Как французы избавлялись от бездарных командиров

На модерации Отложенный

Кризис на фронте, порожденный не только «красными линиями» Кремля, но и бездарностью некоторых генералов и офицеров ВС РФ, требует внимательно посмотреть на примеры успешных практик оздоровления командных кадров. И тут полезен опыт французской армии, достойно показавшей себя в Первую мировую. Обратился к воспоминаниям графа Алексея Игнатьева «50 лет в строю». Как главнокомандующий Жоффр смог вычистить горе-генералов и бездарных офицеров в 1914-1915 годах?«Прежде всего был создан новый отдел — личного состава. Продолжая придавать первостепенное значение подбору и квалификации кадров, Жоффр, получив права главнокомандующего, отрешил от должности в первый же месяц войны «по служебному несоответствию» двух командующих армий, семь командиров корпусов, двадцать четыре начальника дивизий, то есть около тридцати процентов высшего командного состава. Жоффр оказался в более счастливом положении, чем Куропаткин.

Чистка началась с головы, но одновременно потребовались и пополнения — подготовка их началась не сверху, а снизу. Небывалый и неожиданный процесс потерь в младшем и среднем командном составе в сражении на Марне и отмеченная в первых же боях недостаточная боевая подготовка мирного времени потребовали срочных мер для коренной перестройки на ходу всей французской военной машины. Для этого была необходима выдержанная, спокойная, а главным образом, систематическая работа. Никакие успехи, неудачи и связанные с ними войсковые переброски не должны были отражаться на занятиях в той грандиозной школе, которую представляла французская армия в первые два года войны.

Когда впоследствии мне задавали вопрос, кого из двух французских полководцев я ставлю выше — Жоффра или Фоша, я неизменно отвечал: «Без всего того, что сделал Жоффр для подготовки победы, Фош не мог бы победить».

Бессменным и ответственным исполнителем указаний главнокомандующего по вопросам комплектования и подготовки кадров был начальник отдела личного состава, ординарец Жоффра, майор Белль. Этот маленький близорукий еврей в черном мундирчике с серебряными пуговицами — форме, присвоенной стрелковым батальонам, обладал необыкновенной памятью и способностью разгадывать людей по  первому взгляду: казалось, что пенсне, которое он беспрестанно поправлял на носу, ему в этом помогало.



Всякий раз, когда мне удавалось проникать в его бюро, куда вход посторонним был строжайше воспрещен, я еще в дверях задавал стереотипный вопрос:

— Et bien, Bell, о[?] en sommes nous? (Так что же, Белль, до чего мы дошли?)

И так же спокойно, пожимая мою руку, он последовательно отвечал: в октябре — до сержантов, в ноябре — до лейтенантов, в январе — до капитанов и т. д., вплоть до генералов, очередь до которых дошла в конце следующего, 1915 года.

Отобранные для продвижения по службе кандидаты должны были проходить через спешно открытые в тылу фронта школы, где ознакомлялись со всеми новыми методами ведения боя, со всеми новыми образцами вооружения. После этого их прикомандировывали на некоторый срок для практики к командирам тех подразделений, для которых они предназначались. Только по получении отличной аттестации от фронтового командира они получали право на следующий чин и назначение на высшую должность.

Когда мне случалось спросить мнение Белля о встреченном генерале или командире, он, не заглядывая в досье, тут же давал подробный ответ, будто все они были людьми из его роты.

Большие и мало кем оцененные услуги оказал своей армии скромный майор Белль, немало нажил он врагов, но заставил их смолкнуть своим блестящим поведением на фронте: он погиб во главе бригады, переброшенной в Италию для прекращения паники после неслыханного разгрома итальянцев под Капоретто…»
Считаю, что так же необходимо организовать кадровую чистку и в нашей армии. Военная история – вещь полезная.

И обратите внимание, как по-настоящему готовили резервистов и командиров из запаса французы век с лишним назад. Не в глубоко тыловых учебных центрах, где всем заправляют офицеры без боевого опыта! А школы в тылу именно прифронтовые, где подготовку ведут командиры и специалисты с опытом именно идущей войны. Причем, глядите, командные кадры готовят именно те, кто их потом и возьмет в свои части. Крайне разумно. Порекомендую сие как чтение на сон грядущий для Кремля.