Война языков: прощай навсегда, молдавский. И народ такой
На модерации
Отложенный
Ру
Ну что же, вековая историческая борьба валахов и молдаван подошла к заключительному этапу, вторые капитулировали безоговорочно. А парламент Республики Молдова постановил переписать все законодательные акты, начиная с Конституции. Теперь везде словосочетание «молдавский язык» меняется на «румынский язык». Ползучая экспансия Бухареста последних тридцати лет завершается на последнем бастионе самоидентичности гордого когда-то народа, сегодня превращённого местными политическими элитами в жалкую тень предков, подданных великих господарей со времён Штефана Великого.
Румынский и молдавский языки сразу после развала Союза стали стремительно сближаться в языке официальных документов, массовой культуры и новейшей литературы, лингвисты неожиданно начали вести крамольные для историков речи. Мол, отличий между двумя языками недостаточно, чтобы считать их разными. Хотя раньше их по обеим берегам реки Прут находилось ну очень много, особенно когда дело доходило до бытового общения, валах молдаванина разумел, если оба переходили на принятый последние два века «суржик» с элементами русской лексики и грамматики.
История тут простая, язык в валашских господарствах и молдавских вращался вокруг общего для двух народов православия. Долгое время языком церковных богослужений был церковнославянский, наложивший на оба языка отчетливо видимые лингвистами отпечатки. Но валахи начали латинизироваться на одном из исторических отрезков, молдаване – всё больше относить себя к славянам, не пойдя по кривой дорожке подмены древних лексем латинским новоязом. А потом случился 1811 год…
(иллюстрация из открытых источников)
Тогда волею судеб великий русский полководец Михаил Кутузов разбил турецкую армию в битве при Рущуке, по приказу государя не стал добивать басурман. Ему было приказано высвободить Армию для скорого отражения нашествия Наполеона, заключить поспешный Бухарестский Мир. Эта провинциальная дыра тогда принадлежала туркам, была столицей Валашского княжества. Местечко знойное, его с маниакальным упорством трижды сжигал легендарный молдавский господарь Штефан Чел Маре в XV веке. По явным причинам враждебности валашского населения.
Так вот, когда Кутузов с войсками отбыл навстречу грозовому 1812-му, Молдавское Княжество в прежних исторических границах освободить не удалось, России отошла половина его, земли между Днестром и Прутом, позже наречённые Бессарабией. Другая часть легендарного господарства осталась за турками со столицей в городке Яссы. А после Крымской войны (в 1859-ом) Англия и Франция объединили эти земли Валашского княжества с исконными молдавскими между Прутом и Сиретом, нарекли новообразование Румынией. Сразу обозначив политическую судьбу тех мест – быть вечной угрозой России, плацдармом против юга Тавриды.
(иллюстрация из открытых источников)
Но все живущие в двух междуречьях Днестр-Прут и Прут-Сирет знают с младенчества – территория Бессарабии и румынской Молдовы (так и называется, кстати) является территорией единого когда-то государства, возникшего в глубине веков, кои Румынии не снились даже в самом угарном псевдоисторическом сне. А люди, сегодня живущие между Прутом и Сиретом, румынами себя не считают, если что… И помнят о извечной вражде валахов и молдаван, корни которой прекрасно описал Господарь Молдовы Дмитрий Кантемир (1673 – 1723 гг.), великолепный историк.
Он указал: валахи (волохи) и молдаване – два разных и непримиримых менталитета, первые считают себя потомками древних римлян чуть ли не из Венеции, долгое время были провинцией Империи и смешались с даками. Молдавский же народ больше ассимилировался со славянами и другими народами пограничья Византии, сильнее подвергся влиянию Православия, когда как валахи постоянно через свои элиты норовили уйти в католичество, постоянно предавали молдавских господарей.
Отсюда и комплекс исторической неполноценности, особенно ненавистен эпизод времён святого Штефана Великого, объединившего все молдавские земли (какой-то Румынии вообще даже наслуху не существовало). А когда легендарный господарь нанёс первое чувствительное поражение непобедимым туркам в 1475-м году, хроники османов записали:
«это стало самым крупным бедствием, обрушившимся на турок за всю мусульманскую эпоху».
(иллюстрация из открытых источников)
С первых дней образования в XIX веке, Румыния показала: она тяжело больна несуществующим имперским прошлым, для воссоздания мифа необходимо избавиться от зримого свидетеля славы и величия настоящего исторического процесса, последнего осколка Молдавского Княжества – сначала бессарабии, сегодня – современной Молдавии.
