Фрейдизм как Лысенковщина

На модерации Отложенный                             

Борис Ихлов

 

Четиной посвящается

 

Исследования Фрейда имеют отношение к психиатрии, но по своему социальному значению и методологическому акценту претендуют именно на философию.

Подобно построениям Хейзинги или Карла Юнга, творения Фрейда не  связаны с реальностью, они не являются наукой, это демагогия, болтовня, мошенничество, основанные на фантазиях, передергивании фактов, подтасовках и т.д.

Недавно в The Village вышла статья «Как гадания на Таро стали модной феминистской практикой. И почему в этом нет ничего плохого».

Доказывать антинаучность гадания на Таро в XXI веке – всё равно, что объяснять, почему небо – не библейская твердь. Но авторы пишут: «Феминистская философия науки критикует такое противопоставление рационального знания иррациональному, указывая на его гендерную подоплеку: рациональное, оно же мужское, становится позицией власти и силы. Согласно фем-исследовательницам, прямым последствием андроцентричной научной парадигмы является не только гендерный дисбаланс в науке (нам известно совсем немного женщин-ученых в сравнении с их коллегами мужчинами), но и оскудение научного метода».

Не только белая наука существует, есть и мужская. Кто восставал против науки, против ее объективности? Беркли, Кьеркегор, позитивисты, Фейерабенд. Теперь к ним добавились феминистки и BLM.

 

Юнг придумал псевдонаучную концепцию синхроничности. Питер Дусберг сотворил теорию, что ВИЧ не вызывает СПИД. Дэниэл Шелтон - президент общества плоской Земли. Дэрил Бэм - автор идеи о путешествующем во времени порно. Петр Гаряев лжет о волновой генетике. О ДНК-телепортации и об излучении ДНК вещает Люк Монтанье. Про связь вакцин с аутизмом заявил Эндрю Уэйкфилд. Про память воды — Жак Бенвенист,  с великой тайной воды познакомил мир Масару Эмото. Главный по рептилоидам в нашей стране — Игорь Прокопенко. То, что люди произошли от дельфинов, доказывает Виктор Тен. Иные проповедуют, что от медведя. За релиз-активность скажем спасибо Олегу Эпштейну. Без Руперта Шелдрейка человечество не узнало бы о морфогенетическом поле. Акимову и академику РАЕН Шипову наука обязана не существующими в природе торсионными полями. Добавьте частоту Райфа, эфиродинамику, объяснение Чижевским революций пятнами на Солнце, нетрадиционную медицину и прочее.

Перечисленное – не просто лженауки, это философское направление, задача которого – противостояние марксизму.

 

Общая характеристика

 

Учился Фрейд у модного шарлатана, у которого лечились королевские семьи Европы – Шарко, основной метод которого – шоковый гипноз, с помощью неожиданных яркой вспышки света, громкого хлопка. Критику такого способа гипноза можно найти в книге Леона Чертока «Гипноз» или в методическом пособии А. П. Слободяника «Психотерапия, внушение, гипноз».

Еще Шарко для лечения разнообразных неврозов использовал сильную струю воды из шланга (душ Шарко). Часто этот метод приводил к ухудшению стояния больного. Шарко всерьез верил в исцеления молитвой, даже написал книгу «Исцеление верой».

 

Директор Венской неврологической клиники В. Франкл в своём фундаментальном труде «Теория и терапия неврозов» заявил: «Психоанализ будет фундаментом для психотерапии будущего». 

Франкл – последователь Фрейда, но воздействие мировых СМИ сказалось и на выдающихся ученых.

Эйнштейн писал Фрейду: «Я рад, что это поколение имеет счастливую возможность выразить Вам. Одному из величайших учителей, свое уважение и свою благодарность. До последнего времени я мог только чувствовать умозрительную мощь Вашего хода мыслей, с его огромным воздействием на мировоззрение нашей эры, но был не в состоянии представить определенное мнение о том, сколько оно содержит истины. Недавно, однако, мне удалось узнать о нескольких случаях, не столь важных самих по себе, но исключающих, по-моему, всякую иную интерпретацию, кроме той, которая дается теорией подавления. То, что я натолкнулся на них, чрезвычайно меня обрадовало: всегда радостно, когда большая и прекрасная концепция оказывается совпадающей с реальностью».

Здесь видим уже не просто действие общественного мнения, но и собственные находки Эйнштейна.

Беда в том, что не существует подлинника его письма, его цитирует сам 80-летний Фрейд в своих «Избранных трудах» (Ausgewählte Schriften. 1 Band. L. 1969. S. 12).

Беда в том, что вряд ли Эйнштейн вдруг решил вторгнуться в психиатрию, в которой ничего не смыслил.

Вытеснение (подавление, репрессия) — один из механизмов психологической защиты в психодинамическом направлении психологии. Заключается в активном, мотивированном устранении чего-либо из сознания. Обычно проявляется в виде немотивированного забывания или игнорирования.

Первым средством, чтобы забыть что-либо негативное, снять напряжение, является алкоголь. То есть, никакой механизм защиты без алкоголя сам не действует.

 

Подавление – это, согласно Фрейду, воздействие социума на психику, например, ученик не может совокупиться с молодой учительницей в виду общественных запретов, и это его подавленное желание якобы вытесняется в подсознание.

Обратим внимание: «Эйнштейн» не приводит какой-либо конкретики. 

«… в бессознательном вытесненное желание продолжает существовать и ждет только первой возможности сделаться активным и послать от себя в сознание искаженного, ставшего неузнаваемым, заместителя», - пишет Фрейд («О психоанализе»). Все это бессмысленные, не основанные ни на каких экспериментах фантазии.

У психики много защитных механизмов, однако никакого вытеснения в подсознание нет. «Эйнштейн» лжет, всё запрещенное находится в оперативной памяти, и если вызывает невроз, то точно так же, как трудная задача, поражение в футбольном матче, потеря кошелька или постоянный неприятный запах от химического завода. У пациента Ч. поле потери работы в 65 лет на ногах образовалась экзема – от невостребованности. Пациентка В. приобрела экзему на руках вследствие затруднений с получением комнаты в общежитии, и т.д..

 

Лауреат Нобелевской премии П. Л. Капица на международном симпозиуме, посвященном высшей нервной деятельности, сообщил публике, что «основателями этой базисной науки считаются Павлов и Фрейд. Они первые положили эксперимент в основу изучения процессов мышления. Ими были найдены закономерности восприятия человеком внешней среды, возникновения условных рефлексов, влияния подсознания на деятельность человека» (Эксперимент, теория, практика. М., 1977, стр. 329).

