Пропаганда платит по счетам

На модерации Отложенный

Юрий Сафронов

 

Фото: Виталий Белоусов / POOL / ТАСС

«На этот раз дело пахнет концом для RT France», — написала газета Le Monde, ознакомившись с письмом, которое отправила глава канала Ксения Федорова своим сотрудникам. 176 человек — такое число называла она в начале года. Им теперь можно, наверное, посочувствовать: мало того, что многие из них, особенно французы, останутся без сытной кормушки, так еще и работу найти в СМИ, после «Раши тудэй», смогут далеко не все. Для французской редакции RT становится «невозможным» «продолжать свою деятельность на тех же условиях, что и раньше», — цитирует «Монд» письмо Федоровой.

Информацию подтвердили в пресс-службе канала, отметив, что любые публичные комментарии, если они будут, стоит искать в твиттер-аккаунте Федоровой. Сообщение о закрытии счетов появилось в «Монд» 19 января, но до вечера 21-го президент RT France не комментировала невеселую для канала ситуацию в твиттере. Позже появились сообщения в твиттере Федоровой и в пресс-релизе на сайте канала о том, что RT France не может продолжать работу.

«Решение запретить наш канал, на котором работают 176 человек, в том числе, более 100 журналистов, является нарушением верховенства закона и противоречит самим принципам свободы слова. Ничто не может оправдать эту цензуру», — говорится в сообщении главреда канала, работающего от имени государства, давно и активно проводящего в жизнь принципы «верховенства закона» и «свободы слова».

«Мы получили письмо от нашего банка о заморозке счетов по распоряжению французских властей в связи с принятым в декабре девятым пакетом санкций (Евросоюза. — Ред.). Несмотря на то, что RT France не фигурирует в списке и имеет право работать во Франции, подобное решение фактически парализует нашу деятельность», 

— процитировал Федорову телеграм-канал RT на русском. «Очевидно, что сам факт нашего существования не давал покоя властям», — также заявила она, и, в общем-то была права. Донесение «альтернативной позиции» кремлевского пропагандистского канала до зрителей на фоне происходящего в Украине, действительно, никак не устраивало французские власти, о чем «Новой» рассказывали дипломатические источники.

 

Глава RT France Ксения Федорова. Фото: AP / TASS

Но до последнего времени, в течение почти 11 месяцев, которые прошли с момента внесения RT в первый европейский «военный» список санкций, каналу позволяли осуществлять деятельность во Франции. Так как санкции запрещали вещание на территории Евросоюза, но не производство контента.

И хотя RT исчез из французских пакетов телевидения, его можно было (и до сих пор можно) смотреть в интернете через VPN, а кроме того редакция продолжает обновлять сайт и вести трансляции через одну американскую видео-платформу. В такой ситуации заморозка активов — пожалуй, самая действенная мера.

Но и ее в Париже, согласно официальной позиции, приняли не по своему желанию, а лишь подчиняясь решению властей Евросоюза:

министерство экономики и финансов Франции, которое и заморозило счета и активы, ответило AFP, что это было сделано в рамках последних европейских санкций, а «не по прямой инициативе французского государства».

Что касается «нефигурирования» RT France в 9-м пакете санкций, о котором заявила Федорова, то и этому есть объяснение: активы канала заморозили, так как под санкции попала организация АНО «ТВ Новости», материнская компания, владеющая 100% RT France. В девятом пакете, в отличие от первого, февральского, предусмотрена заморозка активов организаций, против которых приняты санкции.

20 января профсоюзы RT France ожидаемо «осудили» замораживание счетов канала.

«В результате почти 100 сотрудников и около пятидесяти журналистов, вероятно, останутся без работы», — говорится в заявлении двух секций профсоюзов редакции. 

Сотрудники боятся, что не получат уже (ближайшую) зарплату, в конце января, а также «навсегда останутся безработными за то, что работали в СМИ, заклейменном как пропагандистское», — рассказал «Монд» один из работников канала.

«Нашему RT France отрубили все счета во Франции. Вот такое вот либерте, эгалите и фратерните», — написала глава всего RT Маргарита Симоньян. В МИДе РФ заявили агентству РИА Новости, что блокировка счетов российского канала во Франции приведет к «ответным мерам» в отношении французских СМИ в России. 

«Они будут такими, что их запомнят, если власти Франции не перестанут терроризировать российских журналистов», — анонсировало российское угрожающе-дипломатическое ведомство.

 

Фото: AP / TASS

Ситуация с RT France может рассматриваться в Кремле как особенно «чувствительная», потому что под угрозой — существование последней редакции канала в Евросоюзе. Канала, который с 2010 года, с открытия Russia Today America, начал «мирововую экспансию», с гигантскими многомилионными бюджетами (в 2021-м году бюджет одного RT France оценивался в 26,7 млн евро), а сегодня, вероятно, не сможет даже сделать такую мелочь как выплатить зарплаты сотрудникам.

«Если закрытие парижской редакции подтвердится, это ознаменует конец всей делокализованной сети RT на Западе, вслед за закрытием после 24 февраля 2022 года RT (…) в США, Великобритании и Германии», — написал исследователь Максим Одине, автор известной во Франции книги «RT: медиа влияния на службе российского государства». 

Впрочем, даже если французская редакция закроется, наверняка найдутся альтернативные решения. Например, франкоязычная редакция RT есть и в Москве, да и африканское направление еще можно развивать и развивать. Не опасаясь за то, что местные диктаторы покусятся на такую «свободу слова».