Затянувшаяся пауза СВО: никто не хотел наступать

На модерации Отложенный

Трудный вопрос и очень интересная дискуссия последних дней. Почему затянулась пауза СВО. А напряжение нагнетается, западную прессу на части рвёт от ожидаемого «в ближайшие дни решающем наступлении России на Украине». Кто только не высказался, от пентагоновских генералов, до Генсека НАТО Столтенберга, который разглядел: «Россия готовит крупнейшее наступление». Ну и фразы «переломный момент близок» даже звучат из бункеров Малороссии и телестудий российских каналов.

Что там на уме у русского Генштаба – все узнают, как придёт время. А начавшуюся истерику (особенно западную) рекомендую пропускать мимо ушей, идёт рядовая информационно-психологическая оперция. «Через несколько дней» начнётся другая, рассказывающая о слабости нашей Армии, небывалой мощи «воинов света» гетьмана Зеленского, которых спасли экстренные поставки западной техники. Уже скучно от пошлой драматургии, чесслово. Хотя крупинка рациональности там тоже есть.

За «домик лесника»

Не знаю, в чью светлую голову под фуражку заползла мысль устроить на трёх отдалённых друг от друга оперативных направлениях неспешный, но круглосуточный нажим на линию обороны ВСУ, но трещит под Кременной, Угледаром, Гуляй-Полем и Артёмовском/Бахмутом громко.

Резервы ВСУ лихорадочно мечутся по рокадам, потери чудовищные, «направление главного удара» русских в полном тумане. Но ждать его поостерегусь, поскольку ни для кого секретом не является информация о неполном комплекте техники для нашей «второй линии» обороны из мобилизованных. Какое наступление, если на батальон два «Камаза» снабжения, а тщательно подготовленные на полигонах дивизионы артиллеристов распихивают по блок-постам и в пехоту?

Наших экспертов по всем вопросам, гужующихся по ток-шоу табунами, уже опротивело слушать. У них тоже всё «со дня на день» должно произойти. Буду рад, ежели так, но готовность нашей группировки в части снабжения и оснащения считаю … мягко говоря, недостаточной. Прорвать оборону можно, сил достаточно, только вот обеспечить мобильность тылов, их защиту и прикрытие на глубину наступления – очень сомневаюсь.

Пусть звучит не очень духоподъёмно, но физическая неспособность уже три недели захлопнуть «бахмутский котёл», пройдя всего десять вёрст – явно не от гениального стратегического замысла, просто не хватает огневых средств и достаточного снабжения подобных операций. Либо их придерживают для других целей, берегут ради отражения скорых контрударов ВСУ, один из Резервных Корпусов концентрируется в Запорожье, так и не дождавшись натовской бронетехники, с которой на Западе творится настоящее цирковое представление.



Берлин-Киеву, первая поставка Леопардов (иллюстрация из открытых источников)


Берлин-Киеву, первая поставка Леопардов (иллюстрация из открытых источников)

Поэтому, трескучим заявлениям о скором наступлении … с Вашего позволения, не поверю. Вот когда увижу натовские спутниковые снимки, как было перед началом Спецоперации, по которым намётанный глаз определял ударную мощь и примерную численность каждой группировки, входящей на Украину – тогда потолкуем. Наступление – это тысячи единиц техники, сотни эшелонов, бесконечные колонны и перегруппировки, которые в нашем «цифровом пространстве» скрыть невозможно.

Объективности для можно предположить: да, наступление готовится. Но не стратегический прорыв, а несколько частных операций с ограниченными целями. Под них можно практически незаметно, в течение полутора-двух месяцев накопить материальные ресурсы и личный состав, технику и автотранспорт перебросив одним рывком буквально за сутки.

Учения подобного рода были в Советской Армии, проводились недавно в Белоруссии, что очень напугало западных экспертов и впечатлительных натовских генералов. Но они быстро разобрались в ситуации, ведь совместная российско-белорусская группировка, получившая крупные пополнения и технику, не дотягивала до десяти тысяч личного состава на полигонах, с такими силами в наступления не ходят.

Поэтому, пока «позиционное наступление» идёт в Артёмовске, Угледаре, Марьинке, Авдеевке, на Запорожском направлении с дирекцией на областной центр, а в удобной нам конфигурации превосходства наземной артиллерии – в других видах атакующих действий большого резона не вижу, они могут обернуться неоправданно большими потерями.