Если в отношении Павлова Капица отчасти прав, то Фрейд положил в основу своих исследований что угодно, но только не эксперимент. Впервые же положил эксперимент в основу изучения высшей нервной деятельности И. М. Сеченов.

Масса советских ученых среднего уровня в перестройку выразили сое восхищение Фрейдом и даже приписали Павлову, что он якобы основывался на пионерских работах Фрейда!

Дело в том, что учение об условных рефлексах никоим образом не пересекается с фантазиями Фрейда.

 

Фильм «Ликвидация» получил сразу несколько наград: «Ника», «Золотой орел», «Тэфи», заслужил премию Благотворительного фонда Олега Табакова и даже премию ФСБ России. Мало того, что фрагмент с маршалом Жуковым в фильме – фальсификация истории, ничего подобного в Одессе тех лет не было, а музыку украли из советского фильма «И это всё о нем». Но любопытен другой фрагмент: Басилашвили, играющий экстрасенса, истерично-патетически говорит Машкову-Гоцману: «А вы знаете, молодой человек, что такое эзотерика? Психоанализ? И никто здесь не знает. А немцы знали». Некто у Басилашвили «был учеником самого Фрейда». Якобы в 1943-м ученик и его сын тестировали шпионов в немецкой разведшколе.

Что же на самом деле?

 

Здравомыслящие исследователи были иного мнения. Литератор Фредерик Крюс и философ науки Адольф Грюнбаум определили  эмпирический базис теории Фрейда как «неадекватный» - в нем используются личные впечатления Фрейда, рассказы его знакомых и т.д. Например, Фрейд ввел понятие переноса - бессознательного перемещения ранее пережитых (особенно в детстве) чувств и отношений, проявлявшихся к одному лицу, на другое лицо, в том числе, и на психотерапевта в ходе сеанса психотерапии. Основывался Фрейд исключительно на личном опыте, весьма ограниченном. Исключительно по личным впечатлениям и фантазиям Фрейд ввел и понятие цензуры сновидений.

Биолог Питер Медавар прямо назвал психоанализ «мошенничеством», и даже Карл Поппер поименовал психоанализ псевдонаукой.

Наконец, Томас Манн считал фрейдизм антинаучным.

 

Сам Фрейд пишет: «Я не чувствовал никакой предрасположенности к занятиям медициной и профессии врача». В поздние годы он говорил, что в медицине никогда не чувствовал себя «как в своей тарелке», вообще настоящим врачом себя никогда не считал.

Начал Фрейд с хирургии, но уже через два месяца оставил эту идею, найдя работу слишком утомительной. Переключился на неврологию, изучал методы диагностики и лечения детей с параличом, а также афазии, опубликовал ряд работ на данные темы. На третьем году работы в окончательно разочаровался в медицине. Перешел на работу в психиатрическое отделение. Некоторое время работал в венерическом подразделении отделения дерматологии, изучал связь заболевания сифилисом с болезнями нервной системы. 

Затем решил изучать действие кокаина, сначала на себе. В 1884 г. опубликовал восторженную статью «О коке». Долгое время использовал кокаин как обезболивающее, прописал его своей невесте Марте. Настоял, чтобы его друг Эрнст Флейшль фон Марксов, который был болен тяжёлым инфекционным заболеванием, перенёс ампутацию пальца и страдал сильнейшими головными болями и от морфиновой зависимости, употреблял кокаин. Положительного результата достичь, разумеется, не удалось — фон Марксов быстро приобрел новую зависимость, у него начались частые приступы, схожие с белой горячкой, со страшными болями. Хотя уже имелся достаточный материал о зависимости от кокаина и об отравлениях, Фрейд в 1885 г. прочёл лекцию, посвящённую кокаину: «Я, не колеблясь, советую применять кокаин в подкожных инъекциях по 0,3—0,5 г, не беспокоясь о его накапливании в организме». Через 2 года наука осудил кокаин как одно из бедствий человечества наряду с опиумом и алкоголем.

 

Фрейд создал одну из лженаук, обескураживающе нелепую. Разумеется, в природе не существует ни Эдипова комплекса, ни сверх-Я, ни Супер-Эго. Энергия агрессии, сексуальная энергия (либидо) – аналоги теплорода, флогистона или пассионарности. Термин lĭbīdo впервые встречается в труде «О граде Божьем» Августина Аврелия. В переводе Киевской духовной академии - «срамная похоть плоти», но Фрейд уверяет, что этот термин используется в науке.

 

Методом психоанализа Фрейд пытался лечить, за всю жизнь у нег было всего-навсего 46 пациентов, из которых он умудрился не вылечить ни одного. Оставил всего-навсего пять описаний психопатологий. Если человеку снится, писал Фрейд, что его брат – в деревянном ящике, значит, этот брат в чем-то себя ограничивает. Все неврозы Фрейд объяснял сексуальными травмами, перенесенными в детстве, а детям приписывал Эдипов комплекс - например, половую ревность сына к отцу в отношении мамы.

 

В основу работы с пациентами Фрейд положил метод свободных ассоциаций. Если в беседе пациент упомянут фиалку – значит, его в детстве изнасиловали, если сказал слово «автобус» - значит, изнасилование было коллективным, и т.д.

 

Возвращаясь к фильму: ничего страшного в слове «эзотерика» нет, эзотерический – это внутренний, тайный, скрытый, предназначенный для посвященных. Например, шпионский шифр. Современные идеологи вкладывают в это слово мистический смысл – т.н. «психодуховной практики». Кроме того, это такое тайное знание, что с его помощью можно тушить мясо без нагрева и управлять Вселенной. 

Дело в том, что немцы при Гитлере на свое счастье не знали, что такое психоанализ. Соответственно, никаким психоаналитикам доверить тестировать своих шпионов им бы и в голову не пришло. Ибо с приходом к власти Гитлера наряду с книгами Гейне или Кафки под запрет попали и работы Фрейда, в гестапо его допрашивали, наконец, он с трудом, но всё же эмигрировал в Англию.

 

Последователи

 

Соратниками Фрейда можно назвать Шандора Ференци, Карла Абрахама, Эдварда Гловера, Горацио Этчегоену  и др.

Первыми реформаторами фрейдизма были Альфред Адлер (индивидуальная психология) и Карл Юнг (аналитическая психология). 

Адлер отвергал фрейдистскую сексуальную теорию, верно указывал, что формирование человека происходит в обществе, однако уверял, что у ребенка рождается чувство неполноценности, которое может перерасти в астенический комплекс или, наоборот, комплекс превосходства и т.д. Так или иначе, версия либидо оказывается нипричем. Кроме того, Адлер присовокупил к своей теории дарвинизм, теорию холизма, волю к власти Ницше и т.д.