Во времена Российской Империи и СССР такую диверсию было трудновато провернуть, а вот в последние тридцать лет показали, что невозможное – возможно, и уже дюжину лет молдавские школьники учат «Историю Великой Румынии», их древняя история стала … валашской.
Вернёмся к языку
Это последняя Скрепа, как-то помогающая идентифицировать себя. Если следовать логике румын – молдаване обязаны очистить «настоящий имперский язык» от многочисленных регионализмов (слов, имеющих оборот на ограниченных территориях). Бухаресту невдомёк, что именно эти особенности и являются маркером национальной идентичности. И всегда были камнем преткновения политики размежевания валахов и молдаван, отягощенное религиозными проблемами.
Прежде чем начинать запрещать молдавский язык, нужно решить одну проблему: а считают ли себя граждане Молдовы … румынами? Ни одна социология на этот вопрос не ответила, общество расколото на неравные части, друг друга на дух не переносит. И хотя литературные и официальные языки между собой примирились, то обиходное разговорное общение и «регионализмы», лексическая база живого общения – категорически нет. В среде интеллигенции давно ходит анекдот на тему «порчи языка»:
румын вам скажет: «Dute si spala manele»,
русский скажет: «Иди, помой руки»,
а молдаванин подумает и произнесёт: «Dute si spala руци»
Если строго, молдаване предпочитают строить (на разговорно-бытовом уровне) свою речь в синтаксисе русского языка, а писать их заставляют в правилах валашского (румынского). Для молодёжи это сегодня не проблема вообще, благодаря сходной фонетике привыкли, но люди постарше видят в этом сознательную диверсию и предлагают «румынским интеграторам» вернуться к истокам, когда самостоятельность молдавского языка была доказана научно. Никто не станет спорить – оформился в XIV веке, первый словарь датируется XVI веком, написан на кириллице.
(иллюстрация из открытых источников)
Это произошло ещё задолго возникновения тесных связей с «русскими оккупантами», которые после присоединения Бессарабии вообще повели себя парадоксально для «тиранов и колонизаторов», признав официальный статус именно молдавского языка в Органическом регламенте (Конституции) Молдавского Княжества в 1832 году. А валахи именно тогда и начали кампанию по очищению своего языка (названного румынским) от всех «отсталых деревенских славянизмов», заменяя их латинизмами. За сотню с лишним лет преуспели, нужно признать.
Самым ярким примером такого насильственного поглощения является период после Первой мировой, когда румыны захватили Бессарабию. Оказалось, что приехавшие из Бухареста «господари» и местные крестьяне вообще друг друга понять не могут, как на уровне бытового общения, так и на уровне письменной грамоты. Было несколько бунтов, тут требовали вести делопроизводство на русском или молдавском – кириллицей, а не на чуждой и непонятной им валашско-румынской латинице.
С тех пор и повелось в Румынии говорить … молдавский язык – это для «быдла», рабочих и крестьян, заражённых идеей коммунизма. А что льётся из рта настоящих людей (аристократии, буржуа, торгашей и тд.) западнее реки Сирет – настоящий и культурный язык. Уже в конце 80-х обозначились ультранационалистические движения в Молдавской ССР, настроенные войти в состав Румынии. Начали борьбу именно с языка, требуя бороться с «исторической несправедливостью».
Знакомая песенка, с признанием «оккупации, депортации, насильственной русификации и советизации». Если кто забыл, первый шаг «станем хозяевами в собственном доме!» начался с резни в Приднестровье, с тех пор ни одна из политических сил, приходящая к власти в Молдове – не занималась ничем в экономике или социальной сфере, лишь билась на полях «культурных войн», стараясь дистанцироваться или интегрироваться в Румынию. То есть, вся политика вращается вокруг «Унии» с Бухарестом.
(иллюстрация из открытых источников)
Благодаря этому румынские спецслужбы вольготно себя чувствовали на молдавских землях более 30 лет, постепенно захватив все ключевые высоты: исполнительную, законодательную, судебную власти, правоохранительные органы и армию.
А так называемые «молдовенисты», считающие себя уникальным историческим этносом, отличным от румын – оказались маргинализированы СМИ, загнаны в подполье. В принципе, неудивительно, там такая дичь псевдоисторическая порой звучит – святых выноси. Вплоть до Moldova Mare, нации молдаван всего Подунавья.
Хочется, но колется
Создав ещё во времена перестройки устойчивый нарратив, что молдавский язык – это ленинский и сталинский «совок с ГУЛАГом», уже в 1989 году ещё советская Молдавия перевела молдавский язык на латинский алфавит, тем самым запустив неизбежный механизм разрушения самоопределения этноса и его идентичности.
