Кадровый голод почти затмил даже проблему со спросом
На модерации
Отложенный
Промышленным предприятиям нужны и работники, и ясное понимание перспектив. Фото РИА Новости
В экономике РФ фиксируется проблема нехватки работников любой квалификации и профессии. Как показал опрос Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, кадровый голод стал главной трудностью российских предприятий, отодвинув на второй план даже недостаточный платежеспособный спрос потребителей, который около 10 лет был доминирующим негативным фактором. На дефицит «качественной рабочей силы» указали в конце 2022-го 55% компаний. Хотя, по уточнению Института Гайдара, в начале 2023 года на промышленность больше давит неясность перспектив.
В течение 2022 года предприятия рассказывали примерно об одних и тех же проблемах, что и раньше. Хотя произошли и перемены – в оценках главного негативного фактора.
Это следует из опроса, проведенного ИНП РАН среди 132 предприятий в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, сферах транспорта, гостиничного бизнеса, общепита и т.д.
Так, наиболее значительно – на 10 процентных пунктов – увеличилась доля ответов предприятий о нехватке «качественной рабочей силы»: с 45% в 2021-м до 55% в 2022-м (по состоянию на ноябрь-декабрь). И по итогам событий минувшего года именно кадровый голод занял первое место в списке «традиционных проблем макроэкономического характера», создающих, по оценкам предприятий, наибольшие трудности.
На второе место в этом списке передвинулся недостаточный платежеспособный спрос со стороны потребителей, на который указали 48% предприятий (опрос позволял выбирать несколько вариантов). Притом что на протяжении последних примерно 10 лет именно недостаточный спрос был доминирующим негативным фактором, набирая от 50 до почти 70% голосов. Наконец, на третьем месте в списке высокий уровень цен на транспорт и энергоресурсы – 44% голосов.
Как поясняется в материалах ИНП РАН, скачок доли предприятий, столкнувшихся с кадровым дефицитом, по всей видимости, стал результатом наложения двух тенденций: общего ухудшения ситуации с трудоспособным населением в России и восстановления экономической активности в стране после шоков, связанных с пандемией COVID-19 и с введением антироссийских санкций весной 2022-го.
При этом исследователи отметили, что если рассматривать структуру дефицита рабочей силы, то «уже много лет подряд главная проблема на рынке труда – нехватка высококвалифицированных рабочих, на втором месте по дефицитности, как обычно, оказались инженерно-технические работники». «Вместе с тем неожиданно стали расти доли сообщений о нехватке низкоквалифицированных работников и вспомогательного персонала, достигнув максимальных величин за весь период наших наблюдений», – обратили внимание в институте.
Между тем, как сообщил «НГ» завлабораторией конъюнктурных опросов Института экономической политики им. Гайдара Сергей Цухло, судя по результатам многолетнего ежеквартального мониторинга ограничений промышленного роста, недостаток квалифицированных кадров за последние 15 лет только в начале 2022 года занял первое место в рейтинге помех, по версии промышленных предприятий.
Тогда об этой проблеме сообщили 43% предприятий. Но отрыв от следующего по «популярности» ограничения был небольшим. «На недостаточный внутренний спрос указали 41% производителей», – добавил эксперт.
Также Цухло обратил внимание на то, что в целом с началом специальной военной операции первое место среди ограничителей промышленного роста логично занимает такой негативный фактор, как «неясность текущей ситуации и ее перспектив». Впрочем, даже максимальное в 2022 году число упоминаний этого ограничителя (64% в июле) не дотянуло до рекорда, зафиксированного в ходе ковидного локдауна 2020-го, когда о неясности перспектив сообщали 71% предприятий.
В случае с недостаточным внутренним спросом ситуация тоже неоднозначная. Это традиционный лидер рейтинга ограничений, но его негативное влияние в условиях санкций снизилось к четвертому кварталу 2022-го до многолетнего минимума в 36% упоминаний, следует из комментария эксперта.
Теперь о начале 2023 года. В январе, по данным Цухло, недостаток кадров был поставлен предприятиями уже на четвертое место с 32% упоминаний. А топ-3 главных ограничителей для промышленного роста выглядел теперь так: неясность текущей экономической ситуации и ее перспектив (51% голосов), низкий экспортный спрос (41% упоминаний) и недостаточный внутренний платежеспособный спрос – 36%.
Если говорить именно о найме квалифицированных рабочих, то основная проблема – «их физическая нехватка на местах», пояснил Цухло. «На втором месте – деградация системы среднего специального образования и недостаточный выпуск подготовленных кадров, – продолжил он. – Логично, что на третье место предприятия поставили низкую квалификацию квалифицированных рабочих».
При этом, судя по уточнениям опрошенных «НГ» экспертов, экономике действительно не хватает разных работников – не только IT-специалистов или тех, кто мог бы трудиться на заводах.
Например, как утверждает завлабораторией аграрной политики Института Гайдара, директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда, «мобилизация затронула фермеров, которые имеют опыт управления тяжелой техникой и, как правило, служили в армии».
«Фермерское хозяйство остается крайне незащищенным, как и сельские жители, так как немногочисленные фермеры каждодневно выполняли важные социальные функции. Это может быть один мобилизованный и большие проблемы для его хозяйства и сельского сообщества», – считает эксперт.
При этом, как отметила научный сотрудник Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Александра Потапова, пока недостаточно ясна ситуация и с иностранной рабочей силой. «В первом квартале 2022-го из-за резкого обвала рубля приезжать в Россию на заработки было невыгодно. Последующее укрепление рубля, наоборот, сделало российский рынок более привлекательным для иностранцев, их заработки в валюте увеличились, несмотря на то что стало меньше инструментов по отправке денежных средств домой», – напомнила она.
Эти две тенденции, судя по всему, могли друг друга погасить, так и не обеспечив экономику в полной мере необходимой рабочей силой. «Проблема дефицита кадров будет нарастать, – считает Потапова. – Причем во всех квалификационных группах».
Комментарии
https://ren.tv/news/v-rossii/1023809-sud-annuliroval-litsenziiu-smi-u-saita-novoi-gazety
собственно все что нужно знать по данной теме
Никакого "кадрового голода" нет и в помине, есть только нежелание нормально оплачивать труд работников. И не будет при этом режиме, смысл существования которого исключительно в установлении социальной дистанции. "КУ" и красные штаны, - для чего всё и затевалось...
Ты хотя бы всю арифметику освоил ?