Десятки тысяч рабочих мест в моногородах могут исчезнуть

На модерации Отложенный

Градообразующие предприятия будут сокращать производство из-за санкций 

    Официальная безработица в РФ находится на рекордно низком уровне, хотя все больше предприятий заявляют об увольнениях, сокращении персонала или даже об остановке производства. Наиболее острой проблема безработицы может стать в моногородах, где часть градообразующих предприятий существенно пострадали от антироссийских санкций. Российские чиновники обещают усилить меры поддержки занятости, но эксперты считают рост безработицы в ближайшие месяцы неизбежным.

    Наибольший ущерб западные санкции нанесли по российскому автопрому, по металлургии и сектору деревообработки. Только в российских моногородах отмечается значительное ухудшение положения градообразующих предприятий, где до недавнего времени было занято более 180 тыс. человек. Такие данные приводит российский Центр стратегических разработок (ЦСР).

    Но увольнения и сокращения сегодня проходят не только в моногородах. Один из последних примеров – это увольнение более сотни человек на петербургском предприятии, которое занималось производством автокомпонентов для автозаводов Nissan и Hyundai. Понятно, что многие тысячи россиян, которые лишаются сегодня работы, не попадают в статистику роста безработицы в моногородах. Впрочем, для некоторых предприятий санкции и уход иностранцев создали возможности для роста производства и найма новых сотрудников.

    Ожидают значительного подъема безработицы и в российском правительстве. В мае Минэкономразвития прогнозировало, что безработица в России увеличится с прошлогодних 4,8% до 6,7%. Но сегодня чиновники ведомства Максима Решетникова говорят о пересмотре этого прогноза в лучшую сторону в июле-августе. По официальным данным Росстата, безработица в России в июне оставалась на историческом минимуме в 3,9%.

    Безработица в России в 2022 году вырастет максимум до 6%, что не является критичным, никакого обвала на рынке труда страны не состоится, прогнозирует директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапкович. «Никакого обвала на российском рынке труда, который предрекали многие экономисты, не будет», – считает эксперт.

    Между тем российские чиновники готовятся удвоить нормативы для так называемой временной занятости. Период занятости на временных работах для системообразующих предприятий будет увеличен с трех до шести месяцев, сообщили в аппарате вице-премьера РФ Татьяны Голиковой после заседания Российской трехсторонней комиссии по социально-трудовым отношениям. Возврат безработицы к докризисному уровню 2021 года в правительстве пока ожидают только в 2025 году.

    Основные негативные последствия для положения российских моногородов начнут проявляться в третьем и четвертом кварталах 2022 года и могут быть выражены в сокращении работников, снижении зарплаты, уменьшении выпуска и даже в закрытии предприятий, прогнозируют в ЦСР.

    Наибольшие ухудшения ситуации из-за санкций проявились в лесной промышленности и деревообработке, металлургии, а также в автопроме, транспортном и специальном машиностроении.

    В первом полугодии в 16 моногородах проявились риски значительного ухудшения ситуации на градообразующих предприятиях, где суммарно работают 182 тыс. человек.

    Среди самых пострадавших градообразующих предприятий в ЦСР называют крупные центры металлургии и автомобильной промышленности – Магнитогорск, Череповец, Каменск-Уральский, Тольятти, Набережные Челны, Елабуга. Эти пострадавшие промышленные центры находятся в Челябинской, Вологодской, Свердловской, Самарской областях и Татарстане. При этом очевидно, что сокращение производства на головных предприятиях вызывает цепную кризисную реакцию по всей цепочке поставщиков и подрядчиков.

    Значительный ущерб от санкций понесли предприятия лесопромышленного и деревообрабатывающего комплекса в Архангельской, Вологодской, Кировской, Новгородской, Костромской областях и в Карелии.

    Под прямые секторальные или персональные санкции недружественных стран попали 134 градообразующих предприятия. Большинству из них запрещено экспортировать произведенную продукцию, а также импортировать оборудование, необходимое для текущей деятельности и проведения модернизации.

    Среди градообразующих предприятий моногородов 45 относятся к лесной промышленности и деревообработке. Суммарно на них занято более 40 тыс. человек, напоминают в ЦСР.

    Продукция лесопромышленного комплекса Северо-Западного федерального округа практически полностью экспортировалась в страны Евросоюза. Под самым высоким риском оказались предприятия, где были реализованы проекты по производству топливных пеллет, брикетов и клееных панелей (clt-панелей). За последние три года на градообразующих организациях моногородов Северо-Западного федерального округа было реализовано 10 таких проектов. С потерей рынков сбыта из-за санкций в июле-августе можно ожидать приостановку деятельности ряда таких предприятий. Ожидается также сокращение производства картона на 25% по итогам 2022 года по сравнению с 2021-м из-за резкого сокращения спроса, что может негативно отразиться на работе предприятия в Сураже (Брянская область).

    Наиболее устойчивыми к санкциям оказались градообразующие предприятия, где темпы модернизации производства и внедрения современных технологий были невысоки, отмечают в ЦСР. Нет проблем и у градообразующих предприятий оборонно-промышленного комплекса, ориентированного на внутрироссийские производственные кооперационные цепочки.

    Так, например, в башкирском Кумертау, несмотря на санкции, в марте 2022 года были заключены новые контракты на производство вертолетов. Планируется также увеличение штата на 200 человек.

    Смогли адаптироваться к санкционным условиям и ряд производителей автокомпонентов – аналогов импортных деталей. Так, завод в городе Вязники Владимирской области увеличил поставки фар отечественным автопроизводителям. В условиях санкций, удорожания логистики закупать отечественную продукцию стало выгоднее, хотя она и уступает импортным аналогам по своим техническим характеристикам. В краткосрочном периоде устойчивыми к санкциям оказались и текстильные предприятия моногородов Центрального федерального округа.