Мистик Юнг тоже отвергал представления Фрейда о либидо, но оставался на его позициях в признании особой психической энергии. В свою теорию Юнг ввел китайские, тибетские, индийские учения вместе с алхимией, оккультизмом и пр.

По Фрейду бессознательное содержит подавленные секс и агрессию, по Юнгу в бессознательном живут интрапсихические силы и коллективные (не из личного опыта) образы – архетипы. Это персонификации либидо: завоеватель, мать, герой, демон и пр., и являются они индивидууму во снах, мистически, извне. Юнг всерьез считал, что влюбленный наделяет женщину качествами не столько ее самой, сколько образа женского архетипа. Что отчасти верно в отношении поклонниц Шварценеггера, Сталлоне или Гарри Поттера.

В начале 40-х XX века возникают американские школы реформированного фрейдизма – «психокультурный» фрейдизм К. Хорни и Э. Фромма, затем фрейдомарксизм, которые будто бы учитывают социальный фактор.

 

К неофрейдистам относятся также F. Alexander, H. Sulliven и др.

Карен Хорни отказалась от концепций либидо и Эдипова комплекса, она считала понятие «произвольным», «необоснованным», «вульгарным», «вредной иллюзией».

Хорни полагала, что Фрейд принижал женщин, обесценивал всё женское, оправдывал мужскую предвзятость. 

По теории Хорни человек обладает врожденными силами, потенциями. Хорни  сохранила от фрейдизма антинаучные понятия вытеснения и подавления, и добавила еще более антинаучные моменты: якобы в основе поведения человека лежит детская беспомощность, которая выражается в чувстве врожденного страха. 

Представитель Франкфуртской школы и одновременно один из основателей американской школы фрейдизма Эрих Фромм попытался соединить марксизм и фрейдизм. 

Для Фромма неврозы — это симптомы морального поражения человека в его жизнедеятельности, в том числе в борьбе за свободу. Невроз можно понять как неудачную попытку разрешения конфликта между непреодолимой внутренней зависимостью и стремлением к свободе.

С этой точки зрения весь рабочий класс – это невротики.

В послесловии к вышедшей в период власти Горбачева книге Фромма советский доктор философских наук В. И. Добреньков, не стесняясь, пишет о Фромме как о «неутомимом борце за торжество идеалов гуманизма», утверждает даже, что Фромм «на стороне прогрессивных сил мира». Беда в том, что идеалы-то могут торжествовать, а как насчет трудящихся? 

Добреньков пишет: « совершенно прав Фромм… пора прекратить споры о боге…» Фромм к этому не призывал. Добреньков отрицает воинствующий атеизм, то есть, выступает на стороне церкви.

Очевидно, что соединение науки с лженаукой ничего, кроме лженауки, породить не может. Беда еще в том, что у всей Франкфуртской школы и у Фромма в частности были весьма своеобразные представления о марксизме. Так, в книге 1977 года «Иметь или быть» (М.: Прогресс. 1990) вместо соединения с марксизмом Фромм пытается соединить фрейдизм с противоположной марксизму религией, ей посвящена целая глава «Обладание и бытие в Ветхом и Новом завете и в трудах Майстера Экхарта». Того самого Экхарта, который хвастливо писал, что «бог от него ничего не скрывал». 

В Части 3-й книги – еще одна глава: «Религия, характер и общество». В этих главах Фромм отнюдь не критикует религию. «Угрожает ли психоанализ религии?» - задает он вопрос (стр. 294). Но возражает он идолопоклонству, имея в виду не только церкви с иконами, но машины, власть и т.д. «… Ответ на вопрос, в чем состоит сегодня угроза религии, зависит от того, какой специфический аспект религии мы имеем в виду» (стр. 304). То есть, он не отвергает идеализм религии, ее корни, суть, он возражает некоторым ее аспектам. Религия, уверяет Фромм, «коренится  специфической структуре характера человека» (стр. 141).

В своем «синтезе» Фромм указывает на то, что капитализм, капиталистическое производство подавляют личность, но при этом не призывает бороться с капиталом, да еще и сохраняет антинаучные понятия либидо и Эдипова комплекса. При этом вместо одной нелепости возводит другую: Эдипов комплекс у Фромма - не акт инцестуозной любви, а восстание сына против отца-тирана; сексуальное влечение сына к матери воспринимается не как основа развития психики, а как следствие «симбиоза ребёнка с матерью». Фромм также снабжает свою версию дзен-буддизма и т.п. 

 

Наиболее интересен среди последователей Фрейда Виктор Франкл.

Франкл понимает, что человек – это не уединенная субстанция, это открытая система. Казалось бы, такое понимание не оставляет места фрейдизму, но из верного понимания Франкл делает массу неверных выводов: например, понятие объективности для него не имеет смысла независимости природы от индивидуального сознания. «У меня нет возражений, - пишет он, - против замены слова «объективный» более осторожным термином «транссубъективный»…» («Человек в поисках смысла», М., Прогресс, 1990. С. 292). 

То есть, Франкл абсолютизирует субъективность и восприятия, и индивидуальной практики. То, что в таком случае человек не смог бы даже вскипятить чай или выйти за порог своей квартиры, остается вне поля зрения Франкла.

И тут же пишет, что «человек свободен в ответе на вопросы, которые задает ему жизнь» (там же, стр. 295). Как же он может быть свободен, если «смыслы» - больше самости человека, они по Франклу даются извне и «обнаруживаются». С другой стороны, как может быть свободным человек в ответе на какие-либо вопросы, если все его ответы заранее отштампованы буржуазными средствами массовой информации.

 Другой стороны, открытость системы «человек» у Франкла оказывается урезанной до индивида: «Психотерапевт не должен навязывать ценностей пациенту». Допустим, но дальше: «Пациент должен быть направлен к своей собственной совести… следует ли поддерживать такой нейтралитет даже по отношению к Гитлеру, я отвечу утвердительно, потому что я убежден, что Гитлер никогда бы не стал тем, чем он стал, если бы не подавил в себе голос совести» (там же, стр. 297).

По Франклу у каждого есть собственная совесть, которая непостижимым (трансцедентным) образом является одинаковой для всех. Но совесть – классовое понятие, у буржуа одна совесть, у рабочих совесть противоположная. Еще хуже: всё человечество на протяжении своей истории только тем и занято было, что подавляло свою совесть: жарило детей на кострах в жертву господу, организовывало крестовые походы, насаждало инквизицию, уничтожало ирландцев, австралийцев, индейцев Южной и Северной Америк, индусов, арабов в Дейр-Ясине, евреев в Едвабне и т.д., и т.п.

