Ничто не ново под луной. И в XVIII веке тоже были охотники до беспрепятственного движения капитала. Однако почему-то в случае с Россией эти самые капиталы при полной свободе к нам никак не приходят, а только стремительно уходят. Времена меняются, причины тоже, а итог один.
Вот и Петру I приходилось решительной рукой вмешиваться, дабы не позволить драгоценному металлу (пусть и под самым благородным предлогом) ускакать из страны. Итак, кратко осветим специфику проблемы.
Масштаб реформаторского замысла Петра I требовал значительного количества денежных средств. А увеличение же доходных поступлений в государственную казну в свою очередь зависело от успешной модернизации хозяйственных процессов, что требовало обновления всей системы финансовых отношений в стране.
Ключевым звеном в цепи реформаторской деятельности было преобразование денежной системы, которая к тому времени безнадежно устарела и превратилась в значительный тормоз развития экономики и финансов страны. Поэтому совсем не случайно проведение денежной реформы стало одним из первых мероприятий Петра I.
Одним из результатов реформы стала чеканка первой в России первой золотой монеты (червонца). Хотя её обращение в народе по началу было весьма ограниченным. Употреблялась золотая монета главным образом на подарки и особые правительственные расходы. Кстати, название золотых монет – «червонцы» происходит от слова «червонный» – «красный». Красноватый цвет золоту придавала медь, которая добавлялась в сплав.
Золотой червонец образца 1706 года
Многовековой спецификой русского денежного обращения оставалась нехватка собственных металлов и зависимость от привозного сырья. И особенно это касалось золота. Несмотря на то, что государство всячески способствовало поиску и разработке новых золотых месторождений, собственная добыча в первой четверти XVIII века была ничтожна.
Положение изменилось только с конца 1740-х годов, когда на Алтае на Колывано-Воскресенских заводах стали добывать золотистое серебро, из которого путем разделения научились получать золото. С этого времени зависимость России в драгоценном металле от Запада уменьшилась. В начале же XVIII века сырье для золотых монет привозили из Китая. Называлось оно коробчатым золотом, так как поступало в Россию в виде золотого песка, упакованного в коробочки весом в 3/4 фунта.
Ещё одной проблемой было то, что серебро в России стоило дорого, а вот цены на золото были низкими. В европейских странах золото ценилось в 14–15 раз дороже серебра, а в России - примерно в 13 раз. Именно поэтому золото ввозить в Россию было невыгодно, и оно не могло широко использоваться в денежном обращении. Как следствие – существовал жестокий запрет на вывоз из России драгоценных металлов и монет.
Тем не менее, многие купцы занимались подобным вывозом тайно.
Более того, некоторые иностранные умельцы наладили выпуск пятаков (медных пятикопеечных монет) машинным способом. Их тайно ввозили в Россию и меняли на монеты из драгметаллов или закупали товары. В результате золото и серебро утекало за границу. Но т.к. фальшивомонетчики плохо владели русским языком, иногда на монетах встречалась легенда «5 копеiк» вместо «5 копеек».
Для борьбы с вывозом золотых монет, Петр I даже отказался от введения общепринятых в Европе надписей на латыни. На всех деньгах в России легенды были на русском языке. Когда царю заметили, что монеты с русской легендой не будут принимать за границей, и поэтому надпись надо хотя бы с одной стороны сделать латинской, он ответил, что:
"Скорее я скажу спасибо тому, кто предложит мне способ, как сохранить монету в государстве, а не тому, кто укажет, как скорее выпустить ее из страны"
Однако же для платежей в путешествиях Петра I по Европе в 1716 году были специально отчеканены червонцы с портретом царя, российским гербом и круговыми латинскими надписями. Это было сделано специально для демонстрации иностранцам прогресса России в монетной чеканке.
Портрет Петра I на аверсе золотого червонца 1716 года (латинская надпись)
Для установления единого государственного контроля за монетным делом в 1711 году была учреждена Купецкая палата, которая занималась учетом и упорядочением чеканки монет. Она осуществляла обмен денег, подлежавших изъятию из обращения, передачу заготовленного металла на монетные дворы и, частично, контроль за работой этих дворов.
Кроме того, специальными сенатскими указами запрещалось продавать золото и серебро кому-либо, кроме Купецкой палаты.
Так что русскому государству и в XVIII веке приходилось всячески бороться со стремлением вывести наше золото в Европу. После смерти Петра I его преемники также продолжали регулировать оборот драгоценных металлов. Не допуская свободного обращения золота и стремясь сохранить монополию на его добычу, золотопромышленность в России до XIX века была обставлена целым рядом положений и уставов, которые регламентировали все процессы поиска и добычи. Более того, известен прецедент о том, как А.Н. Демидов даже лишился своих Колывано-Воскресенских заводов на Алтае в 1747 году из-за обнаружения там золота.
Говоря же в целом об итогах финансовой реформы Петра I, то при нём денежная система России при всех её недостатках наконец-то приобрела законченный вид. Несмотря на то, что русский рубль приравнивался к талеру, основной европейской денежной единице, надо понимать, что подражание иностранным монетам было необходимо для скорейшего вхождения России на европейские монетные рынки на правах равенства. Однако структура русского рубля и надписи на родном языке делали его вполне самостоятельной национальной монетой.
Комментарии