Любовь и заповеди. Мысли о том, какой бывает любовь
На модерации
Отложенный
Психолог Александр ТКАЧЕНКО
Наверное, немного найдется в русском языке слов, которые были бы столь же неопределенными по своему содержанию, как слово — любовь. Употребляют его очень часто, и в устной речи, и в различных публикациях, и в телепередачах, и в стихах, и в песнях... Но вот что подразумевается каждый раз, когда оно звучит — большой вопрос. Диапазон смыслов, вкладываемых в него, необычайно широк. Можно говорить о любви между мужчиной и женщиной; родителей к детям; есть любовь к природе, к миру, который нас окружает, наконец — к Богу, который весь этот мир создал. Но также есть и совершенно иные контексты, где употребляется это же слово: от реплик типа «люблю курить» или «люблю пиво», до — распространившегося ныне скабрезного выражения «заняться любовью». И наконец, есть слова Священного Писания — Бог есть любовь. И прямая заповедь Христа — любите друг друга.
И вот, как тут разобраться, о какой любви идет речь? Понятно, что в любом случае, любовь предполагает некое влечение к своему предмету, о чем бы ни шла речь. Но... бывают ведь очень разные формы такого влечения, даже если рассматривать исключительно отношения между людьми. Любящий муж способен измучить любимую жену ревностью и подозрительностью.
Любящая мать неумеренной своей заботливостью может вырастить из сына не мужчину, а вечного мальчика, нуждающегося в опеке. Любящий отец незаметно для себя может превратиться в домашнего тирана. Вариантов может быть множество, но очевидно, что все это — искажения настоящей, подлинной любви. И совсем не об этом говорит Христос, когда призывает нас любить друг друга.
В Новом Завете есть очень точное описание такой любви:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла...»
Достаточно примерить к своему чувству эти критерии, и сразу же станет ясно — соответствует ли оно христианскому пониманию любви или не очень. Собственно, эти свойства мы во всей возможной полноте видим в образе Христа, каким Он представлен в Евангелии. И все заповеди Евангелия — тоже не что иное, как образы проявления любви к ближнему. То есть — образы Христа, который Сам же и исполнил все заповеданное Им прежде всех прочих людей. И когда звучит вопрос — для чего нужны заповеди, мне думается, вполне уместным будет ответ — чтобы очистить это прекрасное слово «любовь» от всех наносных и ложных смыслов, чтобы научиться любить по-настоящему — не раздражаясь, не ища своего, не завидуя, долготерпеливо и милостиво. А проще говоря — так, как нас всех любит Господь.
Комментарии