А сегодняшнее решение считать единственным языком «румынский» – это конечная стадия, через лет 20 никто толком и не вспомнит, что был «молдавский народ, говорящий на молдавском языке». Сама постановка вопроса будет звучать глупо. И смысл существования независимого молдавского государства отпадёт сам собой.
В принципе, для этого уже сделано больше, чем всё. Румыния настойчива и последовательна, давно стала в Брюсселе «матерью» неразумного и заблудшего дитяти под названием Кишинёв. А намедни переведя процесс поглощения в конкретное русло «евро-интеграции», Бухарест теперь контролирует и отвечает за деятельностью «консультативной группы экспертов ЕС», которые взяли под полный контроль сферы национальной безопасности и обороны республики Молдова.
Не нужно быть Вангой, чтобы знать, с какими паспортами «эксперты ЕС» заезжают в Молдову, беря под себя спецслужбы и вооружённые силы. До «возвращения Бессарабии» осталось совсем чуть-чуть, хотя фактически поглощение было назначено на 2018-й год, на столетний юбилей «Великого Объединения», когда румыны аннексировали русскую Бессарабию и австрийскую Трансильванию. Тогда не вышло – в 2023-м … может вполне. Если Майя Санду потребует обеспечить «конституционный порядок», как она пригрозила протестующим в Кишиневе.
(иллюстрация из открытых источников)
Румынские эксперты в центральных СМИ ведут себя настолько неприкрыто-нагло и озвучивают такие планы – диву даёшься. Что не нужно торопится, «бессарабский вопрос» необходимо решать комплексно, вместе с украинской Северной Буковиной. Главное – не опоздать, придти спасителями в тот момент, как режим пана гетьмана рухнет. И самое главное, занять Молдову и украинские земли нужно изящно, не сталкиваясь с Россией. С ней пусть воюет НАТО после организации неизбежных провокаций в Приднестровье. Удивительно честные люди, эти политические ромалы…
Столь свободно нарезающие себе земельки, невзирая на очевидные факты: к Румынии сегодня готовы присоединиться не более трети граждан Молдовы, а 55% – категорически против. Самое любопытное, в первой категории желающих «кружевных трусиков» … вы мало найдёте этнических молдаван, там совсем другие национальности в ЕС рвутся. А уж кто за такое топит – это так называемые «молдавские элитки»: мелкий олигархат, чиновное крапивное семя, творческая и научная интеллигенция.
Само забавное, никто не учитывает в опросах «рабочую диаспору» Молдавии, 23% трудоспособного населения Республики находятся перманентно на заработках в Европе, России и даже … Украине. Это до какой степени нужно угробить экономику, чтобы молдаванин отправился на заработки в Малороссию. Так же никто не спрашивает граждан русскоязычного Приднестровья в исследованиях, равно как и жителей Черновицкой области «незалежной», где один район на 90% из румын, а прочие - наполовину. И молдавские анклавы велики (Измаил).
Так что Бухарест торопится совершенно напрасно с насильственной «румынизацией», а попытки раскачать ситуацию в Молдавии на такой взрывоопасной почве могут заставить разношёрстную оппозицию объединиться. Тогда «соросятам» Майи Санду может крепко не поздоровиться, как и прочим «гражданам Румынии» во всех кабинетах власти. А вмешательство ЕС, войск Бухареста или НАТО автоматически взорвёт Приднестровье, Буковину и Южную Бессарабию.
Великая Румыния (иллюстрация из открытых источников)
Там и Гагаузская автономия имеет собственную точку зрения на шаткость государственности Молдовы. Предупредила неоднократно: поглощения политическими валахами и румынами не допустим, немедленно выйдем из состава республики и станем союзниками Приднестровья, будем проситься в Россию, сознательно не позволим «Великой Румынии» зафиксировать своё военно-политическое господство в Северном Причерноморье.
Выводы
Объективно, политические ромалы немного замечтались и торопятся, раскручивая тему поглощения и аннексии Молдовы, уже названной «нечистоплотным аншлюсом» консервативными силами в самом Бухаресте. Они далеко не безобидны, вполне способны придти во власть, и тогда многие интеграционные процессы встанут на длительную паузу. Здравомыслящие люди видят: взяв на евро-прицеп нищую Молдову, являющуюся эталоном государственной коррупции для Палаты Мер и Весов – сама Румыния задохнётся в страшном кризисе.
Никто, даже самые ярые строители Великой Румынии, не способны отрицать очевидное: экономика Бухареста не способна подтянуть новый огромный регион до своего уровня развития, конкуренция с молдавскими аграриями будет проиграна, а Брюссель не увеличит сельскохозяйственные квоты для новой Румынии на рынках ЕС. Ровно так же поступают с Украиной. Оружие – пожалуйста, а вот дальше табачок врозь.