Недаром на Нюрнбергском процессе гитлеровцы отнюдь не подавляли свою совесть, они не опускали очи долу, они были уверены в своей невиновности. Они прекрасно знали, что испанцы, англичане, американцы, французы, которые за Хрустальную ночь вырезали 30 тыс. гугенотов, русские, которые в застенках НКВД зверски пытали невиновных – ничуть не лучше их самих.

«… только ошибающаяся совесть может приказать человеку совершить убийство», - уверяет Франкл (там же).

Всё наоборот, только ошибающаяся совесть может приказать человеку не убивать фашистов.

Как же Франкл представляет себе совесть?

«Я лично полагаю, что моралистическая дихотомия эгоизма и альтруизма устарела (еще бы! Б. И.)… моралистический подход в конце концов уступит место онтологическому, в котором хорошее и плохое определяются с точки зрения того, что способствует, а не мешает осуществлению смыслов, независимо от того, мой ли это собственный смысл или чей-либо еще» (там же, стр. 298).

Франкл буквально сакрализует термин «смысл», этот термин означает у Франкла вообще всё. Но у буржуазии смысл – прибыль, у рабочих смысл – отнять у буржуа в ходе профсоюзной борьбы часть прибыли в свой карман. У раба и патриция смыслы не просто разные, они сталкиваются друг с другом, если Франкл пишет об устарелости дихотомии хорошего и плохого, он социально инфантилен.

Подход Франкла по сути ничем не отличается от гитлеровского, согласно которому хорошо то, что полезно нации.

Но всё же – как быть, если «мир жесток и груб»? «… как быть с неизбежным страданием? Логотерапия учит, что боли нужно избегать. Пока только возможно ее избегать. Но если уж несущая боль судьба не может быть изменена, она не только должна быть принята, но может быть превращена в нечто осмысленное, в достижение» (там же, стр. 301).

Великая наука логотерапия. Человечество не знало, что боли нужно избегать. Что касается осмысленного достижения, то это называется мазохизм. Франклу предлагает превратить избиение группой уголовников, вырывание зуба, развод с любимой женой, угнетение отупляющим трудом и т.п. - в осмысленное достижение.

Франкл не шутит! «Люди, приговоренные к пожизненному заключению или смерти в газовой камере, имеют возможность «триумфа», в то время, как люди, пользующиеся успехом, могут находиться в отчаянии» (там же, стр. 305).

Хорошо, что хоть слов «триумф» Франкл поставил в кавычки, но что за триумф он имел в виду? Избавление от страданий? Только-то. Но Франкл явно передергивает, ибо испытывающие отчаяние свободные много счастливее имеющих возможность «триумфа» в газовой камере.

Франкл усугубляет: «… я понял смысл страдания. Оно может иметь смысл, если оно меняет к лучшему тебя самого» (там же, стр. 306).

В таком случае он из всех страданий человечества выделяет мизерную, исчезающе малую часть, которую и рассматривать психиатру не актуально. Или Франкл предлагает спасаться от несчастной любви у психотерапевта??

«Цель психотерапии – исцеление души, цель религии – спасение души» – формулирует Франкл (там же, стр. 334).

Цель религии – обман трудящихся, цель религии – подчинение низших классов высшим, неужели Франкл никогда не слышал этой формулировки? Как религия может спасать душу, если на протяжении всей своей истории она пыталась удушить науку?

«Бесполезно спорить с неверующим, - пишет Франкл, - говоря, что откровения существуют: если бы он убедился в этом, он бы давно уже был верующим» (там же, стр. 335).

Отсюда следует, что Франкл верующий и у него были откровения.

Тот факт, что психиатр не может отличить собственные субъективные переживания от чего-то объективного, внешнего, независимого от его сознания, уже говорит о патологии психиатра.

Франкл сомневается, что неверующему можно каким-либо образом доказать существование откровений. Действительно, это недоказуемо, потому что откровения не существуют. Но если белогорячечнику или наркоману можно объяснить, что его видения – лишь субъективные переживания, не существующие в природе, то сумасшедшему или верующему это доказать невозможно. Они находятся на том примитивной уровне американских индейских племен, которые уверены, что во сне они живут реальной жизнью.

 

Франкла называют создателем логотерапии, т.е. лечения болтовней, но Запад вкладывает в этот термин другой смысл – лечение смыслом.

Однако сам Франкл пишет следующее: «… не устаю повторять, что смысл должен быть найден и не может быть дан, менее всего – врачом. Пациент должен найти его спонтанно» (там же). 

То есть: «Чёрно с белым не носите, да и нет не говорите – Вы поедете на бал?» Как можно подталкивать к какому-либо смыслу, никак этот смысл не обозначая? И что значит «спонтанно», как кот Мурр из сказки Гофмана, спонтанно научиться читать, держа перед собой в лапах книгу?

Но смысл не может быть найден в ходе собеседования. В обществе, в котором миллиарды не едят для того, чтобы жить, и живут, чтобы есть, чтобы получать зарплату – для этих миллиардов не может быть никакого смысла. Рабочий, который обречен десять лет точить одну и ту же гайку, заниматься тяжелым, однообразным, отупляющим. Обезличивающим трудом – не имеет никакого смысла в жизни. Франкл объявляет человека открытой системой – и тут же вырезает из всех наиболее существенных связей человека производственные отношения.

В книге Франкла – и экзистенция, и Ясперс, и эксгибиционизм и т.п. Но всё             это не имеет отношения ни к культуре мышления, ни к культуре человечества. Франкл элементарно не образован в истории религии, не понимает самых простых вещей.

Франкл с гордостью пишет, как один уголовник, отсидевший в тюрьме 11 лет, благодарил его, выжить уголовнику помогла именно книга Франкла.

Но выжить могла помочь любая книга, хоть справочник механизатора, который бы запустил механизм самостоятельного мышления. Именно работа мысли и помогла выжить, фрейдизм в изложении Франкла тут совершенно нипричем.

Что касается реального лечения РЕАЛЬНЫМ смыслом.

Хирург Георгий Синяков ушёл на Юго-Западный фронт на второй день войны. Во время боёв за Киев попал в плен. Прошёл два концлагеря, Борисполь и Дарницу и оказался в Кюстринском концлагере. Возглавил подпольный комитет. Помогал организовывать побеги из Кюстрина. Распространял листовки, где рассказывалось об успехах Советской армии, поднимал дух советских пленных: доктор понял, что это — тоже один из методов лечения.

