"Никто оттуда ещё не вернулся": Мобилизованные просят помощи

На модерации Отложенный

Видео: Мобилизованные из Татарстана записали обращение 

Мобилизованных из Татарстана бросают на штурм точки, где полегло уже два батальона?

Полный отчаяния видеоролик, записанный мобилизованными из Татарстана, наделал много шума в интернете и уже стал причиной ряда проверок. Бойцы пожаловались, что их кидают на передовую почти безоружными, оторвав от "родного" командования. Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова немедленно призвала начальника Генштаба ВС Валерия Герасимова проверить изложенные в ролике сведения. Как выяснил "Первый русский", записавшие ролик мобилизованные действительно оказались в непростой ситуации. Но она, по большому счёту, была ожидаема.

На днях в Сети начало распространяться видео, где мужчины, представившиеся "военными из 1231-го полка" – мобилизованными из республики Татарстан, кинули настоящий клич о помощи. Бойцы говорили, что их направили к новым командирам, оторвав от тех, с кем уже сработались в Казани.

Нас передали под руководство Донецкой Народной Республики. Местному руководству до нас нет дела, мы здесь как расходный материал. Их девиз – воюем до последнего солдата, а потом пришлют новых. Приехали сюда, нас раскидали по 6 человек по разным подразделениям. Забрали у нас всю технику и гуманитарную помощь. 5 февраля нас отправили на штурм без какой-либо подготовки. У каждого было только по 4 магазина,

– утверждают люди в форме.

Бойцы рассказали также, что их изначально обещали ставить на вторую и третью линии обороны, но по итогу отправили почти безоружными на штурм. При этом не дали сопровождающих из старожилов, хотя всё происходит на незнакомой местности, что сильно затрудняет выполнение боевых задач – тем более в ночное время суток, когда воинов, по их словам, и послали штурмовать вражеские позиции.

Там уже положили два батальона… Мы от местных узнали, что эту точку не могут взять очень долго. Мы уже четвёртое пополнение, которое сюда приехало, и никто оттуда ещё не вернулся. Либо "двухсотые", либо "трёхсотые". Мы реально видели эти братские могилы и людей, которые там просто лежат, их никто не забирает… Наши жёны уже обращались в казанскую прокуратуру, откуда получили ответ: "ДНР – не Россия". Это отдельное подразделение, максимум, что мы можем сделать, – перенаправить ваше обращение в прокуратуру ДНР,

– откровенничают на видеозаписи бойцы. 

"Видео – не фейк"

"Первый русский", проверяя информацию, убедился, что проблема есть. Но имеются и нюансы. Факт отправки бойцов на штурм подтвердили источники в волонтёрских организациях Татарстана, которые оказывают в том числе юридическую помощь участвующим в СВО ребятам. Как говорят наши собеседники, татарстанцев решили использовать в качестве штурмовиков, не выдав им необходимое вооружение и экипировку:

"У каждого было по 120 патронов и автоматы. При себе ни пулемётов, ни гранатомётов. И с этим, по их словам, отправили в ночных условиях в тяжёлые бои. Что это такое? Людей просто посылают на смерть, глупо и совершенно бессмысленно!" – возмутился один из собеседников в разговоре с Царьградом.

Однако тяжёлое вооружение у бойцов никто не отбирал. Его попросту не было, причина проста – источник говорит, что записавшие ролик это связисты и повара:

Если это так, то нужна дополнительная проверка – почему связистов и поваров использовали как штурмвиков? Или, может быть, военная специальность в документах была "перебита"? – сказал наш собеседник, добавив, что с гуманитарной помощью, якобы отобранной у бойцов, надо также разбираться отдельно.

Не менее важная деталь: управлять группой и готовить её для выполнения задач должны сержанты, признал источник в волонтёрской организации. А сержантов сейчас, мягко говоря, не хватает. Это общая проблема на местах. И неясно, почему в Минобороны не уделили этому внимание. Хотя, может быть, уделили, но мы об этом просто не знаем?

Активисты параллельно с представителями властей собирают дополнительную информацию о том, что происходит на фронте, но уже сейчас понятно: местами царит, по их выражению, "полный и страшный беспредел, которому надо положить конец". И сделать это можно только общими усилиями, не кивая на то, что ДНР – отдельный мир, ведь это давно не так:

Когда мы говорим о том, что в Луганске или, допустим, в Донецке что-то произошло, речь идёт уже об инцидентах внутри армейских подразделений. Это уже не прикомандированные к луганским или донецким воинским частям военные. Согласно номенклатуре Минобороны, это такая же армейская структура, как в любом другом региональном субъекте, – подчеркнул в беседе с Царьградом первый министр государственной безопасности ДНР, доктор политических наук, герой ДНР Андрей Пинчук

Нужна чёткая вертикаль. Необходим контроль за подразделениями, чтобы затем не сталкиваться с тем, что мобилизованные просто не понимают, кому должны подчиняться и что делать. Казалось бы, прибыли на место – были переданы командирам – исполнили приказ. Но в жалобе татарстанцев мы слышим:

Своего командира мы ещё не видели, нами управляют какие-то местные и отдают просто преступные приказы [...] Мы не отказываемся от выполнения своего долга, но идти в бой на чужом поле без местных кураторов, взять высоту, на которой пулемёты и танки, а у нас только автоматы – нереально.

