Максимилиан Волошин и его женщины

На модерации Отложенный




Максимилиана Волошина до сих пор называют самым чудаковатым русским поэтом начала ХХ века. Но при этом современники, имевшие честь знать его лично, неизменно сходились во мнении: трудно было найти столь же заботливого и душевно щедрого человека. Он не отличался выдающейся внешностью, скорее, у него был весьма необычный вид, но при этом поэт мог очаровать едва ли не каждую вторую представительницу прекрасного пола силой своего таланта и обаяния. Однако из множества женщин, встречавшихся на его пути, только несколько оставили неизгладимый след в его душе.

 

Роль женщины в жизни мужчины значительна и уникальна, начиная с детских лет. Благодаря материнскому вкладу в воспитание вырастают те или иные характеры, в частности, складываются судьбы. Ведь именно мать имеет огромное влияние на формирование личности ребенка. И, несомненно, нельзя преуменьшать роль супруги - спутницы жизни, музы, вдохновительницы, хранительницы очага.   

Елена Глазер

Максимилиан Волошин в детстве с мамой.Максимилиан Волошин в детстве с мамой.

Максимилиан Волошин в детстве с мамой.

Елене Оттобальдовне Кириенко - Волошиной судьба уготовила назначение быть МАТЕРЬЮ поэта, художника, человека, которого через столетие будут величать Мудрецом. И, несомненно, первые «семена», вложенные в детскую душу, которые дали свои «всходы», были посеяны её руками.   

мама

 

Чтобы понять, какой была Елена Оттобальдовна, нужно знать, что с юношества характер у неё был боевой: «увлекалась фехтованием, верховой ездой, изучала приемы бокса - и предпочитала платью мужской костюм (что было в те времена крайним вольнодумством».. Стоит отметить, что при такой активной жизни Елена была и определенно усидчива, так как много читала, изучала немецкий, и впоследствии прекрасно переводила драмы Гауптмана. В 1866 году Елена Оттобальдовна закончила Институт благородных девиц. А через два года вышла замуж за коллежского советника Александра Максимовича Кириенко-Волошина-будущего отца Максимилиана. «Кстати, никогда не говорила муж, всегда - Максин отец, точно этим указывая точное значение в своей жизни - и назначение», - вспоминала Марина Цветаева о матери Волошина. 


Именно от матери, Елены Оттобальдовны Глазер, он в полной мере унаследовал и экстравагантную манеру поведения, и весьма оригинальный стиль в одежде. Она была удивительной женщиной, не терявшей самообладания ни при каких обстоятельствах. Даже расставание с отцом Максимилиана не заставило её пасть духом. Она устроилась на службу в контору железной дороги и всячески демонстрировала собственную независимость. Когда же её бывший муж скончался, Елена Глазер подписывалась не иначе как «неутешная вдова». Правда, все, кому довелось прочесть эту подпись, удивлялись и говорили о том, что уж на неутешную вдову мать Максимилиана Волошина была похожа меньше всего.

 

с мамой в Коктебеле


Елена Оттобальдовна была матерью строгой.   Окружающим казалось, что к Максимилиану она чересчур требовательна. Свое отношение к сыну Е.О. Волошина объясняла так: «Да, таких как Макс, очень мало; но я как мать, хочу, чтобы он был еще лучше. Я совсем не хочу быть похожей на всех матерей: родила, мой сын, значит - лучше всех. Нет, я вижу, что Макс очень хороший, но мне всегда хочется, чтобы он был лучше…». Е. Герцык писала о матери поэта: «…под суровой внешностью Елена Оттобальдовна на редкость благожелательна, терпима, чужда мелочности…», и об отношениях матери и сына – «Мать ему - приятель, старый холостяк, и в общем покладистый, не без ворчбы…».

Елена Оттобальдовна была творческой натурой. «Увлекалась выжиганием по дереву - украшая узорами чашки, ковшики, солонки; а шкатулки и табуретки - еще и инкрустацией из коктебельских полудрагоценных камешков. Ее шушуны - просторные кофты и рубахи, также украшенные камешками и вышивкой,- стали даже частью ее дохода, пользуясь спросом не только у знакомых дачников, но и в кустарных магазинах Москвы и Петербурга». Такую её знала М. Цветаева: «Е .О. Волошина… лицо старого Гёте…, самокрутка в серебряном мундштуке, спичечница из цельного сердолика, серебряный обшлаг кафтана, нога в сказочном казанском сапожке, серебряная прядь отброшенных ветром волос - единство. Это было тело ее души…».  — © Музей-заповедник 'Киммерия М. А. Волошина'

Маргарита Сабашникова

Максимилиан Волошин и Маргарита Сабашникова.

