Крещеная пыль неореализма
На модерации
Отложенный
Круговорот жизни и смерти в фильме Микеланджело Фраммартино «Четырежды»
Признаться, сначала я подумала, что будет скучно. Ожидала, что сейчас начнутся привычные артхаусные изыски, когда автор медленно, с остановками на каждом углу, следует по извилинам своего внутреннего мира, волоча за собой зрителя. Часто этим увлекаются японские режиссеры, а иногда и те, кто ставит кино по японским сюжетам, как тот же «Норвежский лес». Все, конечно, очень интересно, но долго выдерживать трудно. «Четырежды» длится всего час с четвертью - несомненное достоинство для фильмов этого жанра. И, в отличие от многих артхаусных картин, в нем нет обязательного акцента на искусственную эротическую сцену.
Отсутствие монологов. Равнодушная, как сторонний наблюдатель, камера. Наивный символизм о жизни и о смерти. Спокойное крестьянское мировоззрение, одинаково равнодушное и к тому, и к другому. Визуальная притча, рассказанная в в лучших традициях неореализма эпохи Висконти, Бертолуччи, Феллини, Росселини и нашего великолепного грузинского кино. И с соответствующим юмористическим подтекстом. В общем, скучать не пришлось.
У старого пастуха, наверное, тяжелейшее воспаление легких или туберкулез. Он все время подолгу и мучительно кашляет. Однажды, загнав стадо на ночлег, старик приползает в деревенский костел. Уборщица начинает подметать пол. Совершенно фантастическая картина – церковная пыль парит в лучах заходящего солнца, падающих в окна. Кадр обрезается, а в следующем женщина уже в своей маленькой молельне. На совке – собранная пыль. Она ее крестит. Отрывает от глянцевого журнала страницу с полуобнаженной девкой, заворачивает в нее пыль и отдает старику вместе с бутылью святой воды. Тот возвращается домой, наливает в стакан святой воды, ложечкой размешивает в нем щепотку этой пыли, выпивает и спокойно засыпает. А потом, как-то раз в поле он уединяется по нужде, снимает штаны и в этот момент сверток с чудодейственной пылью незаметно выпадает. И только поздним вечером, по обыкновению собираясь принять свою чудотворную «микстуру», старик обнаруживает, что бумажку с божественной пылью он потерял. Грубо говоря, проср...л своего Бога. В отчаянии старик ломится среди ночи в костел, долго стучит, но ему никто так и не открывает. Под утро он умирает.
В «Четырежды» нет иной смысловой нагрузки помимо следования по кругу за символами жизни и смерти. Потому так и называется. Сначала умирает старик. Потом ни на кого не похожий козленок. Вслед за ним – огромное старое дерево, которое перевоплощается в древесный уголь и в этом виде вновь возвращается к людям.
Кстати, сцена производства древесного угля - это отдельное кино внутри кино, очень завораживает. Сначала непосвященному зрителю мало что понятно. Рабочий на огромной лесопилке кидает в кучу толстые ветки. Следующий план – эти ветки уже составляют огромный, метров 10 в высоту, практически идеальной формы холм. Его обкладывают кусками этого гигантского дерева, а сверху закрывают другими бревнами. И вдруг странный звук и кромешная темнота в зале. Так случается в фильме каждый раз, когда заканчивается жизнь - человека ли, козленка или старого дерева. Словно попадаешь прямиком в гроб. А потом новый цикл - горящие угли, рабочий поднимается с ними по лестнице и забрасывает их в отверстие на вершине холма. Из основания начинает валить дым, и весь холм медленно тлеет. И вот уже готовый древесный уголь лопатами забрасывают в мешки.
Юмор в этом фильме тоже грузино-итальянский, визуальный, как у Феллини в «Амаркорде» или у Иоселиани во всех его фильмах без исключения. В деревне снимается кино о римских легионерах, которые торжественно шагают по улице при всем параде. В это время собака, ожидающая своего умершего хозяина, начинает на всех бросаться и создавать проблемы. Она никак не позволяет пройти одной из актрис. Что отвлечь собаку, та кидает в сторону камешек, но собака все время успевает найти камень и вернуться. Наконец актрисе удается забросить камешек и благополучно смыться. А тем временем собака ищет брошенный камешек и никак не может найти. В результате она выковыривает кирпичик из-под колеса грузовичка, на котором актеры приехали в эту горную деревушку. Грузовик катится задом, сносит забор, из-за которого вырывается на волю стадо коз, стихийно разбегаясь во всех направлениях, в том числе и в комнату, где лежит мертвый пастух. В конце фильма тот же самый грузовичок привозит людям в деревню уголь. И все так же подпирает колесо кирпичиком.
