Перспективы Пригожина как политика

На модерации Отложенный

Анатолий Несмиян

По поводу медийной активности руководителя ЧВК «Вагнер» Пригожина высказывались многие. Что понятно — с активностью все в полном порядке. Соответственно, выстраиваются предположения и теории «Что дальше». В том числе и относительно политических перспектив лично Пригожина.
 
 Здесь стоит понимать главное: политика — это командная игра. Никакой даже самый харизматичный лидер никогда не потянет борьбу без поддержки значительной части правящей сегодня элиты. Потом, когда он прорвется наверх, он может от этой поддержки постепенно избавиться, ротируя и расставляя во власти своих людей. Но приход к власти всегда требует договоренностей с ныне правящими. По такому сценарию попали во власть и удержались в ней Ниязов и Каримов — на них была сделана ставка как на марионеток, но они смогли существенно поправить балансы в свою пользу и создать свои крупные аппаратные возможности, вырвавшие их из-под влияния знати. Но и им для этого потребовалась поддержка, без которой прийти к власти они бы просто не смогли.
 
 Попытка нахрапом прорваться к власти — это всегда попытка с отрицательным результатом. Даже если она увенчается успехом, он будет временным. Истории про героев-одиночек хороши в книгах и голливудских фильмах. Ну, а индийские пляски вообще все построены вокруг них. В реальной жизни все совершенно не так.
 
 Поэтому пока потенциал политической карьеры у Пригожина, безусловно, есть, но он быстро исчерпывается по мере того, как не видно нынешних представителей высшей знати, готовых поставить на него. Их и не должно быть, так как в условиях автократии лояльность и поддержка могут быть только у одного человека.
 
 Пригожин «выстрелил» рано — его бешеная активность была бы вполне своевременной и уместной в короткий период, когда предыдущий нас покинул, а по поводу будущего в элитах идут согласования. Обычно в этот период ставят кого-то временного (в СССР таким временным был Черненко, да, собственно, и Брежнев поначалу рассматривался как временная фигура, но он сумел убедить верхушку, что будет вполне предсказуемым, заручился поддержкой — и остался у руля).
 
 В любом случае Пригожин не вписывается пока ни в один из сюжетов, который может привести к устойчивому для него результату. Отсюда и возрастающая активность — он пытается удерживать позиции, но здесь, как говорила Алисе Королева, чтобы оставаться на месте, нужно бежать всё быстрее. Последняя эпатажная история со Стрелковым — это как раз из этой серии.
 
 В какой-то момент возможности для эскалации своего присутствия в медийном и политическом пространстве у него будут исчерпаны, после чего его маргинализуют и выведут из игры, хотя совершенно необязательно это будет означать его «обнуление» в любом смысле. Но политические перспективы для него будут закрыты. Без команды и консенсуса значительной части нынешней знати иной сюжет невозможен.