 

Максимилиан Волошин и Маргарита Сабашникова.

С Маргаритой Сабашниковой Максимилиан Волошин познакомился в 1903году, в Москве, на квартире у известного коллекционера С. Щукина. В жизнь и в творчество поэта ворвалась тема любви. Маргарита Васильевна - художница, поэтесса, дочь преуспевающего чаеторговца, племянница владельцев крупнейшего издательства Российской империи.   


Дочь уважаемого торговца чаем познакомилась с поэтом на выставке картин и совершенно очаровала 26-летнего Максимилиана Волошина. Утончённая красавица увлекалась литературой, обожала живопись и смогла покорить сердце поэта уже в Сорбонне, где они волею судьбы вместе слушали лекции. Максимилиан сравнивал девушку с египетской царицей Таиах, неизменно отмечая безупречность фигуры и холодную бледность кожи возлюбленной. Он готов был преклоняться перед Маргаритой, как перед божеством, и даже мысль о прикосновении к ней вызывала у него трепет.

Максимилиан Волошин и Маргарита Сабашникова.

Максимилиан Волошин и Маргарита Сабашникова.

«Она, как и мы, пришла сюда из патриархального уюта, – вспоминала о Маргарите Е. Герцык, – еще девочкой-гимназисткой мучилась смыслом жизни, тосковала о Боге и, как мы, чужда пошиба декадентских кружков; наперекор модным хитонам, ходила чуть ли не в английских блузках с высоким воротничком. И все же я не запомню другой современницы своей, в которой так полно бы выразилась и утонченность старой расы, и отрыв от всякого быта, и томление по необычно прекрасному… Старость ее крови с Востока: отец из семьи сибирских золотопромышленников, породнившихся со старейшиной бурятского племени. Разрез глаз, линии немножко странного лица Маргаритиного будто размечены кисточкой старого китайского мастера…»  

Отношения М. Сабашниковой и М. Волошина развивались стремительно: встреча в Париже, совместные прогулки по старинным улочкам города, посещение выставок и музеев, творческих вечеров, беседы в общем кругу знакомых.

«Каждое утро, – вспоминала впоследствии Маргарита Васильевна, – являлся Макс Волошин и водил меня в музеи, церкви, в мастерские художников…». 12 апреля 1906 года Маргарита Сабашникова и Максимилиан Волошин обвенчались в Москве в церкви Св. Власия. Но брак двух творческих людей не продлился долго. Через год после свадьбы они приняли решение расстаться. Для М. Волошина М. Сабашникова была вдохновительницей, музой и любовь к ней поэт пронес через всю свою жизнь. Итогом этих ярких на события отношений стал сборник стихов М. А. Волошина «Amori amara sacrum».      — © Музей-заповедник 'Киммерия М. А. Волошина'
Спустя три года после знакомства влюблённые стали мужем и женой, но брак их просуществовал всего год. Маргарита Сабашникова не смогла жить с супругом в Крыму, и они вместе перебрались в Петербург. И там его «царица Таиах» влюбилась в поэта Вячеслава Иванова. Её не смущало наличие у поэта жены, а Иванов ничего не мог поделать со своей страстью.


 

 

Елизавета Дмитриева

 

Елизавета Дмитриева.


Хоть Максимилиан Волошин и сожалел о своей условной уродливости, женщины его любили. Возможно, сам он не испытывал столь пылкой страсти, какая была у него к первой жене, но влюблённых представительниц прекрасного пола в его окружении хватало. Просто удивительно, как этот кругленький бородатый мужчина овладевал девичьими сердцами едва ли не силой мысли. Не осталась равнодушной к его чарам и Елизавета Дмитриева, приехавшая в Коктебель в дом Волошина вместе со своим возлюбленным Николаем Гумилёвым.



Но после знакомства с Волошиным Елизавета Дмитриева совершенно забыла о том, что прибыла в Коктебель вместе с возлюбленным. Если раньше она мечтала о браке с Гумилёвым, то теперь все её мысли занимал Волошин. Максимилиан ответил на симпатию девушки взаимностью, прежде всего, благодаря её таланту, ибо выдающейся внешностью Елизавета не обладала, она была полновата, да ещё и прихрамывала на одну ногу. Впрочем, она была обаятельна, мила, а главное, обладала поэтическим даром.

