Культурная столица или бандитский Петербург: почему в городе на Неве до сих пор процветает незаконная торговля

На модерации Отложенный

На дворе 2022-й, и жителей Санкт-Петербурга до сих пор мучает вопрос: почему на улицах города процветает уличная торговля овощами и фруктами вне установленных мест?
 
«Продавцы неизвестно кто, качество товара сомнительное. Почему такую торговлю не пресекают?», – задаются вопросом читатели старейшей газеты «Санкт-Петербургские ведомости». 

Пресс-служба Комитета по контролю за имуществом Петербурга отчиталась о том, что за последние две недели в Московском, Кировском, Выборгском, Красногвардейском, Красносельском и Центральном районах прошли рейды, в результате которых были закрыты 46 незаконных торговых точек в разных районах города. 

Почти три недели назад,17 июня, правоохранители закрыли еще шесть нелегальных торговых точек – в центре города. 

«Всегда уделяем большое внимание порядку и безопасности в историческом центре нашего города. Важно, чтобы горожане и гости Петербурга чувствовали себя здесь комфортно», – заявил глава местного Комитета по контролю за имуществом Сергей Муравьев. 

Но сколько такие ларьки не закрывай, незаконная уличная торговля будет процветать до тех пор, пока есть ее рассадники. Одним из таких уже много лет является Апраксин двор – объект культурного наследия регионального значения, который долгое время не могут привести в порядок.

«Апрашка», занимающая целый квартал в центре города, превратилась в один из характерных для 90-х «диких рынков» после распада Советского Союза. Попытки привести в порядок Апраксин двор начались еще в начале далеких нулевых, когда компания известного предпринимателя Олега Дерипаски выиграла конкурс на разработку концепции территории, а впоследствии получила статут стратегического инвестора.

Спустя несколько лет Смольный заморозил проект, потребовав оставить исторические здания в первозданном виде. И это удалось. На дворе 2022-й, а большая часть корпусов Апраксина двора предстает перед глазами изумленных петербуржцев все в том же печальном виде. 

Попытки провести реконструкцию предпринимались и другим инвесторов, на этот раз входящим в структуры концерна «Питер». Нужно ли говорить о том, что и у второго стратегического инвестора ничего не получилось. Впоследствии это связывали с политической неповоротливостью властей. А ведь ещё в 2017-м Апраксин двор мог стать полноценным городским кварталом с развитой инфраструктурой. Одобренный Советом по культурному наследию проект «Студии 44» Никиты Явейна предполагал при реставрации Апраксина двора соблюсти баланс между жилой, общественной и торговой функциями. Но этого не произошло. 

Совсем недавно – на ПМЭФ-2022 – Санкт-Петербург заключил договор с компанией GloraX на реконструкцию «Апрашки». Девелопер готов вложить в объект культурного наследия 50 миллиардов рублей.

Примечательно, что аналогичный «Апрашке» «объект» был и в Москве – это Черкизовский рынок. Но если столичные власти закрыли его еще в 2009 году, то в Северной столице медлят. Видимо, Смольный предпочитает устраивать бесконечные рейды и закрывать незаконно установленные палатки с фруктами – это самое безобидное, что можно найти на «Апрашке». К тем, кто слоняется по рынку без дела, обязательно подойдут и предложат товары другого порядка, которые регулярно изымают в ходе полицейских рейдов.