Евреи на Диком Западе. 10 удивительных фактов

На модерации Отложенный
Евреи на Диком Западе. 10 удивительных фактов

Дикий Запад не принято считать еврейским местом жительства, но евреи жили там и оставили свой след.

Опрос 1878 года, проведенный Союзом американских еврейских общин – единственная подобная перепись в ту эпоху – показал, что в Соединенных Штатах тогда жили 230 257 евреев, в том числе 21 465 в 11 западных штатах и на территориях.

Некоторые историки считают, что фактическое количество евреев на Западе было даже больше.

Еврейская невеста в Санта-Фе



wildwest-inart-1.pngВ 1874 году жительница Нью-Йорка Флора Лангерман вышла замуж за еврея-пионера немецкого происхождения Вилли Шпигельберга, и они провели медовый месяц в поездке в свой новый дом в Нью-Мексико. Когда молодожены регистрировались в городском отеле Лас-Анимаса, то «около двухсот ковбоев, только что вернувшихся с облавы и, естественно, вооруженных до зубов, встали как один человек и, сняв сомбреро, буквально заревели. Их приветствия подбадривали меня до тех пор, пока не затряслись самые стропила. “Здравствуйте, леди, мы рады вас видеть”, – кричали они, и это было действительно серьезно, потому что я была первой женщиной, которую они увидели за последние месяцы.

Вскоре Флора обосновалась в Санта-Фе, открыв в своем доме еврейскую школу для восьми городских еврейских детей. Вилли Шпигельман стал первым мэром Санта-Фе в 1884 году.

Освобождение рабов, усыновление индейцев

В мемуарах Флора записала случай из жизни своей невестки Бетти Шпигельберг, одной из немногих европейских женщин (и единственной еврейки), живших в Санта-Фе во время Гражданской войны. Однажды утром Бетти услышала плач женщины под окном своей спальни. Это оказалась рабыня по имени Эмили, похищенная солдатами Конфедерации. Бетти «вымыла и накормила Эмили, дала ей чистую одежду, а затем послала за доктором». Шпигельберги купили свободу Эмили, а также еще одному похищенному рабу. Вскоре после этого они помогли двум другим пленникам, маленьким индейцам, осиротевшим брату и сестре. Бетти и ее муж Леви усыновили их и воспитали их как собственных детей.

Еврей среди сиу

Еврей Юлиус Мейер в 1860-х годах торговал с индейскими племенами на территории современной Небраски. Говорят, что в 1867-м Мейер охотился на бизонов, когда его схватили индейцы сиу. Мейер жил с сиу несколько лет, изучив их язык в дополнение к пяти другим индейским языкам.

wildwest-inart-3.png

Он был известен как «кудрявый белый вождь с одним языком» («один язык» означало честность), а в конце концов стал переводчиком с индейского в Конгрессе.

Еврейский индейский вождь

Многие еврейские купцы установили связи с местными индейскими племенами. Мозес Барух владел аптекой в Пендлтоне, штат Орегон, был известен своей тесной дружбой с местными индейцами, выучил их язык и выступал в племени советником и переводчиком.

wildwest-inart-4.png

Соломон Бибо дружил в Санта-Фе с местными индейцами и в конце концов сам став вождем. Бибо родился в Германии в традиционной еврейской семье; его отец был кантором. В 1869 году Соломон и его братья отправились в Новый Свет. Соломон начал торговать с племенем акома и настолько сблизился с ними, что защищал их в имущественных спорах с федеральным правительством. Женившись на женщине акома, в 1885 году он стал вождем племени акома и провел ряд реформ: убедил акома основать поселение в более удобном месте, внедрил современное ведение сельского хозяйства и открыл школу. Затем он перевез семью в Сан-Франциско, чтобы жить в еврейской среде и дать детям больше информации о еврейской жизни.

Изобретя синие джинсы

Когда в 1848 году в Калифорнии обнаружили золото, что вызвало золотую лихорадку, в штат хлынули искатели приключений со всего мира.

Лейб Штраус, еврей немецкого происхождения, оставил семейный швейный бизнес в Нью-Йорке и отправился в Сан-Франциско в 1853 году, чтобы торговать с золотоискателями.

