Взятие Эрзерума

На модерации Отложенный

Автор: Елена Мачульская

 

16 февраля 1916 года части Кавказской армии под командованием Николая Юденича после тяжелого кровопролитного штурма вошли в Эрзерум. Это была одна из самых удачных операций Императорской армии в ходе Первой мировой войны.

В конце 1915 года турецкий генерал Энвер-паша начал перебрасывать войска, освободившиеся после Дарданелл, в Ирак, против англичан. Туда же был направлен с русского фронта и корпус Халил-бея. После разгрома британцев весной 1916 года турки собирались обрушить все силы на Кавказскую армию. Но русское командование сыграло на опережение и воспользовалось возможностью внезапно ударить по врагу. Операция была подготовлена блестяще — о будущем наступлении в войсках не подозревали. Даже командиры были оповещены в последнюю минуту.

Для наступления Юденич имел 75 тысяч человек. Это было разнородное войско: обычные солдаты, казаки, а также дружинники (по большей части из местных армян). Армия располагала 372 орудиями и 20 аэропланами.

У находившейся в районе Эрзерума 3-й турецкой армии под командованием Махмуда Камиль-паши было 122 орудия, 40 эскадронов конницы и несколько десятков тысяч солдат. В общей сложности 60000 человек. Но Камиль-паше в ближайшее время должны были прислать солидное подкрепление.

28 декабря 1915 года перед самым Новым годом в 30-градусный мороз русские войска нанесли неожиданный удар. За два дня войска Юденича разгромили левый фланг турецкой армии, и вышли в тыл обороняющимся на Киприкейской позиции. Тогда Керим-паша перебросил на это направление войска с правого фланга, тем самым сильно его ослабив. Командующий Кавказской армией тут же воспользовался оплошностью врага и атаковал это направление. Турецкая оборона в одночасье рухнула, и османы бросились в беспорядочное бегство, оставляя укрепленные позиции. Так была взята прикрывавшая подступы к Эрзеруму крепость Гасан-кала.

Но взять Эрзерум с ходу было невозможно — он был слишком хорошо укреплен. Поэтому Юденич приступил к подготовке штурма. Необходимые манёвры, обеспечившие главную операцию и не позволившие туркам стянуть к Эрзеруму все силы с других направлений, перегруппировки войск, изучение подступов, разведка противника, подготовка тыла заняли три недели.

В войсках были созданы штурмовые отряды — они состояли из хорошо вооруженной пехоты, которым придавались орудия и саперы. К городу подтянули тяжелую артиллерию: 29 гаубиц и 16 мортир калибра 152 мм, которые плотно «обрабатывали» вражеские позиции.

Замысел Юденича состоял в том, чтобы прорвать фронт на северном правом фланге и, обойдя самые мощные оборонительные позиции турок, ударить на Эрзерум с западной, внутренней стороны хребта Деве-Бойну во фланг и тыл 3-й турецкой армии.

Чтобы враг не мог усиливать одни участки за счет других, атаковать его предстояло круглосуточно. Свои силы Юденич распределил неравномерно, и наступающие колонны были неравнозначны. Удары наносились как бы со «ступенчатым» наращиванием и взаимным усилением в сторону правого крыла.

Юденич решил использовать фактор внезапности и атаковать турецкие позиции ночью под прикрытием метели — тогда атакующие русские части в своих маскхалатах становились невидимыми врагу.

Наступление было назначено на 11 февраля. Артподготовка началась в 14.00, а в 23 часа русские войска пошли на штурм.

Ожидания Юденича оправдались, турки, не видя атакующие русские части, вынуждены были вести огонь вслепую, наугад, практически не причиняя вреда. И вскоре русские солдаты ворвались на позиции противника.

В течение двух суток бойцы ударных групп взламывали северный фланг турецкой обороны, брали укрепленные позиции одну за другой, захватывали турецкие форты. 13 февраля русские вышли к самому сильному последнему рубежу обороны крепости на северном фланге, форту Тафта. Уже на следующий день форт Тафта, атакованный кубанскими пластунами и стрелками 2-го Туркестанского корпуса, пал.

Так был взломан северный фланг турецкой системы укрепления, и русские войска вышли в тыл эрзурумской обороны. В прорыв была введена конница: Сибирская бригада и полки 5-й казачьей дивизии. Одновременно 1-й Кавказский корпус Калитина возобновил атаки с фронта, и турки заметались — русские выходили им в глубокий тыл, грозя перерезать пути отхода. Ещё державшиеся форты превращались в ловушки. И турецкие части начали спешно их оставлять. Сам Эрзерум оборонять уже никто не стал. Вся 3-я турецкая армия с турецким и немецким командованием во главе устремилась в бегство. В 5 часов утра 16 февраля части Кавказской армии без боя вошли в Эрзерум.

Разгромив 3-ю турецкую армию и продвинувшись с боями на 150 километров, русские войска потеряли убитыми и ранеными чуть более 8 тысяч человек. Урон же врага составил 66 тысяч погибших и получивших ранения, не считая 13 тысяч, попавших в плен.

За это сражение генерал получил орден Святого Георгия 2-й степени. Николай Юденич был последним в Российской Империи, кому вручили эту высокую награду.

Вслед за Эрзерумской наступательной операцией последовали другие победы над турецкой армией. Взятие Эрзерума открыло русским путь на Трапезунд (Трабзон), который был взят в апреле, а позже, в июле, был взят Эрзинджан. Русская армия глубоко продвинулась на территорию Турецкой Армении и летом 1916 года уже контролировала всю Западную Турцию. Кроме того, благодаря взятию Эрзерума было остановлено турецкое продвижение в сторону Суэцкого канала и Египта, а английская экспедиционная армия в Месопотамии получила большую свободу действий.