О лишении гражданства и других наказаниях

Представители власти намекают на введение особого правового режима 

                         донбасс, сво, военная спецоперация, законы, релоканты, политэмигранты, гражданство                                             

    Фото агентства городских новостей "Москва"                                                        

                           

    Российские законодатели и государственные деятели продолжают рассуждать и даже спорить о том, как нужно поступать с гражданами, уехавшими из страны из-за спецоперации или прямо критикующими СВО. В частности, депутат Госдумы Евгений Попов призвал аннулировать паспорта «условным смольяниновым». Имелся в виду вполне конкретный актер Артур Смольянинов, который в интервью заявил, что сражался бы на стороне Киева, если бы ему пришлось вступить в конфликт. Попов подчеркнул, что наказывать за слова неправильно, но такие слова – угроза другим гражданам и государству.

    Сенатор Андрей Клишас в своем Telegram-канале написал: «Не нужно играть в слова и соревноваться с Украиной в способах нарушения прав собственных граждан». Ранее он писал, что политики, призывающие перестать «играть по правилам» и не обращать внимания на Конституцию, «должны покинуть конституционные органы страны». По всей видимости, он имел в виду депутата Олега Морозова, который – тоже в Telegram – как раз и критиковал «правдолюбивых юристов», отстаивающих нормы Конституции и, в частности, запрет лишать гражданства.

    В спор вмешался зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев. Он написал (разумеется, тоже в Telegram), что с «предателями, переметнувшимися к врагу и желающими гибели своему Отечеству», следует поступать по закону, но «если закон не работает или не достигает цели, то по особым правилам военного времени». Сенатор Клишас ответил, что особые правила военного времени в России пока не вводились и не утверждались, поэтому руководствоваться нужно законом и Конституцией.

    Еще до Нового года Дмитрий Медведев призывал не пускать «предателей» в Россию до конца их дней, отрезать их от любых источников доходов в РФ, закрепить за ними статус «врагов государства», даже если против этих граждан не возбуждались административные и уголовные дела. Тогда же сенатор Сергей Цеков предлагал конфисковать имущество уехавших и критикующих Россию из-за рубежа, направить его на нужды СВО.

    Можно сказать, что правовая реальность в России после начала СВО и так заметно отличается от реальности двух- или трехгодичной давности. В частности, действует целый пакет законов о наказании за дискредитацию ВС РФ и госорганов. Статус «иноагентов» и «экстремистов» активно применялся к гражданам еще до спецоперации. Административные и уголовные дела по соответствующим статьям возбуждаются. Важно и то, что представителям власти ничто не мешает принимать новые законы такого рода и объявлять их не противоречащими букве Конституции. Сенатор Клишас может оставаться приверженцем Основного закона, а правовая реальность при этом будет меняться.

    Будет ли она меняться? Тема наказания уехавших в публичном пространстве звучит все громче. Кажется весьма вероятным то, что государство может нажать на экономические рычаги. Например, ограничить уехавшим возможности получать доходы в России, работая дистанционно. Такие меры предлагаются. И можно даже сказать, что это не способ наказать, а попытка удержать в стране средний, креативный класс.

    Прямые наказания, например конфискацию имущества или аннулирование паспортов, будет сложнее оформить законодательно без введения того самого особого режима, на который прямо указал Дмитрий Медведев. При таком режиме действует уже только воля власти и, по сути, перестают действовать ограничивающие эту волю законодательные механизмы. «Партия Клишаса» и «партия Медведева» – условное разграничение в российской публичной политике. Многочисленна ли первая группа, понять сложно. «Правдолюбивые юристы» преимущественно молчат. Возможно, боятся не попасть в конъюнктуру. А возможно, задача самого Клишаса – просто обозначить, что такая линия есть, придать процессам вид демократической дискуссии.

        

Источник: https://www.ng.ru/editorial/2023-01-09/2_8629_editorial.html

0
696
3