У противников Франциска созрел секретный план

На модерации Отложенный                             

папа франциск, ватикан, католическая церковь, кардиналы, конклав, папабили, выборы, заговор

Сразу после похорон Бенедикта XVI в европейской прессе стали распространяться слухи о том, что против действующего папы Франциска созрел заговор. Так, итальянский кардинал на правах анонимности заявил газете La Stampa: «Есть тайный план, он будет реализовываться в разных направлениях и фазах, но цель его одна – подвергнуть Франциска такому давлению, чтобы ему пришлось уйти на покой». Оппоненты нынешнего понтифика, утверждает аноним, будут пользоваться неважным здоровьем папы и напирать на то, что его слишком либеральные взгляды на проблемы сексуальной морали, брака, управления церковью могут расколоть католический мир. По словам собеседника La Stampa, участники заговора – а это иерархи консервативных убеждений – понимают, что на условном конклаве они окажутся в меньшинстве, поэтому потратят время на организацию консенсуса. Другими словами, Франциска хотят убрать, но отдают себе отчет в том, что это сложно сделать немедленно.

Среди ватиканистов, особенно критически настроенных в отношении нынешнего папы, сложилось мнение, что Франциск давно задумывался об отставке, но не хотел уходить, пока жив Бенедикт XVI, – чтобы в Ватикане не было одновременно трех пап: одного действующего и двух пенсионеров. Теперь понтифика якобы ничто не сдерживает. В коллегии кардиналов-выборщиков сейчас 125 иерархов, 81 определил туда сам Франциск. Это большинство позволяет ему рассчитывать на избрание идейного преемника. Сам же папа в декабрьском интервью испанскому изданию ABC заявил, что вскоре после своего избрания подготовил письмо об уходе на покой – на случай, «если проблемы со здоровьем будут препятствовать исполнению обязанностей». Письмо в конверте было передано кардиналу Тарчизио Бертоне, который тогда еще был госсекретарем Ватикана.

Журналист Андреа Гальярдуччи (критик Франциска) задался в связи с этим довольно значимыми вопросами. Например, как определить, мешают проблемы со здоровьем папе исполнять свои обязанности или нет? В каком он должен быть состоянии, чтобы такой вопрос вообще подняли? Кто будет это определять, есть ли в Ватикане уполномоченный орган или какая-нибудь комиссия? Каков юридический статус письма, которого никто, кроме самого Франциска, не видел? Ведь заявления о том, что документ есть, а под текстом стоит подпись понтифика, недостаточно. Наконец, почему сам папа не сказал о письме раньше?

Ответ на последний вопрос найти проще всего: потому что Франциска никогда так часто не спрашивали о возможной отставке. Здоровье его действительно беспокоит, папа все чаще появляется на публике в кресле-каталке, хотя он и заявляет, что «управлять церковью нужно головой, а не коленом». В 2023 году его понтификату – 10 лет. Хороший повод, но даже консервативные критики понимают, что Франциск хотел бы, например, председательствовать на октябрьском Синоде епископов в Риме. Очередной съезд посвящен теме совещательности в церкви, полномочиям национальных епископских конференций. Папа активизировал этот процесс. Консерваторы считают, что некоторых «синодалов», то есть сторонников либерализации церковного управления, Франциск разбаловал настолько, что они уже бегут впереди паровоза. Архиепископ Утрехта кардинал Виллем Эйк, один из открытых критиков папы, считает, в частности, что немецкие «синодалы» уже готовы пойти по протестантскому пути, то есть стать «раскольниками».

Их пятая пленарная ассамблея назначена на 5 марта, и для всей церкви это станет важным событием.

Другие видные критики папы Франциска – американский кардинал Рэймонд Бёрк и бывший префект Конгрегации вероучения кардинал Герхард Мюллер. Оба сейчас без должностей и кафедр, у них много времени на создание консервативного консенсуса. Впрочем, открытый миру Франциск, как замечают многие наблюдатели, умеет отталкивать от себя некогда приближенных людей. Например, лояльного ему ганского кардинала Питера Тарксона он неаккуратными кадровыми назначениями вынудил сняться с важного куриального поста. Генерального викария Рима кардинала Анджело Де Донатиса понтифик только что серьезно ограничил в полномочиях. Личного секретаря Бенедикта XVI архиепископа Георга Генсвайна он в 2020 году удалил с поста префекта Папского дома. Теперь Генсвайн в интервью немецкому изданию Tagespost рассказывает о том, что Франциск чуть ли не добил старого и больного Бенедикта XVI решением ограничить совершение старой латинской мессы. За многие годы никто не мог так огорчить папу Ратцингера. А папа Бергольо – смог.

Австралийского кардинала Джорджа Пелла, обвиненного в педофилии, а позже оправданного, папа был вынужден снять с поста главы ватиканского Секретариата по делам экономики. Пелл умер в начале этого года, и итальянский журналист Сандро Маджистер запустил слух, что именно австралийский иерарх был автором опубликованного в 2022 году анонимного открытого письма, в котором понтификат Франциска назван «катастрофой».

Поговаривают, что Франциск охладел и к своим прежним любимцам – архиепископу Болоньи кардиналу Маттео Дзуппи и филиппинскому кардиналу Луису Антонио Тагле, пропрефекту Дикастерии по евангелизации. Понтифика якобы разочаровала их избыточная амбициозность. Тагле он в ноябре и вовсе де-факто снял с должности главы всемирной благотворительной организации Caritas, хотя и оформил этот шаг как плановую реформу управления. Многие видели именно в Caritas своего рода глобальную базу для избрания Тагле папой на будущем конклаве.

У консервативной оппозиции на выборах папы пока нет нужного консенсуса. Их задача скорее сводится к тому, чтобы образовать крепкую электоральную группу, без договоренностей с которой избрать понтифика будет невозможно. Но чтобы это сработало, нужно разбить и «консенсус Франциска», не позволить близким нынешнему папе или получившим от него шапки кардиналам проголосовать за единого кандидата. Сыграть на амбициях тех же Дзуппи и Тагле.

В числе «папабилей» называют еще два имени. Это госсекретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин и мальтийский кардинал Марио Грек. Избрание «дипломата» Паролина после «пастыря» Бергольо выглядит не самым вероятным, за него говорит лишь статус. Грек же долгое время был священником и епархиальным, а не титулярным епископом. А с сентября 2020 года он работает генеральным секретарем Синода епископов – идейно важной структуры для папы Франциска. Понтифик славится тем, что назначает в коллегию кардиналов иерархов из самых разных и даже неожиданных стран. Новые князья церкви плохо знают друг друга. На конклавах они поначалу теряются, им нужна направляющая рука. И Марио Грек – человек, которого они точно знают, потому что в работе Синода епископов их национальные епископские структуры, да и сами они, участвуют.

Выбор Грека, конечно, не очевиден. Конклавы преподносят сюрпризы. Но присмотреться к новому папабилю стоит. Если папа, конечно, не сочтет его слишком амбициозным.