 

Сновидения

 

По Фрейду сны – это код потаенных желаний, которые удовлетворяются в образах и символах. Нелепее нельзя придумать: то есть, если ученик втайне вожделеет молодую учительницу, то ему обязательно будут сниться зашифрованные сны, и расшифровка обязательно укажет, что ученик удовлетворил-таки свое вождение. Символически.

«Мне снится что-то о профессоре Озере; он сам составляет меню для меня, что действует на меня успокаивающе... (Остальное забыто). Сновидение является реакцией на расстройство пищеварения в этот день, заставившее меня подумать, не обратиться ли мне относительно установления диеты к одному из моих коллег («Толкование сновидений»).

«… сновидение одного молодого человека. Ему снилось, что он снова надевает свой зимний сюртук, хотя ему это и кажется странным. Поводом к этому сновидению якобы послужили неожиданно наступившие морозы. При более подробном рассмотрении сновидения мы замечаем, что обе части его не гармонируют друг с другом. Ибо, что может быть особенно "страшного" в том, что человек зимой надевает теплый сюртук? Невинность сновидения разрушается первой же мыслью, появившейся при анализе, воспоминанием о том, что накануне одна дама откровенно рассказала ему, что ее последний ребенок обязан своим появлением на свет лопнувшему кондому. Он воспроизводит ряд мыслей, возникших у него при этом сообщении: тонкий кондом опасен, толстый же - плох. Кондом же аналогичен сюртуку, его "натягивают"; то же говорится и о сюртуке».

 

Фрейд не понимает, что его толкования абсолютно произвольны, что это всего лишь его фантазии, ничем не доказуемые. Аналогом презерватива могут быть и перчатка, и вязаная шапочка, и колпачок перьевой авторучки и т.д., аналогом сюртука могут быть и шкура медведя, и объем пшеницы (по Марксу), и газету «Комсомольская правда», в которую заворачивают селедку, и пр. Более того, Фрейд считает толкование снов научным. Т.е. одному ряду событий во сне ставит в соответствие ряд событий в жизни, т.е. множество образов во сне гомеоморфно множеству событий в жизни. Это очевидная методологическая ошибка, гомеоморфизм отсутствует. поскольку одно и то же событие у разных людей вызывает разные образы, и даже один и тот же предмет вызывает разные образы у одного и того же человека.

 

Символ человека у Фрейда - дом. С гладкими стенами – мужчина, с балконами – женщина. Символы родителей — император и императрица, но порой символ отца  - разбойник. Паразиты – это дети, братья, сестры, символ родов – вода, отъезд – смерть, одежда – это нагота, машины – половые органы, подъем или спуск означают половой акт и т.п.

 

На самом деле сон – это не просто фантастическое отображение прожитого, попытка прогноза или восстановление белков. Это взаимодействие спящей центральной нервной системы с вегетативной нервной системой. В мозг поступают сигналы обо всех нарушениях в организме, с помощью обратных сигналов организм пытается эти нарушения  исправить.

 

Во сне увеличивается кровообращение в стволовой части мозга и гипоталамусе, что сопровождается повышением температуры мозга, увеличивается потребление кислорода (в стадии быстрого сна), активность неко­торых ферментов, выделение гормона роста, гонадотропных гормонов гипофиза (в период полового созревания).

В первой «уравнительной» фазе сна сильные и слабые условные сигналы вызывают одинаковый рефлекторный эффект. В парадоксальной фазе сильные условные раздражители вызывают уменьшенный, а слабые - увеличенный по сравнению с нормой условнорефлекторный ответ. В ультрапарадоксальной фазе положительный условный сигнал тормозит (вызывает дифференцировочное торможение), а отрицательный (вызывавший дифференцировку), наоборот, вызывает условный рефлекс. В наркотической фазе - общее угнетение условнорефлекторной реакции, при котором снижается интенсивность рефлекторного ответа на раздражители, особенно слабые. В тормозной фазе - полное торможение условнорефлекторной деятельности.

У медленного сна – 5 стадий, с появлением тета-, бета- и дельта-ритмов, «сонных веретен», К-волн. 

Быстрый сон, т.е. со сновидениями, сопровождается учащением дыхания, повышением артериального давления, неритмичным и частым пульсом, усилением гормональной активности, повышением температуры тела, возможна остановка дыхания.

 

Сон - это не разлитое торможение по коре мозга, как полагал И. П. Павлов, т.к. во время сна нейроны мозга находятся не в тормозном, а в возбужденном состоянии, происходит реорганизация функций мозга, а не общее снижение нейронной активности. Во время сна ни в коре, ни в подкорке нет полного прекращения активности нервных клеток. Состояние сна является результатом активирования специальных сомногенных систем.

Быстрый сон возникает несколько раз за ночь и длится несколько минут, хотя саму спящему кажется продолжительным. Однако если спящего будить во время быстрого сна, он не отдохнет и будет засыпать днем.

Во время сна некоторые функции нейронов переходят к глиальным клеткам, скорость передачи электрохимических импульсов существенно возрастает. Это дает возможность быстрее перерабатывать полученную информацию, делать прогнозы.

В прогностической способности мозга нет ничего мистического. П. К. Анохин доказал, что прогностическими способностями обладают даже простейшие: в протоплазме процесс отражения обладает качественно новой возможностью «опережать ход последовательных событий во внешнем мире» (Психическая форма отражения действительности. В кн. «Ленинская теории отражения и современность». М., С., 1969. С. 133).

 

Фрейд пишет: «Чем больше занимаешься толкованием сновидений, тем больше убеждаешься в том, что большинство сновидений взрослых имеет в основе своей сексуальный характер и даёт выражение эротическим желаниям» (Толкование сновидений, 1913).

Карл Густав Юнг, ученик Фрейда, не разделял концепцию Фрейда, будто сновидения являются «шифром», кодирующим запретные импульсы либидо, репрезентацией неосуществленных желаний, считая такой взгляд упрощенным и наивным. На самом деле сновидение, писал Юнг, является «прямой манифестацией бессознательного». Сознательная, или «дневная» жизнь души дополнена бессознательной, «ночной» стороной, которую мы воспринимаем как фантазию. Юнг считал, что, несмотря на очевидную важность нашей сознательной жизни, нельзя недооценивать важность бессознательной жизни в сновидениях.

Юнг считал, что архетипы (Анима и анимус, Тень, сумма всех архетипов Герой, символ самости и т.д.) проявляют себя в снах через символы или персонажей. Это может быть старик, молодая девушка или огромный паук. Каждый воплощает бессознательную установку, по большей части скрытую от сознания. 

