Политический шаманизм приходит из регионов

На модерации Отложенный

шаманы, губернатор, андрей чибис, саамы, мурманская область, спецоперация, бурятия, политика, выборы Русское поле и его тонкий колосок, певец с именем Shaman и православным крестом на груди – таков, вероятно, прообраз формирующегося духовно-патриотического синкретизма. Кадр из музыкального видео «Я русский». 2022

Губернатор Мурманской области Андрей Чибис наделал много шума, поучаствовав в традиционном празднике народа саамов – Дне чистого снега. В это время саамские шаманы обращаются к высшим силам с просьбами. Губернатор разозлил как православных верующих, потому что пришел к язычникам 7 января, на Рождество, так и представителей коренного народа Севера. Эмигрантские организации саамов, находящиеся в соседней Норвегии, обвинили губернатора в политизации древнего обряда.

Чибис сам обнародовал факт присутствия вместе с сыном на сакральном действе, разместив публикации в нескольких социальных сетях. «Поучаствовали с Вовой в саамском обряде – бросили в бубен записку с желанием, которую затем предали огню, чтобы загаданное обязательно сбылось. Сын попросил, чтобы на нашей бумажке мы написали всего одно слово: «Победа», – сообщил губернатор. Из контекста можно сделать вывод, что чиновник имел в виду достижение целей специальной военной операции (СВО) в Донбассе.

Это не первый случай, когда главы регионов приобщаются к обрядам коренных народов и такое участие имеет политический подтекст. Скажем, в феврале 2021 года глава Республики Алтай Олег Хорохордин посетил гору Тугая, чтобы присутствовать на церемонии встречи Нового года по алтайскому календарю. Он даже вмешался в процесс, попытавшись поручить проведение обряда своему протеже. «Высшее лицо региона и сопровождающие его лица ждали на 20-градусном морозе, пока алтайцы проведут обряд. Дождавшись, когда они завершили, чиновники прошли на это место, по всей видимости, чтобы провести еще один обряд, но уже под руководством того человека, которого глава республики хотел видеть главным по обряду», – рассказывали тогда представители духовного центра «Кин Алтай». Неприятный инцидент произошел потому, что глава региона не хотел доверить видную роль в мероприятии шаману, который оппонировал ему по политическим вопросам. Обряд совершался в связи со значимой на тот момент общественной проблемой – борьбой с пандемией коронавируса (см. «НГ» от 02.03.21). Еще пример – из 2018 года. В день инаугурации избранного главы Якутии Айсена Николаева был проведен алгыс – именной обряд благословения.

Как расценивать эти тенденции – как практичный подход к работе с каждой электоральной группой или как проявление моды на «магический патриотизм» среди элиты?

«Интерес к шаманизму и другим традиционным верованиям коренных (малых) народов РФ «вошел в моду» российских политиков очень давно, – поделился своим мнением с «НГР» руководитель лаборатории религиоведческих исследований «Северо-Запад» Института гуманитарных наук Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта (Калининград) Роман Шиженский. – Достаточно вспомнить знаменитое предание о контактах одного из самых популярных в современной России русских монархов, Ивана Грозного, с лапландскими колдунами. В XXI веке ничего не поменялось, сильные мира сего обращаются к носителям мировоззренческой экзотики с просьбами личного характера или, как в случае с мурманским губернатором, на злобу дня. Эксперт обращает внимание на то, что на обряде губернатор присутствовал с сыном. «По-моему, это и есть основная причина – развлечение ребенка в реалиях этнического «духа» конкретного региона. За «разоблаченными» традиционными обрядами – я имею в виду те, что потеряли сакральную составляющую и превратились в массе своей в театрализованное представление, – приходят любители «этношашлыков» на Масленицу, проводимую новыми скоморохами или на обряд очищения к русским языческим волхвам.

При этом отдых с сыном не исключает и рекламную работу с электоратом из коренных народов, и личный интерес губернатора к прошлому региона, в том числе верованиям предков местного населения», – отметил Шиженский.

Заместитель директора Института Европы РАН Роман Лункин считает, что в политическом смысле для губернаторов безопасно обращаться к шаманам и местным традициям. «Это поддержка коренных народов, за что никто не осудит, – сказал «НГР» религиовед. – Губернатор таким образом не перебивает федеральную православную повестку, для него это региональная политика. С самими народами глава области или республики также должен налаживать отношения, от этого зависит имидж лидера. Православие больше связано с главой государства в этом смысле».

«В ряде регионов Русского Севера, таких как Мурманская область, развитие национальных традиций саамов стратегически важно, так как власти опасаются влияния на наших граждан парламента саамов из Норвегии, Швеции и Финляндии», – отметил Лункин. Действительно, реакция на сообщение Чибиса последовала из Норвегии, где в числе российских политэмигрантов есть и активисты общественных организаций этого коренного народа Севера. Они заявляют, что губернатор использовал в политических целях безобидный обряд «на исполнение желаний» и при этом «не спросил разрешения» у саамов.

Однако в некоторых регионах жрецы традиционных верований сами проявляют инициативу, поддерживая местные власти. Так, в уральском сетевом издании Ura.ru на днях опубликован репортаж о предсказаниях шаманами Ханты-Мансийского автономного округа политической судьбы губернатора Натальи Комаровой. Двое народных магов при помощи духов «опровергают» слухи об отставке главы региона. «У губернатора мощные духовные покровители. Ее тотем – медведь, такие люди очень сильные», – утверждает один из «связных» с потусторонним миром.

Не раз отмечена патриотическая, связанная со спецоперацией, активность шаманов из Бурятии.

Из последних событий такого рода: бурятская организация с названием «Гуннский фонд» привезла в Ростов и установила здесь три юрты для поддержки российских воинов. «Там будут проводить обряды на защиту всех, кто обратится. Чем ближе к линии соприкосновения, тем и бойцы смогут быстрее добраться, и обряды возымеют другую силу», – рассказали изданию «Подъем» в фонде. «НГР» в номере от 18.10.22 уже писали о серии шаманских обрядов в разных регионах России в поддержку спецоперации, совершенных 9 октября 2022 года.

«В ходе военного конфликта естественно обращение к самым разным духовным силам, конечно патриотическим, – считает Лункин. – Местные национальные традиции, в том числе язычество, шаманизм, а не только большие религии, такие как христианство и ислам, служат опорой власти во время кризиса. После начала СВО уже возникала тема помощи со стороны шаманов, бурятских, к примеру. Они вдохновляли военнослужащих». «Коренное язычество в других регионах – Якутии или Марий Эл, пока себя не проявляло, но это духовные традиции, признанные в регионах наряду с православием, что, наверное, удивит многих россиян», – сказал эксперт, комментируя недовольство некоторых православных верующих, разместивших свои суждения под постом Чибисова в день, когда от него, вероятно, ожидали записей на рождественскую тему.

«Что касается использования традиционных верований в современных политических баталиях, то, по моему предположению, определенные процессы запустятся после окончания СВО, и мы будем наблюдать, во-первых, продолжение курса на синкретизм традиции и неотрадиции, а во-вторых – появление группы политических деятелей, сделавших ставку на данный мировоззренческий гибрид», – в свою очередь, предположил Шиженский.

В пользу версии мировоззренческого синкретизма говорят и тенденции в патриотическом сегменте массовой культуры. Напомним, что неформальный гимн «русскости» исполняет певец с творческим псевдонимом Shaman.