Кого рисовали на портретах вместо Ленина?
На модерации
Отложенный
Трудно представить, но изображения вождя мирового пролетариата Владимира Ленина, которые в Советском Союзе встречались повсеместно, имеют к «оригиналу» весьма отдалённое отношение. С начала 30-х годов все изображения основателя СССР создавались при участии человека, лишь сильно похожего на Владимира Ильича. Неудивительно, что натурщик сумел на своих внешних данных сколотить себе немаленькое состояние.
Как две капли воды
В подмосковной деревне Горки 21 января 1924 года в 18 часов 50 минут скончался Владимир Ленин. «Большая у меня просьба к вам: не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т.д. всему этому он придавал при жизни так мало значения, так тяготился всем этим…» — заявила вдова Надежда Крупская.
Но её словам никто так и не внял. Коммунистическая машина по увековечиванию образа вождя была запущена. В ночь с 21 на 22 января скульптор Сергей Меркуров снял с покойного посмертную маску, а 23 января в Колонный зал Дома союзов съехались по приглашению членов Комиссии Президиума ЦИК СССР по организации похорон Владимира Ленина для увековечивания памяти вождя и создания его канонического образа 25 лучших художников и скульпторов. Задача перед ними стояла более чем расплывчатая — Ленин должен быть «живее всех живых». Очевидно, что верхушка власти работой советских творцов тогда осталась недовольна. Так наступил звёздный час Иосифа Славкина, скромного юриста из Черниговской губернии.
Он появился на свет в 1885 году в еврейской семье в городе Стародуб. Получил юридическое образование, после чего решил поискать счастья в большом городе и в начале 20-х годов перебрался в Москву. Там он устроился в адвокатскую контору, жил вместе с супругой Вандой Казимировной на 1-й Мещанской улице. В свободное время принимал участие в любительских театральных постановках. Собственно, его коллеги по драмкружку и обратили внимание на поразительное сходство с Лениным. Так Славкина стали приглашать сыграть роль вождя в спектаклях других любительских театров.
Вошёл в роль
Новоиспечённому Ленину понравилась такая деятельность. Он с головой погрузился в образ: начал одеваться как вождь, копировал его речь, походку и жестикуляцию, тщательно изучая документальные кадры выступлений Ленина.
Вскоре к помощи Славкина стали прибегать московские художники. Тот им охотно позировал. От желающих написать Ленина — Славкина не было отбоя. Бывали дни, в которые юрист большую часть времени был вынужден «играть» Ленина. В такие моменты Ванда становилась «Надюшей», а вредный сосед по коммуналке — «проституткой Троцким».
Но всё же одним из первых Славкина приметил художник Амшей Нюренберг. В результате их сотрудничества в 1931 году появилась картина «Ленин в Люксембургском саду», год спустя — «Ленин у газетного киоска в Париже», а в 1935 году — «Ленин на набережной Сены».
К концу 30-х годов Славкин забросил работу в адвокатской конторе. Он не уходил в «никуда». На тот период работа «живым Лениным» приносила ему уже куда больший доход. Да и труд был не пыльным. Для сравнения, средняя зарплата в СССР тогда составляла 340 рублей. «Поддельный Ленин» же брал с мастеров кисти только за один сеанс от 25 до 50 рублей. На пике популярности Славкин зарабатывал до 3 тысяч рублей в месяц. Таким же заработком могли похвастаться только видные учёные, конструкторы или другие представители тогдашней элиты советского общества.
Несмотря на это, аппетиты товарища Славкина продолжали расти. Известен случай, когда «Ленин» свой труд оценил ровно в половину авторского гонорара скульптора Василия Адрианова.
Росли и амбиции. Позирование уже было ему не так интересно. Он всё ждал, когда же его пригласят сниматься в кино в роли Владимира Ильича. Позже Славкин занялся «усовершенствованием образа Ленина». Количество поз, в которых ему доводилось позировать, показалось Славкину недостаточным. Он начал придумывать новые. Но не стоит забывать, что натурщик в «прошлой жизни» был юристом, а никак не актёром. Работа по «восполнению недостающих документально-ленинских поз» с треском провалилась. Получалось, мягко говоря, неправдоподобно.
Дети лейтенанта Шмидта
Это Славкина не смущало. Экс-юрист настолько вжился в образ вождя, что сам, видимо, поверил, что был знаком с ним лично. Пытался заставить поверить в это он и окружающих людей. Не удалось.
«В музей обратился художник Нюренберг с натурщиком Славкиным, предлагая приобрести у них рисунки «В.И. Ленин в период эмиграции». Мы от рисунков отказались, потому что они извращают образ В.И. Ленина. Славкин в повседневной жизни пытается обратить на себя внимание окружающих. Носит одежду, похожую на ленинскую, и грубо подражает походкой, жестами, движениями и манерой говорить. Кроме того, выдаёт себя за человека, который хорошо был знаком с В.И. Лениным, был вместе с ним в эмиграции, работал в Совете труда и обороны, а в настоящее время якобы получает персональную пенсию», — говорилось в письме, написанном в январе 1941 года директором Центрального музея Ленина Степаном Беляковым секретарю ЦК ВКП(б) Андрею Жданову.
Своё недовольство деятельностью Славкина выразила и вдова Надежда Константиновна. Ей однажды случайно попались работы художника Петра Васильева. Крупской не понравилось, как извращается образ её мужа, и она попросила больше так не делать.
Тем временем Жданов поручил «прекратить практику хождения портретов Славкина вместо Ленина». Также следовало в максимально короткие сроки «установить, кто это разрешил, ибо без помощи каких-либо государственных учреждений такие дела обычно не обходятся».
«Бывший адвокат Славкин позировал: Иогансону Б.В. к картине «Вожди Октября», Налбандяну Д.А. к картине «Приезд Сталина к В.И. Ленину», Котову П.И. «У больного Ленина», Васильеву П. к серии «Портреты Ленина», Герасимову А. «Портрет Ленина» и многим другим», — говорилось в отчёте Оргкомитета Союза художников СССР. Назревал большой скандал, который предпочли замять. Помог в этом и сам Славкин, который после нескольких бесед с силовиками вновь вспомнил, что его призвание — юриспруденция.
Иосифа Славкина поставили перед выбором: или он перестаёт изображать из себя Ленина, или отправляется в тюрьму. Славкин выбрал первый вариант, написал заявление о том, что обещает прекратить подобную деятельность. Вскоре его взяли на работу юристом в контору «Мясосбыт».
Своего обещания Славкин не нарушил и больше не использовал сходство с Лениным в коммерческих целях.
Правда, вскоре выяснилось, что таких натурщиков на просторах страны огромное количество. От Славкина они отличались лишь тем, что пока ещё различали грань между реальной жизнью и выдуманной. Например, был обнаружен «свой Ленин» в издательстве «Лёгкая промышленность». Ещё один «вождь» натурщиком лишь подрабатывал в свободное от основной работы время (был шофёром). Кстати, это не мешало ему для большего сходства постоянно выбривать себе на голове лысину и красить остатки волос в рыжий цвет.
Безбедная жизнь двойников Ленина завершилась сразу после выхода официального запрета на использование натурщиков при создании изображений вождя.
Комментарии