Тем более, противник находится в психологическом напряжении, благодаря политикам, орущих «ни шагу назад!» Киев тратит огромное количество войск на удержание заведомо проигранных позиций. Такими темпами «могилизации» личного состава скоро некого будет сажать в обещанную Западом технику. На что тоже явно рассчитывает наш Генштаб, стремясь не дать времени на проведение полноценного слаживания Резервных Корпусов на малознакомой им разношёрстной броне НАТО.

Пока видим обычные, строго по учебнику «наступательные действия», кардинально отличающихся от классического «наступления» с глубокими прорывами силами до танковой армии и двух-трех общевойсковых во втором эшелоне. Скучная, методичная работа, давление почти по всем важным направлениям, где не требуется стратегическое мышление и организация (под всевидящим оком натовской разведки всех видов) фронтовых соединений для глубоких прорывов, охватов, окружений.

Весьма уважаемые и немногочисленные эксперты, к мнению которых всегда прислушиваюсь, сегодня горячо пикируются на тему: лучше краткосрочный рост потерь в наступлении, чем постепенное стачивание подразделений в бесконечных боях за «домик лесника», лесополосы, мелкие посёлки, дачные кооперативы и улицу Патриса Лумумбы.



(иллюстрация из открытых источников)


(иллюстрация из открытых источников)

«Перемалывание резервов ВСУ», как выразилось наше высшее военное командование, в предсказуемых наступательных действиях – тоже стратегия, способная довести противника до «болевого порога» потерь и разложения линии фронта, уныния в тылу. Чем больше будет «артёмовских мясорубок», тем сильнее страх туда угодить, что сегодня и демонстрируют многочисленные бригады и батальоны ВСУ, бросаемые без всякого счёта в горнило бесперспективных оборонительных боёв.

Стратегия …

… Киева понятна, по свежим данным о составе бахмутской группировки кого там только нет, от кадровых некомплектных бригад до ошмётков тербатов, насильно мобилизованных, спасателей, военнослужащих с полигонов и учебных частей, специалистов РЭБ, сводных частей полицейских и даже разведчиков СБУ. Зеркальная картина второй половины лета 2022-го, где фронт держат ценой страшных потерь второстепенные части, а ударная кадровая элита спокойно готовится к наступлению в глубоком тылу.

Сегодня штурмовики тоже изрядно потрёпаны, ввязавшись в конце декабря в бои за Соледар и Авдеевку, по всем показаниям (поставкам западной техники) будут готовы к концу апреля - началу мая сразиться за перехват стратегической инициативы, скорее всего – попытаться выбить нашу южную группировку из Приазовья. Получивший прозвание «бахмутский мясник» генерал Залужный использует тот инструментарий, который сработал ранней осенью: ценой огромных потерь малообученных резервов выигрывает время на подготовку наступления.

Есть в такой людобойной стратегии смысл? Если быть беспристрастным – несомненно и безусловно. Удержание обустроенных, хорошо знакомых, обжитых позиций является во все времена хорошим трамплином для ответного контрудара. Куда проще развернуть наступательные порядки в налаженной системе тыловой логистики, нежели строить её заново, если фронт откатился непредсказуемым образом, а противник повиснет на плечах. Так что логика в таких нечеловеческих усилиях присутствует.



(иллюстрация из открытых источников)


(иллюстрация из открытых источников)

Многие гадают, когда они закончатся, эти людские ресурсы Украины. Не думаю, что скоро. Генштаб ВСУ старательно поддерживает численность ВСУ в коридоре 750-800 тысяч, перманентной мобилизацией восполняет текущую убыль личного состава, до исчерпания трехмиллионного мобрезерва ещё далековато. Тем более, всё громче звучат призывы насильно вернуть из Европы беженцев призывного возраста, это ещё миллион здоровых мужиков минимум.

Не буду гадать на кофейной гуще, насколько украинское общество готово терпеть зверский способ ведения войны «бахмутского мясника» Залужного, но к лету моральный дух (если не случится «перемоги» типа купянской), по всем канонам военной науки, будет околонулевым. Спасти ситуацию НАТО сможет либо ляхами в полном составе их Войска, либо интернациональными бригадами наёмников со всего света, от бармалеев Ближнего Востока, до европейских малообеспеченных лихих людишек, желающих хорошо заработать.

