают статуи рабочих и крестьян. То и дело проходим под новыми мостами над каналом.
Новая остановка. Инженер обещает разгадку стремительного шлюзования. Дело в том, что впервые в мире нашими строителями построен гигантский канал, который поднимает огромные массы воды вверх, а не только проводит суда через шлюзы. Слишком велик перепад уровней между Волгой и Москва-рекой.
Мы спешим на насосную станцию. Большое здание в четыре этажа с какими-то циклопическими агрегатами. Книгин подмигивает – самое главное внизу, станция уходит ещё на четыре этажа вниз.
Ну-ка, постучите по стене! Слышите, стена не отзывается. Это не подвал, за стенами кипит вода канала!
Вот труба, по которой легко может проехать автобус. В следующем зале через толстое герметичное окно можно видеть невиданное изобретение наших учёных.
Пропеллерные насосы с колесом в два человеческих роста. Когда диспетчер перекидывает рычажок на пульте, гигантский винт приходит в движение.
Такие пропеллеры прокачивают поразительные массы воды. Каждую секунду восемь тысяч вёдер. Я не оговорился, каждую секунду!
Чтобы провести корабли из Волги в Москву, корабль придётся поднять на высоту дома в семнадцать этажей! Ступеньками, не сразу, но только такие могучие насосные станции способны на подвиг.
Капитан парохода снова зовёт нас на борт протяжным гудком. Спешим на сходни и наше плавание продолжается.
Канал пролегает мимо искусственных озёр и водохранилищ. Мы вплываем в ширь Акуловского рукотворного моря. Запасы воды в нём одном позволят снабжать Москву целый месяц, если канал вдруг перестанет работать.
У очередного шлюза Книгин кивает на гранитные доски на стенах. Там выбиты сотни фамилий передовых строителей канала. Рабочих-стахановцев. После некоторых имён в скобках непонятное «Дмитлаг».
Инженер Книгин усмехается – сегодня либералы враз объяснят. Канал, якобы, построен только заключёнными, на костях построен. Тупым кайлом и лопатой, на своём горбу. Это совсем не так.
Даже старые журналы не скрывают, что многие так получили «путёвку на пароход в честную жизнь». Но на строительстве трудились десятки тысяч людей, строители и инженеры со всего великого Союза.
Но никаким кайлом тут и не пахло. Этот канал - одна из самых технологичных строек мира. Практически всё оборудование уникальное, Советской постройки и разработки, вроде гигантских кранов, устанавливавших конструкции шлюзов.
Специально для канала разработаны уникальные гидромониторы. Это огромные водяные пушки. Вода под большим давлением срезает целые холмы.
Особая система землесосов перегоняла влажную землю на расстояние больше двух километров по широким трубам. Без единого взмаха лопатой. Там в бетонной опалубке земля высыхала и создавала прочные земляные плотины.
На стройке работали сто пятьдесят одних паровозов, тысячи железнодорожных вагонов и платформ. Больше трёх тысяч грузовиков прошло по руслу будущего канала.
Одного леса было спилено промышленным способом больше сорока тысяч вагонов. Тысяч! Какое уж тут кайло.
Показательно, что фамилии лучших рабочих из добровольцев и из заключённых идут одним списком. Не было разницы, кто выдаст удивительные результаты в работе.
Продолжаем плавание. По берегам раскинулись, сверкая свежим мрамором, пансионаты и санатории для рабочих. А ведь это только начало застройки. По плану канала предусмотрены многочисленные пляжи, парки и места отдыха.
Вот ещё одно чудо, наш корабль проходит над Волоколамским шоссе. Прямо под широкой рекой мчатся, не сбавляя скорости, легковые машины и грузовики. Как тоннель удерживает над собой гигантские массы воды и пароходы?
А прямо над нами, третьим ярусом, ажурные арки железнодорожного моста. Снизу машины, наверху приветливо подаёт свисток стремительный паровоз. Кажется, везёт в столицу уголь в открытых насыпных вагонах.
Мы идём крупнейшим каналом мира. При строительстве дороги для Волги в Москву вынуто больше двухсот миллионов кубов земли. Уложено три миллиона кубов бетона. Для сравнения Панамский канал в полтора раза меньше, всего 160 миллионов кубов.
Если бы вздумалось насыпать весь вынутый грунт на площади Свердлова, пирамида достала стратосферу, выше двенадцати километров! Если загрузить землю в вагоны, то такой поезд пять раз обернёт весь земной шарик!
Как писала «Смена» в 1937 году:
«Величайший судоходный канал Европы построен в четыре года!»
«Знание-сила» добавляет, что знаменитый на весь мир Панамский канал строился целых тридцать лет.
Выходим на простор химкинского водохранилища. На горизонте показался величественный белый пароход со звездой на высокой мачте. На леерах ветерок треплет множество ярких флажков.
Инженер Книгин шевелит губами, негромко называя каждый флажок по буквам морской азбуки. Выходит, флажковой сигнализацией написано приветствие:
«Горячий пролетарский привет строителям канала!»
Подходим ближе, да ведь это никакой не теплоход! Перед нами новое здание речного вокзала, похожего на многопалубный красавец корабль.
С некоторым сожалением ступаем на сходни. Как быстро закончилась прогулка по новому каналу. Волга пришла в Москву!
Комментарии
На одном энтузиазме такую махину невозможно было построить. Блистательная инженерная мысль тысяч людей.
вот что делала страна при сталине. а что сделано при путине? гаражи по выпуску сетки-рабице (первостатейное говнище) не предлагать