 У Юнга базисом образа святой Троицы являются мужские гениталии.

Абсурдность схем Фрейда и Юнга очевидна.

 

И. М. Сеченов считал сновидения «небывалыми комбинациями бывалых впечатлений», Павлов - что «сновидения есть следовое, притом большей частью давнее раздражение».
 Однако не обязательно «небывалое» и не обязательно давнее – во-первых, нет сомнения, что врачу, венному, спортсмену, дворнику, лесничему, уголовнику, физику, патологоанатому, школьному учителю  и пр. снятся весьма специфические сны, причем из ближайшего прошлого. Плотно работающим с литературными текстами снятся сны с развитым сюжетом. 

Во-вторых, прогноз будущего происходит в отношении того, что не является актуализированным, хотя и недавним. Поэтому прогноз выглядит как нечто мистическое.

В-третьих – действительно, сновидение является реакцией на стрессовую ситуацию. Можно согласиться, что возникает вытеснение вследствие подавления социумом индивидуального «Я» (Эго). Однако Фрейд сильно сужает область стресса до сексуального напряжения. На самом деле стресс возникает и производственных отношениях, и при получении большого объема информации, и при трудностях анализа небольшого объема информации, при решении какой-либо задачи и т.д. Д. И. Менделееву приснилась таблица Менделеева, Бору – атом Бора в виде Солнечной системы, химику Ф. А. Кекуле приснилась кусающая свой хвост змея, так была открыта формула бензола и т.д.. Пишущему эти строки приснилась война РФ с НАТО за два месяца до начала спецоперации.
 

Разумеется, ни один сонник не сочетается со схемами Фрейда или Юнга, кроме того, в разных сонниках одно и то же соответствует абсолютно разным событиям (как и при гадании на картах). Сонник – тоже не гомеоморфизм, это ключ. Если достаточно долго листать какой-либо сонник, т.е. привыкнуть, запомнить, то события в будущем будут соответствовать толкованию образов в сне именно в данном соннике. Если привыкнуть к другому соннику – соответствия будут иными. Если не пользоваться сонниками, прогнозы будут сниться в явном виде.

 

В значительной степени на содержание сна влияют непосредственные физические факторы: положение лежащего тела, качество постельных принадлежностей, направление силовых линий магнитного поля Земли и его напряженность, приток свежего воздуха, освещенность, температура окружающей среды. Ко второго рода факторам относятся дневной рацион, особенно ужин, различные ссадины или простуды, такие медикаменты, как цитрамон или анальгин, вызывают яркие, фантастические сны, вино, как отметил еще Пушкин, вызывает «веселые сны». К третьего рода факторам относятся значимые события в течение дня, недели, месяца.

Сном, сновидениями можно управлять с помощью фармацевтических средств. 

Циклами сна управляет триптофан, являющийся мимическим медиатором чувств тревоги и отчаяния, участвуют в процессе другие аминокислоты, ГАМК, тормозной нейромедиатор центральной нервной системы, и глутамат, играющий ключевую роль в сохранении воспоминаний.

 

Одна из важнейших функция сна – приведение к цельности, «сборка» организма, который в результате действия каких-либо внешних или внутренних факторов пришел в «разобранное» или тревожное состояние.

Как утренняя физзарядка, уборка квартиры, книга или соната, сон структурирует внутреннее время и пространство человека. Без этой структурной сборки человек может погибнуть без всякой болезни. Так, кузнец Пермского моторостроительного завода был уволен в связи с закрытием металлургического цеха №11, он занимался индивидуальной ковкой. Через неделю он умер, ему было 60 лет. Сотрудник Пермского центра гигиены и эпидемиологии так же был уволен, через месяц скончался от инсульта, сидя в ванной.

Разумеется, здесь и повышение тонуса, и воздействие произведения искусства, и нарушение привычного образа жизни, исчезновение смысла – но речь о другом: о разрушении доминант в коре головного мозга.

Разрушить систему доминант могут самые разнообразные случайные факторы: то, что в квартире переночевал посторонний, неожиданный громкий звук, словом, всё, что называется «не с той ноги встал». У больных шизофренией наблюдается обратная картина, попытка сосредоточиться приводит к расстройству доминант.

 

Быстрый сон длится секунды или минуты, но за это время человек интенсивно проживает сутки (по времени, как он это воспринимает во сне) и более.

Многие утверждают, что не видят снов, на самом деле за ночь сны забываются.

Любопытна замена во сне негатива (негативного человека) на позитив и наоборот, в университете филологический факультет перемещается в физический корпус, мертвые становятся живыми, в уравнении плюс меняется на минус и т.д., а также перенесение на себя состояния близкого человека, например, тяжелой болезни или успеха.

Во сне человек не только предсказывает и совершает открытия, но и проясняет для себя отношения с людьми, которые ему не совсем понятны, сочиняет стихи, музыку, свободно разговаривает на иностранных языках – заторможенные участки коры головного мозга становятся активными.

Мужчина и женщина в одной комнате могут видеть «общий» сон, в действии которого они являются соучастниками. Ничего мистического здесь нет, а есть обмен половыми феромонами.

Во сне человек способен контролировать себя, осознавать, что он спит, совершать волевые поступки, легко прыгать с высотного дома (ведь смерть не грозит), сражаться с сотней врагов, летать над горами и морями и пр.

Но самое удивительное, что во сне чувства, которые человек переживал много лет назад, 

которые со временем угасли, истерлись, он вновь переживает как свежие. Причем ощущение сохраняется короткое время и после пробуждения.

 

***

 

Содержание книг Фрейда никак нельзя назвать научным, исследовательским. Например, он пишет о себе: «Я вспоминаю, что в детстве мне часто рассказывали, что при моем рождении какая-то старуха-крестьянка предсказала моей матери, что она подарила жизнь великому человеку». Еще Фрейд замечает, что слова какого-то профессора ему показались смешными. Или: «Во время моего последнего итальянского путешествия, когда я между прочим проезжал мимо Тразименского озера, я увидел Тибр, и, к глубокому своему сожалению, должен был повернуть обратно, не доезжая восьмидесяти километров до Рима…» Фрейд также часто пишет о своем настроении и пр. Такого рода фрагментами плотно усеяны все его книги.

