Когда люди в России смогут стать вольными

На модерации Отложенный

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Базовая логическая ошибка российского дискурса в том, что власти считаются активным началом, субъектом развития, а безвольный народ — пассивным, массой, к которой власть должна прилагать усилия, чтобы люди оторвали свои пятые точки и начали хотя бы что-то делать. Причем желательно делать с полным напряжением сил, без отдыха, свободной минутки. Для этого надо поставить над ними надзирателей с автоматами, загнать их в колючку, режим ввести и т. д.

Напишу главные условия-тезисы, на основании которых люди станут полноценными субъектами развития и их не надо будет постоянно мобилизовать.

  • Сытый работает лучше голодного. Не наоборот. У нас многие начинают спорить с этим очевидным тезисом. Они это делают, чтобы как-то оправдать, что вся их жизнь проходила в борьбе за сохранение сытости, зато «наши корабли бороздили просторы космоса».
  • Свободные люди в комфортных условиях создают системно и регулярно «Нетфликсы», «Амазоны», «Майкрософты» и «Эпплы». Закрытые «шаражки» создавали проекты разово, поштучно, часто способом обратного инжиниринга, с документацией, переданной разведкой.
  • Если у людей раз в 25 лет не отбирать все накопленное (буквально всей страной мы попадали в такие воронки, которые засасывали все, — в 1917-1921, 1941-1945, 1991-1998; а ведь между этими катастрофами проводили обезжиривания населения поменьше — различные раскулачивания и коллективизации, массовые репрессии, денежные реформы, девальвации, дефолты, рукотворные экономические кризисы), то они передадут наследство следующему поколению, а значит, все вместе, наконец, научатся ценить свою страну, ее землю, окружающую среду и т. д.
  • От этого молоха, пожирающего вольных и активных в пользу безвольной и коллективной массы, которую может мобилизовать силой только государство, и бегут многочисленные потоки эмиграции, либо теряют все на противостоянии государству (имущество, накопления, жизни, здоровье, свободу).

И вот каждый раз в России почему-то принято удивляться, что люди, которые находятся буквально на пособиях и нищенских зарплатах, у которых все отбирают раз в 25 лет, живущие в некомфортных населенных пунктах, из числа которых регулярно прореживают всех, кто проявляет несогласие и готов к инициативности, которым регулярно объясняют, что от них ничего не зависит, неожиданно теряют мотивацию и превращаются в пассивную массу.

В начале 2000-х Владимир Путин активно цитировал Петра Столыпина про «20 лет стабильности, и вы не узнаете Россию». Но рабочая идея Столыпина как раз и была в создании вольного поколения, которое бы изменило страну. Более того, стабильность Путина и до этого свобода Ельцина смогли породить в России такое вольное, непоротое поколение. За 90-е, нулевые и даже десятые они выросли и вошли в трудоспособный возраст. Вот бы бумерам отойти от дел, передать поводья в руки следующих поколений, а самим на даче пить чай с малиновым вареньем и давать дельные советы, но не вмешиваться.

Но что-то в 2010-е пошло не так, и сейчас вольное поколение (как и предыдущие его версии) снова на чемоданах. А дискурс про мобилизацию (даже не военную, а экономическую, ресурсную) стал преобладающим. И когда умники, находящиеся на кормлении из госмиски, говорят: «Просто это и есть наш особый путь!» или «Ну в этот-то раз у нас все получится!», вольные (которые читали учебник истории России) буквально кричат «Ааа!» и бегут на выход: чемодан-аэропорт-свободный мир.

Андрей Шалимов, политолог, автор Telegram-канала «#Шалимовправ»