Фау-персоны, конфиденты, стукачи, провокаторы, доверенные лица

В 1919 году некий ефрейтор по заданию войскового командования был внедрен как информатор в немецкую рабочую партию, известную впоследствии как НСДАП. Далее телеграфным стилем: втерся в доверие, вырос, возглавил, стал фюрером, развязал вторую мировую войну, в ходе которой его министр пропаганды Йозеф Геббельс додумался назвать ракеты, тысячами падавшие на Лондон, оружием возмездия (Vergeltungswaffe).

В обиходе они получили название V2, поэтому ФАУ на слуху у лиц знающих историю. В средние века ночные сторожа именовались на ту же букву V- вигилянты или бдительные. Менее известна современная немецкая полицейская аббревиатура VP с той же сакраментальной буквой ФАУ – означающая фау-персона или в просторечии птичка певчая, наушник, осведомитель, агент, информатор, доносчик, эмэс, дятел, тележник, ябедник и радист.

Товарищи из министерства госбезопасности из бывшей ГДР своих наушников обозначали несколько иначе- «IM», то есть неофициальный сотрудник, и факт этого сотрудничества со «штази» после падения Берлинской стены, объединения страны и открытия соответствующих архивов способствовал в ФРГ краху многих политических карьер, не говоря уже об увольнениях уличенных «IM» с государственной службы. Рушились семьи, где один из членов «освещал» другого партнера, по той же причине прекращались многолетние дружеские отношения.

VP в сегодняшней Германии это полицейский информант, доверенное лицо. Понятно, что это не штатный сотрудник правохранительной структуры, чаще всего это личность из криминальной среды (проституция, наркотики, азартные игры, подделка документов, интернет-криминалитет и т.д.) имеющая соответствующие связи, привычки, образ жизни и преступные заработки. Информаторами ведомства по защите конституции в силу специфики этого ведомства, занимающегося политическим экстремистами- радикальными правыми, леваками, воинствующими исламистами, являются активные деятели из этого спектра.

Предложение ябедничать в органы на коллег по партии или подполью пользуется таким спросом, что несколько лет тому назад произошел смешной скандальчик. Был инициирован процесс запрета неонацисткой партии и в его ходе выяснились пикантные детали: практически все ведущие функционеры NPD были засланными казачками. Запрет провалился, так как судьи задались простым вопросом, экстремисты они по зову души или по заданию ? И какова при этом роль государственного органа, который своих конфидентов по долгу службы направляет, инструктирует и при этом вдохновляет на продолжение борьбы с «прогнившим режимом»?

Ничто не ново под луной, российская история знает эсеровского террориста Евно Азефа, депутата думы от большевиков Романа Малиновского, служителя культа Георгия Гапона и множество других agent provocateur, по совместительству и за солидную мзду работавших на органы. Лаврентий Берия, будущий глава НКВД СССР, контактировал мусаватистскую охранку, Сталин, если верить А.

Автарханову, не гнушался доверительных контактов с царскими правоохранителями.

Их много во все времена - профессиональных лжецов, которые цинично эксплуатировали доверие, потерявших бдительность людей, а потом безжалостно предавали. Фискалы сознательно нарушают десять заповедей, причем на системной основе. Ремесло доносчика везде и всегда считалось позорным и презираемым, но есть мнение, что ради государственной пользы допустимо отбросить любые моральные нормы. Сделка-то взаимовыгодная!

Пару дней назад в США наконец-то задержали бостонского мафиози Джеймса Булгера, который долго занимал почетное второе место (на первом был Осама бен Ладен) в списке самых разыскиваемых преступников Америки. От правосудия преступный босс, на совести которого 19 убийств, скрывался 16 лет, а о предстоящем в 1995 году аресте его предупредил работник ФБР, у которого стукач Булгер был на связи. Оба сделали карьеру: эфбеэровец «успешно» раскрывал преступления на основе доносов агента, Булгер же руками сыщиков убирал конкурентов по бизнесу.

Вопросом правомерности деятельности нынешних стукачей и провокаторов задавался ЕСПЧ, который определил, что если доверенное лицо активно влияло на свое окружение, провоцируя его на противоправные действия, это является нарушением принципа Fair-trial, то есть права на справедливый процесс, что в силу ст. 6 Конвенции о защите прав человека, делает такой процесс невозможным, ибо государство теряет право на наказание виновных лиц. Немецкий верховный суд эту точку зрения не разделяет, но карая жертв провокации, признает за ними смягчающие обстоятельста и дает меньшие сроки. Оно и верно, старался такой VP на госгонораре, организовывал преступленьице по мере сил, и на тебе, отпускай виновных!

«Темные» криминальные личности, а рядом информатор с федеральным орлом в душе.

В федеральном уголовном ведомстве BKA - по информации журнала «Штерн»- имеется не подлежащее опубликованию тарифное положение об оплате труда информаторов, так что их меркантильный интерес к сотрудничеству с органами имеет законную документальную основу. Гонорары в зависимости от полезности информации, принесенной стукачом в клюве, ее важности, оперативного применения и прочих специфических качеств выплачиваются тайно, но сведения о их размере доверенное лицо обязано сообщить фиску в подаваемой налоговой декларации.

Новый российский Закон о полиции содержит положение о вознаграждении за информацию и теперь, когда в оперативной работе правоохранительные органы собираются положиться на «стукачей» и «информированных» граждан, вводят градацию оплаты доносов и за раз можно будет получить в сумме кратной тридцати сребренникам аж до 300 тысяч рублей, самое время родным фискальным органам призадуматься, как с этих энтузиастов налоги в казну слупить.


Чтобы страна богатела. Чтобы все было как на Западе. Я не стебаюсь, господа, я серьезно.