Наша стратегия тоже просматривается явно, генерал Герасимов хочет спровоцировать весеннее наступление уже настоящих натовских Резервных Корпусов с 80-типроцентным оснащением западной бронетехникой не в мае, а куда раньше. Например, в марте месяце.

Заставить противника отказаться от полноценного боевого слаживания, начать бросать в бой отдельные бригады, тяжёлые танковые батальоны, как вынуждены были делать на Курской Дуге гитлеровцы. Не сумев правильно собрать в боевые кулаки классических танковых армий новейшие «Тигры», «Пантеры», «Фердинанды», раздербанив их на отдельные подразделения батальонного уровня, не обеспечив в нужном количестве инженерно-сапёрными и ремонтными частями.

Поэтому, нам придётся умерить свои наступательные амбиции и перестать рисовать на картах красные стрелы в сотни вёрст. Если внимательно слушать Главнокомандующего, то первоначальные шоковые «демилитаризация и денацификация» с быстрым сломом политического режима Украины отложены на неопределённый срок, сегодня ведётся освобождение четырёх новых российских регионов. Медленно, уверенно, строго в рамках имеющихся возможностей, сил и средств. Пока без заметной мобилизации тыла.

Даже Армия задействована частично, наступательные действия ведут наиболее явно «музыканты», добровольческие соединения и бывшие ударные корпуса ЛДНР, лишь изредка к ним присоединяются десантники, морская пехота, пара кадровых гвардейских мотострелковых дивизий, усиливая на своих второстепенных направлениях напряжение. То есть, бьёмся за «домики лесника», тщательно закрепляемся на каждой отбитой позиции, не переставая строим «линии Вагнера», готовим резервы, неторопливо их оснащаем и продолжаем гонять на полигонах.



(иллюстрация из открытых источников)


(иллюстрация из открытых источников)

С какой целью? Может, на то есть военные резоны стратегического планирования, наш Генштаб пока действительно не видит больших угроз. А может, довлеют причины политического характера, содержание огромной европейской страны на территории бывшей УССР целиком и полностью лежит на плечах США и Евросоюза, отнюдь не блистающих богатырским экономическим здоровьем.

Их закрома финансовые, военно-технические не бездонны, что показала танковая комедь последних недель и протесты населения. А всемогущая ФРС отказывается запускать печатный станок, доведя процентную ставку до 4,75 пункта, что случалось только во времена страшного кризиса 2008-го. Как следствие, инфляция начала подрастать в самой Америке, её не удаётся «продать» резко поумневшему миру. Китай выбирается из локдауна, расправляет плечи, янки пора фиксировать прибыль на ограблении Старушки, сбрасывать токсичный актив под названием Украина и срочно убывать поджигать Южное-Китайское море иже с ним.

Но злокозненные русские не желают совершать наступательных рывков, а просто держат деду Джозефа Раббинетовича за хлястик, через истерику Зеленского-Моравецкого-Дуды, трибалтийских тигров и наглов заставляя всё глубже погружаться в токсичную трясину уже проигранного конфликта. Проигранного потому, что главная стратегическая задумка Запада под названием санкции и обрушение экономики России – не сработала. А поставленные вооружения, плюс к имевшимся на Украине, не позволили одержать ни одной громкой победы на поле боя, все наши неудачи состоялись без военного разгрома.

Теперь организованы «мясорубки», а Резервные Корпуса ВСУ, куда лихорадочно стягивают разношерстную технику со всего мира, кое-как обучают экипажи, персонал и резервы – способны лишь на последний и решительный, дальше должна наступить уже огромная стратегическая пауза, у НАТО попросту закончились вооружения и боеприпасы, на их восполнение уйдет год-полтора, по некоторым позициям – больше.

А Россия держит в глубоком тылу большие резервы, увеличивает штатную численность Армии, насыщается современными вооружениями, регулярно прикладывает холодную ладонь к воспалённым лбам на Западе с участливым вопросом: ну как, болезные, живётся без нашего газа, нефти, удобрений и прочего разного и вкусного? Как успехи в содержании попрошайки в нестиранной футболке? Не больно ли вас насилует заокеанский хозяин, обдирая словно липку, подталкивая под ядерный молот или полное разоружение?