Елизавета Дмитриева.

 

Елизавета Дмитриева.


Максимилиан Волошин для неё придумал образ Черубины де Габриак, юной испанской поэтессы. Под этим псевдонимом Елизавета Дмитриева смогла завоевать читателей своим талантом и таинственностью. А заодно заочно покорила сердце издателя Сергея Маковского. Правда, увидев девушку вживую, он был страшно разочарован и позорно бежал. Вскоре она оставила и Волошина, и Гумилёва, стрелявшихся из-за неё на дуэли. Но в этот раз столь болезненно поэт разрыв уже не переживал. Зато сама Елизавета была глубоко травмирована реакцией Сергея Маковского и даже перестала писать на какое-то время.

Марина Цветаева 

 

Марина Цветаева в гостях у М. Волошина в Коктебеле. 

Максимилиан Волошин, по свидетельству Марины Цветаевой, ко всем женщинам-поэтам относился с особой теплотой. С ними он был внимателен, терпелив и заботлив, преклонялся перед талантом и окружал своим бескорыстным теплом. Марина Цветаева гордилась его дружбой, ему она посвятила свои воспоминания «Живое о живом». Они состояли в длительной переписке, часто встречались и находили друг в друге много общего. Марина Цветаева уверяла: это Максимилиан Волошин научил её доверять людям и раскрасил жизнь яркими красками.
 

Мария Заболоцкая

Максимилиан Волошин и Мария Заболоцкая.

Максимилиан Волошин и Мария Заболоцкая.


Эта женщина появилась в жизни поэта в самое трудное время, когда умирала его мать. Мария Степановна заведовала амбулаторией в селе Дальние Камыши под Феодосией. Оттуда она приходила к Максимилиану Волошину, взяла на себя часть забот о Елене Оттобальдовне и сумела подружиться с ней. Когда же матери поэта не стало, она начала помогать уже самому Волошину. Она разделила с ним последние годы его жизни, стала преданной и верной женой.

Максимилиан Волошин и Мария Заболоцкая.

Максимилиан Волошин и Мария Заболоцкая.

 

Первое упоминание М. Волошина о Заболоцкой имеется в его письме к матери, Елене Оттобальдовне, от 20 февраля 1922: «Только что у меня была одна знакомая фельдшерица из Бол. Камышей, Мария Степановна Заболоцкая». В 1923 году он писал: «К великому моему счастью, я все-таки остался не один: ко мне приходит из Феодосии и помогает Мария Степановна Заболоцкая… Это ученица и воспитанница Н. К. Михайловского. Мы с ней дружны давно, а с мамой она очень подружилась, навещая её во время моего отсутствия летом. Без неё не знаю, что бы я стал делать…».  — © Музей-заповедник 'Киммерия М. А. Волошина'

Роль жены в судьбе поэта значительна. Она смогла стать той самой опорой, которая была так важна для него. Мария Степановна имела талант быть сильной и уметь отдавать себя людям, и это Максимилиан Александрович в ней ценил. В письме к В. Эфрон 24 мая 1923 года он пишет: «Юродивая. Иступленная. Самозабвенная. Всегда пламенно протестующая… Берется за все непосильное и не отступает, несмотря на слабость и нервность. Совершенно не умеет угадывать шутки и иронии. Раздает и деньги, и вещи, и себя на все стороны… 

Марию Заболоцкую поэт называл самозабвенной и растрачивающей себя ради других. И всё же он был счастлив тем, что рядом с ним оказалась именно такая женщина, не имеющая никаких творческих талантов, зато способная окружить своей теплотой и заботой каждого, кто в этом нуждался. Они прожили вместе 9 лет, а после Мария Степановна стала хранительницей наследия мужа, скончавшегося в 1932 году.



Максимилиан Волошин в своё время стал одним из первых русских поэтов, создавшим цикл сонетов в форме венка. Прочесть его венок стоит уже хотя бы для того, чтобы насладиться безукоризненной формой и глубоким содержанием.

После смерти М. А. Волошина, в годы полного запрета его имени Мария Степановна сумела сохранить творческое наследие поэта и сам его Дом. Именно благодаря ее любви, самоотверженности, целеустремленности, Дом Поэта стал музеем. Первые экскурсии о поэте и художнике Максимилиане Волошине вела Мария Степановна, свято веря в то, что его творческое наследие, в частности, «философские стихи» со временем будут «оценены по достоинству».  — © Музей-заповедник 'Киммерия М. А. Волошина'