Это незанудливый рассказ о жизни и смерти безо всякой претензии на заумь ради зауми. «Четырежды» лучше смотреть в состоянии позитивной медитации. Прийти, расслабиться и позволить своим глазам получать визуальное удовольствие. Могу гарантировать, что они не слипнутся, но нужно протерпеть первые 15 минут, в течение которых старик долго кашляет и волочится за своими козами. Именно в это время возникает ощущение – ну все, началось. А потом одним мановением – раз, и вот уже крестят совок с пылью. И все становится легким.
Комментарии
.............Томулия Далата.
Ирина Хакамада: Женщина должна любить себя наотмашь
Киношка супер-вау! Мистика млин. Грузовички сами себя подпирают...
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
- Ты вчера телек вечером не смотрел?
- Неа, а что?
- Там кино было какое-то про древний Рим. И один патриций говорит
другому: "Завтра увидимся на форуме". Меня аж передёрнуло...
Комментарий удален модератором
- Всегда!
- Россия вас не забудет! :))))
... перекрестица и сплюнет через плечо чтобы этого наваждения в политической жизни страны больше не наблюдалось никогда )))...
При случае посмотрю обязательно.
"..в лучших традициях нашего великолепного грузинского кино."
Об этом вообще можно долго говорить.В кинотеатрах оно как-то не шло. Однажды все-таки я попал, в зале оказался кроме меня еще один зритель. Так что, великолепным грузинское кино считаем только мы с Вами.
В главных женских ролях - козы
По всему, у Фраммартино, период в жизни такой, козу предпочитает женщине!
Ежли у вас чегой-то там не так,
То медитация уж враз поможет вам.
Герла, я ж тебе говорю медитация, а не мастурбация.
Ну ты в натуре даешь, трам-тарарам.
А теперь послушаем малехо святой музыки,
И душами совместно воспарим.
Я вам поставлю Юрия Морозова,
Он типа Кришны - тоже всеми шибко любим.
Вот тут уж можно углубляться в себя,
Но не слишком далеко - нужно будет потом вернуться обратно.
Не стесняйтесь почем зря выходить в астрал -
Встретите там нирвану - скажете, здрасте мол, очень приятно.
Приступаем к маленькому уроку дзен-буддизма.
А ну-ка изо всех сил врежь соседу по зубам!
Врубаешься? Вот оно, просветление-то.
Что, усекли? Ну то-то - вижу по глазам.
Да, мир и любовь - это вам не хухры-мухры.
Вот сам Джордж Харрисон то же самое говорил.
А ну-ка хором затянули "Харе Кришна!",
И возлюбили друг дружку со всех сил.
© М.Науменко )))...
Менделеев:
- Я вывел новую формулу водки. Предлагаю для неё место этикеток наклеить бюллетни для голосования за нашего любимого вождя.
Репин:
- Ко дню выборов нашего любимого вождя обязуюсь переписать картину «Бурлаки на Волге» в картину «Вождь на галерах».
По бокам Пушкина сидят два КГБэшника. Один из них дает ему микрофон:
Пушкин долго молчит, потом говорит:
- Мы знаем, что Единая Россия поймала много-много золотых рыбок…
Потом, вздохнув, добавил:
- Пожелаем, чтобы Россия не осталась у разбитого корыта.
Комментарий удален модератором
Мы ,семинариев не заканчивали, но ваши метаморфозы, в процессе жизни постигаем.Учимся!ДА, и пыль сдувается!
Киношка супер-вау! Мистика млин. Грузовички сами себя подпирают...
Please don't write
Лучш не нада...
Мне могут заметить: а почему нет оценки её текста? А зачем? Она что - Чехов? .
=================
Зачем? До этого рано или поздно любой человек доходит сам - без всяких режиссёров и Хаккамад. Как не обряжайте банальные мысли, как ни раскрашивайте их красками - всё равно скучно.
прогресс, однако ...