Выводы

Из двух стратегических задач, поставленных США, выполняется пока только одна – разорение Евросоюза и демонтаж немецкой экономической гегемонии в этом странном образовании. Если над федеральным канцлером создателя и главного спонсора ЕС начинают открыто глумится Киев, Варшава откровенно нищая и безоружная публика – поганый знак для Берлина. Титул «любого племянника» с берегов Шпрее торжественно убыл на берега Вислы, чем дело закончится – подождём.



(иллюстрация из открытых источников)


(иллюстрация из открытых источников)

Вторая задача провалена, Россия устояла под санкциями, мало того – начала воспитательный процесс при всех издержках и подлости собственных бизнес-элит. МВФ с грустью намедни сообщает: рост экономики США в 2023-ем (какой там рост?) будет ниже российского и китайского, есть над чем подумать вашингтонскому обкому Демпартии, в мякотку пятой точки которого вонзили клыки республиканцы, требуя отмены и аудита украинских трат и много чего ещё. А тем временем на общем фоне хаотизации политического кризиса США, коварный Путин укрепил свои позиции безоговорочного лидера России.

Весной есть последний (а может – предпоследний) шанс продиктовать волю Кремлю на поле боя, но такое впечатление – именно к этому и готовятся русские генералы, не желая бросаться в омут непредсказуемого стратегического наступления. С огромным трудом собранная техника НАТО должна быть уничтожена с минимальными потерями жизней наших солдат, горящие танки и БМП, десятки тысяч убитых ландскнехтов Альянса должны усеять подготовленные и оборудованные позиции, а не раздольные поля встречных сражений. У Байдена сотоварищи совсем мало времени …

Наступательные действия на Запорожье вчера остановлены, под Орехово и Гуляйполем срезаны опасные выступы для возможного наступления ВСУ, началось строительство эшелонированной обороны, фронт с нашей стороны обрастает «драконьими зубами» бетонных надолбов, укреплениями на большую глубину, а давление на других участках не прекращается, не то угрожая противнику настоящим наступлением, не то приглашая Киев к срочным контрударам, трате элитных резервов.



(иллюстрация из открытых источников)


(иллюстрация из открытых источников)

Эпопея с Бахмутом приблизилась к развязке, в город ведёт лишь одна тонкая ниточка снабжения, то есть – наивысшая точка «наступательных действий» пройдена, для генерала Залужного момент истины наступает: бросить пока не готовые Резервные Корпуса на деблокаду группировки, либо получить «котёл» страшнее мариупольского, «зраду» вселенского масштаба, которую уже не отыграть в информационном пространстве, как Соледар, масштаб боёв и сделанные ставки несопоставимы.

Судорожные метания Америки и всего Североатлантического Альянса с передачей танков, натужная дискуссия о самолётах и ракетах большой дальности говорят об одном: кое-какие «красные линии» все-таки существуют, военными и разведсообществами прочерчены на кулуарных встречах. Резкая эскалация конфликта Вашингтону не нужна, до обмена ядерными ударами слишком близко уже, но и допустить убедительную победу России категорически нельзя. Нужна ничья.

Вот и гремят сегодня в западной прессе и даже от респектабельных «мозговых центров» предложения о «38-й корейской параллели», перемириях, переговорах даже ценой 20% украинской территории. Объективно, мы пока не располагаем необходимыми силами и средствами для коренного перелома на фронтах, но имеем бесценный ресурс – время. Пока наращивается производство вооружений, мобилизованные медленно оснащаются всем необходимым, кадровые части и штурмовая музыкальная пехота несут незначительные потери в обмен на бесценный боевой опыт – НАТО терпит стратегическое поражение.

Поэтому, фокус внимания в споре уважаемых военных экспертов, предложу сместить не на поле боя, а на стратегическую глубину тылов, как наших, так и натовских. Нам нет нужды лихорадочно метаться по миру в поисках оружия и боеприпасов, содержать убитую экономику и государственную машину бывшей УССР. Лягушка сама медленно доварится, а внутреннее устройство западного человека не позволит ему заниматься благотворительностью, когда у самого проблемы острейшие.