 

Метод Фрейда в действии

 

О ничтожности Фрейда в психиатрии говорит его следующее заявление: «… гомосексуалисты – это лица, которые вследствие эрогенного значения собственных половых органов лишены возможности принять сексуальный объект без половых органов, подобных своим… Нет никакого основания допускать существование особого гомосексуального влечения. Гомосексуализм вырабатывается не вследствие особенности во влечении, но в выборе объекта… Ганс гомосексуален, как се дети. в соответствии тому, что он знает только один вид половых органов, такой, какой у него».

Фрейд без тени сомнения уверяет, что число гомосексуалистов «очень значительно» («Три очерка по теории сексуальности»).

 

Возникает вопрос о чистоплотности юного Фрейда, часто ли его родители водили в баню. Но с чего он взял, что сексуальное влечение у детей должно быть не к противоположному полу, а к собственному?? Фрейд полагает, что ДО полового влечения к кому-либо возникает влечение к самому себе?

Но Фрейд не ограничивается фантазией на тему детства. В США в основе диагностики сексуальных извращений лежал именно фрейдистский метод, который квалифицировал их как патологический страх перед противоположным полом вследствие травмы, полученной в детстве.

 

Половые извращения – «группа психо-физиологических расстройств, при которых половое удовлетворение вызывается источником, не вызывающим возбуждение и половое удовлетворение у нормального человека».

Медицинская энциклопедия насчитывает тысячи видов половых извращений. Среди них геронтофилия (секс с престарелыми), тотемизм (секс с вещами), гомосексуализм (однополый секс), педофилия (секс с несовершеннолетними), некрофилия (секс с трупами), зоофилия (секс с животными). В Уголовном Кодексе СССР существовала тюремная статья «за изнасилование крупного рогатого скота со смертельным исходом», склонение к гомосексуализму также подвергалось уголовному преследованию (однако лечение, в отличие от США, имело терапевтический и не репрессивный характер). Наоборот, в гитлеровской Германии были широко распространены легальные гей-клубы.

 

Медицинские исследования показывают, что такое половое извращение, как гомосексуализм, имеет два социально-биологических корня: 1) неблагоприятные условия жизни, стрессовые состояния и 2) генетические отклонения. Поскольку в начале своего возникновения на планете живые организмы являлись гермафродитами (некоторые виды рыб остались гермафродитами), генетический гомосексуализм является атавизмом, наподобие остатков хвоста в виде копчика. Иногда болезнь протекает параллельно с нормальной половой жизнью, иногда ее вытесняет.

Можно представить, сколько людей в США были искалечены психически методом Фрейда.

 

Тем не менее: Фрейд отмечает, что есть две точки зрения на феномен однополой любви (инверсии): дегенерация нервной системы и врожденность. При этом почему-то противопоставляет эти точки зрения, будто они взаимоисключают друг друга. Во-вторых, он не знает, в чем состоит врожденность – что естественно, поскольку понятия гена Фрейд не мог знать. Он лишь указывает на соматический гермафродитизм и заявляет, что он не может быть причиной инверсии.

Во фрагменте с подзаголовком «Объяснение инверсии» нет никакого объяснения.

Наконец, Фрейд честно объявляет: «… мы не в силах дать удовлетворительное объяснение образованию инверсии на основании имеющегося до сих пор материала…»

При этом указывает, что «… для объяснения инверсии необходимо принимать во внимание бисексуальное предрасположение… но что нам только неизвестно… в чем… состоит это предрасположение…» («Три очерка по теории сексуальности»).

Как можно говорить о каком-либо лечении извращения, если Фрейд не желает видеть очевидные причины болезни?

 

Сексуальность Фрейд (и не только он) обнаруживает даже у грудных детей, в качестве проявления – сосание груди. «Сосание, - без тени сомнения рубит Фрейд, - … поглощает все внимание и кончается сном или моторной реакцией вроде оргазма».

Называется – кто о чем, а вшивый о бане.

«Нередко сосание, – продолжает Фрейд, - сопровождается растирающими движениями рук по определенным чувствительным частям тела, груди, наружных гениталий. Таким путем многие (!!! Б. И.) дети переходят от сосания к мастурбации».

Впечатление, что Фрейд сам всё это видел своими глазами. 

Как могут дети инстинктивно растирать эрогенные зоны, если они не достигли полового созревания, если нет еще соответствующих гормонов? Но Фрейд, не смущаясь нелепостью предположения, пишет, что при таком вот эротическом сосании «цель принятия пищи исключается». Здоров ли Фрейд?

 

Тот факт, что инверсия есть следствие в том числе бедности, недоступен пониманию Фрейда.

Тот факт, что, с другой стороны, инверсия есть следствие богатства, тоже. Для первых нет средств ухаживать за девушкой, вторые, пресыщенные, ищут разнообразия в удовольствиях.

Тот факт, что инверсия – частый гость в неблагополучных семьях, если семейная жизнь тяжела и порождает постоянные стрессы (что можно видеть у литераторов Англии, см. Б. Ихлов, «Не все золото, что блестит») – тоже вне поля зрения Фрейда.

 

Одним из механизмом забывания (имен) Фрейд считает «нарушение хода мысли силой внутреннего протеста, исходящего из чего-то вытесненного» («Психопатология обыденной жизни»).

На самом деле есть один всеобщий механизм забывания, в том числе имен: если то, что забывается, несущественно в жизни конкретного человека. Например, рабочий может годами изучать математику, но он ничего не запомнит – поскольку в процессе производства эти знания ему не требуются.

Наоборот, якобы «вытесненные» образы смерти близкого человека помнятся хорошо, в мельчайших деталях, несмотря на все усилия забыть.

 

Фрейд всерьез считал, что описки (20-е мартобря и пр.) бывают неслучайно, что все они обусловлены какими-либо событиями в жизни. Что явно неверно.

 

Редукционизм

 

В трудах Фрейда нет ни единой таблицы со статистическими данными, ни единого внятного анамнеза, ничего научного, одни литературные высказывания плохого качества.

Можно было бы сказать, что психоанализ – лженаука, как хронобиология или нетрадиционная медицина. Но главный ее смысл в том, что она буржуазна.

В период перестройки советские профессора философии расписывали Фрейда чуть ли не как материалиста, восставшего против буржуазной идеологии. И в начале 20-х прошлого века Л. С. Выготский и Ал . Лурия писали о фрейдизме: «Буржуазная наука рождает материализм, роды эти часто бывают тяжелыми и затяжными, но – надо только найти, где зреет материализм, найти, чтобы охранить и использовать эти ростки».

Мы видели, что никаких «ростков» во фрейдизме нет. И сам Выготский отмечает, что «психоанализ не продолжает, а отрицает методологию марксизма» (Соч., М., 1982. Т. 1. С. 332).