Он сменил имя на Леви и открыл магазин галантерейных товаров Levi Strauss & Co., в котором продавали все необходимое: одежду, палатки, инструменты. В 1872 году портной из Рено, штат Невада, Джейкоб Дэвис, описал Штраусу метод усиления брюк металлическими заклепками. Они вместе зарегистрировали патент и начали производство грубых хлопчатобумажных брюк, усиленных медными заклепками в местах напряжения. Это и были первые синие джинсы.

wildwest-inart-6.png

Леви активно работал в первой синагоге Сан-Франциско и во множестве других общественных учреждений. Он умер в 1902 году, а в завещании выделил ряд учреждений: Тихоокеанский приют и дом для еврейских сирот, Еврейский совет помощи и 28 стипендий Калифорнийскому университету в Беркли.

Еврейская девушка в коррале «О-кей»

Эта перестрелка в 26 октября 1881 года стала одной из самых известных перестрелок на Диком Западе, в которой братья-бандиты Клэнтоны с компанией столкнулась с местными бизнесменами и шерифами братьями Эрп.

Eврейка Джозефина Сара Маркус, сбежавшая с театральной труппой на Запад ради приключений в Калифорнии и Аризоне, позже вышедшая замуж за Уайетта Эрпа, позже вспоминала: «Услышав шум возле ранчо, не возвращаясь за головным убором, я выбежала наружу и помчалась к месту перестрелки, в которой погибли трое мужчин. Уайетт Эрп увидел меня… Моей единственной мыслью, было: “Боже мой, на мне нет чепца. Что он подумает?”»

Уайетт и Джозефина были женаты 50 лет. Несмотря на то, что он не был евреем, Уайетт похоронен на еврейском кладбище в штате Калифорния, где у семьи Джозефины был участок земли.

Джим Леви, еврейский стрелок

wildwest-inart-9.png

Родители Джима Леви, родившегося в Ирландии в 1842 году, отправились в Новый Свет и оказались в Неваде, где юный Джим работал шахтером. Однако в 1871 году он обнаружил новое призвание. Вмешавшись в уличную драку, вызвал на дуэль местного дебошира и победил.

Вскоре он стал профессиональным игроком и стрелком на всем Западе, участвовал примерно в 16 перестрелках. 5 июня 1882 года Леви выпивал и играл в азартные игры в салуне в Тусоне, и когда выходил оттуда, местный соперник устроил засаду и застрелил Леви.

Кладбище Бут-Хилл

Старое кладбище в Томбстоуне, штат Аризона, было названо «Бут-Хилл», так как многие из его жителей, стрелки, были похоронены в тех же ботинках, в которых умерли. Несмотря на такие нравы, в городе проживало достаточно евреев, чтобы в 1881 году была основана Еврейская ассоциация Томбстоуна и возникла еврейская часть кладбища.

В 1982 году местный историк пригласил приезжего экономиста Исраэля Рубина совершить поездку по заброшенному еврейскому захоронению вместе с лидером местной общины, судьей К. Лоуренсом Уэртой, индейцем яки из Тусона. Рубин на месте прочитал Кадиш, и судья Уэрта был так тронут, что решил восстановить еврейскую част Бут-Хилла. Она была повторно освящена в 1984 году, и среди могил первых еврейских поселенцев Аризоны сейчас находится чаша с землей из Иерусалима.

Молитва в прериях

Начальник станции дилижансов в Санта-Фе в 1870-х годах рассказал Флоре Шпигельберг историю. Прибыла группа из четырех пассажиров дилижанса: трое американцев и один немец. Начальник станции заметил группу приближающихся к станции индейцев, и крикнул пассажирам, чтобы они возвращались в дилижанс. Американцы побежали, но немецкого пассажира нигде не было.

Заглянув за бревенчатый домик, начальник станции увидел пассажира-немца, тихо молившегося на иврите, в кипе и «молитвенном платке». Он «спокойно сказал: “Добрые друзья, доверьтесь Б-гу, и Он благополучно доставит вас до конца пути”».

Индейцы не напали, и дилижанс благополучно уехал.

Мария Якубович