Политические ромалы более всех закредитованы в Евросоюзе (на пару с другими «братушками» болгарами), у них чудовищный дефицит бюджета и взрывоопасная социальная ситуация. Устраивать на таком фоне геополитические игрища в искрящей Бессарабии, Приднестровье и Буковине – политическое самоубийство. Потому как, каждый четвёртый трудоспособный румын прозябает за чертой бедности, вынужден работать в самых низкооплачиваемых отраслях экономики ЕС (клининг, сфера ЖКХ, малооплачиваемые строительные и сельхозработы).
пригороды Бухареста (фото из открытых источников)
А «обещанки» молдаванам через Румынию быстрее попасть в Евросоюз обернётся массовым оттоком населения (с транзитом далее на просторы ЕС), сама аннексированная территория рухнет в демографическую и как следствие – экономическую катастрофу. США и НАТО та территория без надобности, подпалить Приднестровье можно сотней других способов, чтобы досадить России. Выхода к Чёрному морю у Молдавии тоже нет, как и привлекательных отраслей экономики, равно как и туризма.
Даже скупка за гроши тамошних предприятий давно остановлена, нечего уже грабить «европейским инвесторам», последнее догладывают третьесортные олигархи, с которыми даже украинские третьей руки «мини-Бени Коломойские» дела не ведут, нерентабельно. Раньше шельмовали на русском газе, электричестве и пошлинах, а сегодня лавочка закрыта.
А ещё в 2024-м Румыния готовится к настоящей национальной катастрофе – полном переходе на евро, банковские консорциумы с дрожью ожидают того Судного дня, когда обязательное сокращение государственных расходов, прекращение поддержки ключевых отраслей экономики и снижение социальных обязательств в Бухаресте могут закончиться бунтами, забастовками, массовыми банкротствами и давно вызревающим системным политическим кризисом. Ах да, после отказа от русских энергоносителей, Румыния просто не вывезет Молдавию и здесь.
Поглощение Молдавии даст только эмоциональный заряд бодрости политическим ромалам, может быть – положительный краткосрочный экономический эффект за счет передела собственности в Бессарабии. Но скорее всего, приведёт к власти многочисленных евроскептиков, коих в Румынии огромное количество. Они согласятся на поглощение Молдавии, только увязав аншлюс с автоматическим выходом из Евросоюза и даже НАТО, такие ультранационалистические силы в Бухаресте сильны.
(иллюстрация из открытых источников)
А пока … соросовская клиентела в Кишинёве приняла решение окончательно уничтожить многовековую историю молдавского языка. Передать эту жертву на стол «валашским господарям», чтобы окончательно обнулить любой диалог с Приднестровьем. Там уже сообщили: одним из государственных языков является кириллический молдавский, вы как с нами собираетесь разговаривать и обмениваться официальной информацией, поскольку другие языки давно не признаёте в многонациональной непризнанной Республике?
А ещё и гагаузы … подлили маслица, они давно проголосовали на референдуме, что в случае «утраты независимости» молдавского государства автоматически его покинут. Государственный национальный язык – суть главный признак суверенитета, потом не обвиняйте «русский Мордор», если кровавая гражданская война полыхнёт. Немедля превратившись в национально-освободительную. Многовековая история Молдавии таких эпизодов помнит немало. И начиналось всё с запрета языка, кстати. Поинтересуйтесь у турок, они помнят.
Комментарии
какой феерический бред... и главно ж длиннющий-придлиннющий... нормальный прапагадон ограничился бы двумя-тремя параграфами и получил свой пиражок... а это прапагандон-графоман... он как начнет страчить ему астанавицца трудно... тут депильного тексту на целых 5 пиражков... а этому лузеру сего один наверно вручили...
отлично сказано!+++++
Тупо кремлевская пропаганда раздора
С исчезновением языка исчезает и народ, как самобытный этнос. Но я надеюсь, что молдавский народ еще поборется, а русский народ ему поможет. Молдавия после Гражданской войны уже была оккупирована Румынией, но была освобождена.
Уже украинскому помогаете, уничтожением
Таких помошников на дух не нать.
В клетке ваше место.
Какая длинная на помойку пригожинскую пришла методичка, судя по-всему, опять Воронежцы обзавидуются....
Молдова заберет с начала свое Приднестровье, а затем войдет в состав ЕвроСоюза как Молдова. И не России решать , куда Молдове идти. Россия путина уже натворила бед со всеми странами бывшего СССР.