Фрейд в духе редукционизма, в духе социал-дарвинизма сводит психиатрию к лечению оторванного от социума индивидуума. 

 

Индивидуум остается биологическим, социальная сфера добавляет к его биологии торможение животного естественного отбора, у человека ослаблены зрение, обоняние, снижение физических нагрузок ведет к гиподинамии и т.д. Хотя Маркс, подчеркивая, что законы биологии не могут быть уничтожены (Письмо Людвигу Кугельману от 11.7.1868. Соч., 1964. Т. 42. С. 461), отмечал действие именно животного естественного отбора наиболее сильных рабочих при вырождении населения в условиях капиталистического производства (Капитал. Соч., 2 изд., 1960. Т. 23. С. 279).

Воздействие вредных химических отходов производства, шумовое и радиозагрязнение среды приводит к чисто человеческим хроническим заболеваниям (которые уже в 70-е годы XX века составляли до 70% всех болезней), нервно-психическим, сердечно сосудистым заболеваниям,  онкологическим новообразованиям, к вредным мутациям, которые, как отмечал Эфроимсон, ведут к появлению наследственно неполноценных людей. Кроме того, возникли направленные изменения морфологических признаков, уменьшение, истончение костей (грациализация), изменение формы черепа (брахикефализация), матурация, акселерация, маскулинизация и пр. Влияние средств массовой информации, применение половых гормонов, употребление генетически модифицированных продуктов питания и т.п. обусловливают и психические расстройства самого разного типа, и генетические заболевания, хромосомные болезни -  моносомия, трисомия, наследственные болезни обмена веществ – галактоземия, фенилкетонурия. Наконец, кроме приобретенной шизофрении существует врожденная и т.п. Существует даже точка зрения, что воздействие социума рано или поздно выведет человека за пределы вида Homo Sapiens. Что, возможно, недалеко от истины, поскольку конвейерный обезличивающий труд делает из человека обезьяну.

 

Таким образом, даже воздействие «физических» социальных факторов а человека выводит медицину за пределы биологии индивидуума.

Но личность человека – это не качество, присущее отдельному индивиду, сущность человека – не только в его уникальности, а трансцеденция, о которой писал Франкл,   имеет отношение не к мистике, а к общественно исторической практике. Личность есть конкретная совокупность общественных отношений, пишет Маркс в «тезисах о Фейербахе», личность есть новое системное качество, возникающее только в обществе Homo Sapiens, причем не просто в процессе изготовления, хранения и применения орудий труда, но в процессе именно коллективного труда. В этом плане любые понятия, выработанные в обществе, суть архетипы.

Отрывать эту сущность человека от его психики и, соответственно, от психических заболеваний – значит мошенничать. Но именно этим и занимался Зигмунд Фрейд.

 

Фрейд редуцирует сферу психиатрии до биологического. То есть, отвергая качественно разные формы движения материи, выступает, с одной стороны, с позиций механицизма Декарта-Ламетри-Гоббса-Дидро-Гельвеция-Гольбаха, а с другой – с позиций мистицизма, выдавая собственные фантазии за реа льность.

Реальная же, практическая психиатрия изучает органические заболевания мозга, эпилепсию, шизофрению, биполярное аффективное расстройство (мании, депрессии, маниакально-депрессивный психоз).

Например, психоорганический синдром - состояние психической слабости, обусловленное органическим поражением головного мозга (при сосудистых заболеваниях головного мозга, поражениях ЦНС, сифилисе, черепно-мозговых травмах, интоксикациях, хронических нарушениях обмена веществ, при опухолях и абсцессах головного мозга, энцефалите, при атрофических процессах головного мозга в предстарческом и старческом возрасте (болезнь Альцгеймера, старческое слабоумие). В наиболее лёгкой форме психоорганический синдром представляет собой астеническое состояние со слабостью, повышенной истощаемостью, эмоциональной лабильностью, неустойчивостью внимания, снижением работоспособности. При тяжёлых формах на первое место выступает интеллектуально-мнестическое снижение, доходящее до степени слабоумия (деменция).

 

Социальная психиатрия изучает влияния факторов социальной среды на психическое здоровье, включает в себя   эмпирику, базирующуюся на социологии, и терапевтическую практику.

В формулировке G. Huber (1987) социальная психиатрия есть совокупность методов лечения и реабилитации лиц с психическими расстройствами (дневные и ночные клиники, клубы пациентов, мастерские, общежития и т. п.). По мнению A. Лейгтона в предмет социальной психиатрии входят следующие положения:  1) ориентация на общности людей, на на социокультурные процессы, 2) привнесение в клиническую психиатрию знания общественных наук о поведении человека.

Л. Чомпи рассматривает социальную психиатрию как «часть общей психиатрии, которая понимает и лечит пациента в пределах, а также вместе с его социальным окружением».

Один из основателей советской социальной психиатрии – Д. Е. Мелехов.

По Т. Б. Дмитриевой и Б. С. Положию (1994) задачами психиатрии являются изучение: 1) связи факторов социальной среды с распространённостью, возникновением, клиническими проявлениями и динамикой психических расстройств, 2) возможностей социальных воздействий в терапии, реабилитации и профилактике психической патологии.

 

***

 

Аналогия между фрейдизмом и лысенковщиной имеет глубинный характер. Как лысенковщина затормозила на долгие годы развитие генетики, микробиологии и даже квантовой механики в СССР, так фрейдизм надолго. Вплоть до начала 60-х, затормозил развитие психиатрии в США. Недаром американцы лечили гомосексуализм с помощью электрошока и лоботомии.

Франкл описывает случай: «… С. … обратилась к нам по поводу фригидности. В детстве она была лишена невинности собственным отцом». Пациентка находилась под впечатлением от лекции по психоанализу. ««Это должно было потом сказаться», - таково был ее убеждение… сформировался библиогенный страх ожидания… пациентка во время интимны отношений со своим партнером все время «была начеку»» (стр. 351). Франкл предложил ей не заострять внимания на проблеме. А сколько десятков тысяч остались фригидными?

Фрейдизмом дело не заканчивается, в ряде штатов до сих пор запрещено преподавать в школах теорию эволюции, вместо истории мира и собственной страны в вузах изучают фальсификацию истории, после выступлений BLM хорошие знания по математике могут стать основанием для обвинения в расизме. В физике финансирование в ущерб магистральным направлениям направлено на развитие весьма спорной теории струн, которая не находит экспериментального подтверждения, об этом пишет Ли Смолин.

Аналогия эта в очередной раз указывает на тождество социальных систем СССР и США.

 

Февраль 2023