Историк развенчала два мифа Путина о причинах начала военной операции на Украине

На модерации Отложенный

                                                                                                                    Историк развенчала два мифа Путина о причинах начала военной операции на Украине

Президент РФ Владимир Путин объяснил начало военной операции на Украине четырьмя претензиями к НАТО, но две из них являются ошибочной трактовкой событий.

Об этом в колонке для Financial Times пишет профессор истории Университета Джонса Хопкинса, исследователь истории распада советского блока Мэри Эллис Саррот. Первая претензия Путина сводится к тому, что в 1990 году США давали СССР гарантии того, что НАТО «ни на дюйм» не расширится на восток в обмен на согласие Москвы на объединение западной и восточной Германии.

Во-вторых, Путин утверждает, что Североатлантический альянс подтвердил это обещание в Основополагающем акте Россия – НАТО в 1997 году. Третья претензия Путина – бомбежки Югославии натовской авиацией, четвертая – декларация саммита НАТО в Бухаресте в 2008 году, в которой блок приветствовал стремление Украины и Грузии вступить в НАТО.

Две первых претензии не соответствуют действительности, отмечает Саррот со ссылкой на документы, которые она специально проанализировала для книги «Ни на дюйм: Америка, Россия и создание тупиковой ситуации после холодной войны». Ученая добилась рассекречивания переговоров президента США Билла Клинтона с российскими лидерами.

Идея о том, что НАТО откажется от дальнейшего расширения на восток, действительно обсуждалась на уровне глав внешнеполитических ведомств США и ФРГ Джеймса Бейкера и Ганса-Дитриха Геншера в начале переговоров в 1990 году.

Именно в этих переговорах использовалась формулировка о нерасширении НАТО «ни на дюйм», к которой часто апеллирует Путин, отмечает Саррот.

Однако эта идея была отвергнута президентом США Джорджем Бушем-старшим. Уже в феврале того же года Буш сообщил Бейкеру, что не считает нужным накладывать ограничения на дальнейшее расширение альянса. Тогда же Бейкер в конфиденциальной переписке попросил западногерманских коллег «избегать в будущем» обсуждения географической «юрисдикции» НАТО, с этой позицией согласился канцлер ФРГ Гельмут Коль, отмечает исследователь.

Несмотря на это, Геншер сохранил и первоначальный вариант концепции, которая также нашла поддержку у немецких дипломатов более низкого уровня. При подписании в сентябре 1990 года Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии (Договор «2+4») верх взяли противники ограничения расширения альянса. Они настоялли на том, что формулировки договора позволяют НАТО распространить статью 5 (гарантирует, что нападение на члена НАТО рассматривается как нападение на всех) на территорию Восточной Германии. Договор «2+4» был подписан главами МИД ФРГ, ГДР, США, СССР, Франции и Великобритании.

СССР согласился на условия договора, так как остро нуждался в западной финансовой поддержке. Четкого запрета на вступление в НАТО новых членов в договоре также не было, подчеркивает Саррот.

Договор был воспринят в НАТО как прецедент распространения 5-й статьи на страны, входившие в Организацию Варшавского договора (ОВД). Другая трактовка была в Москве. Она настаивала на том, что договор запрещает дальнейшее расширение альянса.

Дополнительную путаницу внес подписанный в 1997 году Основополагающий акт Россия – НАТО. Президент России Борис Ельцин, комментируя подписание документа, заявил, что он запрещает НАТО использовать любую военную инфраструктуру бывших стран ОВД в Центральной и Восточной Европе. Однако такое положение в документе отсутствовало, пишет Саррот.

В 2021 году Россия выдвинула требования к НАТО вернуться к границам 1997 года. НАТО не стало подписывать предложенный Москвой документы. Формально это послужило началом военной операции на Украине.