«Либерализм» в театре на Таганке

Становятся известными подробности «таганского» скандала в Чехии. В пятницу, 24 июня, на гастролях в Праге актер Иван Рыжиков от лица коллектива театра зачитал худруку театра на Таганке Юрию Любимову письмо: «Участники спектакля «Добрый человек из Сезуана» требуют выплатить гонорар за два спектакля, так как мы знаем от принимающей стороны сумму гонорара за два спектакля и причитающиеся выплаты участникам гастролей. Просим решить этот вопрос до начала репетиции».

Любимов заявил, что он «в курсе», но на жалобу артистов о том, что они по-прежнему не получили ни копейки, ответил, что у них «неправильная информация». Жена худрука Театра на Таганке Каталин Кунц-Любимова обвинила актеров в том, что они «поступают не по закону», и высказала мнение, что коллектива театра как такового не существует.
Когда с ней начали спорить, Любимов просил жену «не разговаривать с хамом», а актеру сказал: «Вы для меня человек, которого мне не нужно для театра».

Наконец Юрий Любимов пообещал выдать актерам деньги, но заявил, что они «позорятся в чужой стране». «Ни один из вас к разуму не воззвал. Я вам сказал – выплатят вам! Я не лежал в номере, а бегал! Не вам выдавали эти деньги! Не вы их добыли, а я вам их добыл!», - кричал главный режиссер. Когда Любимов после долгих уговоров согласился отдать деньги, его жена бросила артистам конверт и послала матом, уверяют очевидцы.

В описаниях театральных нравов часто употребляется выражение «крепостные актеры». Поневоле вспоминается худрук Карабас Барабас и его несчастные актеры кукольного театра. Но доктор кукольных наук синьор Карабас тиранил Мальвину с пуделем Артемоном и Пьеро с Арлекином в одиночку, у него хоть своей Каталин не было.
А по описаниям того, что творилось на Таганке, именно это дама вносила и вносит очень заметную струю оживления в происходящее.

Артисты считают, что нормальной обстановки в театре не будет до тех пор, пока театром фактически будет руководить жена Любимова Каталин Кунц: «Она давно взяла бразды правления в свои руки, а Любимова подмяла под себя целиком, он действует только по ее указке. Каталин – человек не очень здоровый, да еще с дурным характером».
«Нам так надоело чувствовать наплевательское отношение к себе, надоела ругань в наш адрес – клопы, отвратительные твари… Сколько можно жить в таком хамстве?» - возмутился артист.

Карабас, по крайней мере, был способен целых пять золотых Буратино выделить по собственной инициативе, пусть и с коварными намерениями. У Любимова актеры выбивали свои денежки в ожесточенных боях. Такое отношение к актерам культового либерального режиссера многих удивляет. Между тем ничего странного в этом нет. Еще в начале XIX века герой 1812 года Денис Васильевич Давыдов писал об отечественном либерале:
Деспотизма супостат,
Равенства оратор, -
Вздулся, слеп и бородат,
Гордый регистратор.

Томы Тьера и Рабо
Он на память знает
И, как ярый Мирабо,
Вольность прославляет.

А глядишь: наш Мирабо
Старого Гаврило
За измятое жабо
Хлещет в ус да в рыло.

А глядишь: наш Лафайет,
Брут или Фабриций
Мужиков под пресс кладет
Вместе с свекловицей


В ус да в рыло Любимов своих актеров не хлестал. И под пресс вместе с свекловицей не клал. Времена все-таки не те, двадцать первый век на дворе, а не девятнадцатый.