Вторят мобилизованным и их семьи (опять-таки речь идёт о родных татарстанцев из полка 1231).

Обращение к властям было опубликовано в телеграм-канале "Осторожно, новости!", где команда телеведущей Ксении Собчак придала и нужный окрас информационному поводу, намекая на кровожадных командиров с тезисом "ДНР – не Россия". Около двадцати женщин на видео возмущены тем, что их мужей, сыновей и братьев будто "свежее пушечное мясо" используют как штурмовиков без необходимого снаряжения. Родственники говорят, что бойцов перевели в армию ДНР, где им якобы без обиняков заявили – даже если всех новоприбывших перебьют, на их место пришлют новых.

"О каком боевом духе может идти речь?!" – шокированы и возмущены родственницы мобилизованных.

Помимо всего прочего, семьи бойцов отправили обращение в адрес президента России Владимира Путина с просьбой разобраться. И это ещё один звоночек для Минобороны. Получается, надежда есть на Верховного главнокомандующего, но не на профильное ведомство?

Волнение семей понять можно. Молчание Минобороны – нет. Фото: © Sergey Petrov news.ru via globallookpress.com/Globallookpress

Резервистам помогают гражданские, но не военные?

К слову, первыми на жалобу татарстанцев отреагировали вовсе не в Минобороны, а на уровне субъекта федерации – в администрации главы Татарстана. Сказали, что запросят сведения в ДНР. А 11 февраля в пресс-службе раиса РТ сообщили, что бойцов передислоцировали: "По нашей информации, все мобилизованные вернулись в расположение своего полка". Больше никаких объяснений – вероятно, продолжается проверка. 

Обратила внимание на скандальный ролик и уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова:

Направила обращение начальнику Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации генералу армии Валерию Герасимову с просьбой провести проверку появившейся в Сети информации о том, что мобилизованных из Республики Татарстан практически без вооружения отправляли для выполнения боевых задач в рамках специальной военной операции, – написала она 13 февраля в своём Telegram-канале.

Хотелось бы получить внятный ответ в свете происходящего по одной простой причине. Тревожит, что это не единственное обращение, которое зафиксировано со стороны мобилизованных в последнее время.

Накануне власти Калининградской области после жалоб резервистов на то, что их отправляют в бой без соответствующей подготовки, обратились в Минобороны с требованием разобраться. Не менее громкая история с тувинскими мобилизованными. Заместитель председателя Госдумы Шолбан Кара-оол рассказывал о жалобах на побои от некой "отдельной военной полиции ДНР". Все перечисленные проблемы были решены точечно, как и в случае с жалобами мобилизованных на подготовку в первые недели призыва. Поэтому, очевидно, корни всех этих скандалов как раз и стоит искать на полигонах, где работали с бойцами:

Не будем друг другу врать, рассказывая, что подготовка мобилизованных какая-то совершенно запредельная. У нас ребят по-разному готовят, но наивно было бы считать, что их на линию фронта присылают в высокоподготовленном состоянии. Разные бывают случаи, – сказал в беседе с нами Пинчук. – А теперь посмотрите на ситуацию с точки зрения полевого командира. Честно говоря, это не его прямая обязанность кого-то готовить. Если у него идут боестолкновения каждый день и при этом выбывает личный состав, то, естественно, когда присылают пополнение, он берёт бойцов и ставит на место тех, кто выбыл. Тут вопрос, скорее, к предыдущим звеньям подготовки военнослужащих. 

Как и на какой позиции татарстанцы, калининградцы и тувинцы проходили боевое слаживание? К выполнению каких задач их готовили? Кто несёт ответственность за них на каждом из этапов? Пока не получим ответы на эти вопросы, так и будем заниматься передислокацией отдельных групп, записавших видео с жалобами. А нам ведь воевать надо и жизни ребят сохранять, а не "бури" имени Собчак гасить:

Не думаю, что это искусственные информационные атаки, – соглашается и Андрей Пинчук, добавляя. – Их раздувать могут искусственно. Но то, что это тревожный сигнал, и как сказал Владимир Владимирович Путин, Минобороны надо прислушиваться к критике и своевременно на неё реагировать, это факт.

Призыв к Минобороны России прозвучал ещё в декабре. До этого несколько месяцев мы латали дыры, обкатывая резервистов вне поля боя. Спустя более чем полгода ситуация не меняется. Время идёт. Тут можно понять и командиров на местах, ведь они ждали помощи великой Армии России так долго:

Конечно, там – на передовой, люди пожёстче, они восемь лет воюют, им не до сантиментов, не до плавных или мягких действий в отношении мобилизованных. Очень жёстко они действуют как раз потому, что там цена вопроса жизнь или смерть, а не эмоциональный комфорт. Поэтому, я думаю, действительно вновь прибывших берут и жёстко вставляют в боевой строй, и скорее всего, действительно на передовой, на самых рубежах. Но тут не надо сводить проблему к местным, ведь они такие же военнослужащие, как и все остальные. Это проблема общей системы боевой подготовки.

Пожалуй, тут мы и поставим многоточие. В ожидании ответа Генштаба – нужны, наконец, не слова, а поступки. 

Было бы прекрасно, если бы каждый на местах следовал этой истине. Фото: Svetlana Vozmilova/Globallookpress