Дорогой бартер: Как пленная националистка Юлия Паевская по кличке Тайра оказалась в Киеве

На модерации Отложенный

                                                      фото: YouТube.com

 

 

Такого скандала, кажется, ещё не было – именитую «активистку» майдана, затем ставшую санитаркой в нацбатальонах, то ли втихаря обменяли, «доплатив» 25 млн рублей, то ли и вовсе отпустили просто так из тюрьмы в ДНР. Судачат, что в обмене якобы присутствует чеченский след. Как-то неловко, но замалчивание скандала чревато гораздо большими издержками, нежели его обнародование.

 

О неудачном бегстве Паевской из Мариуполя сообщал военкор «Комсомолки» Дмитрий Стешин: «На выезде из города в сторону Бердянска была остановлена машина скорой помощи. Кроме водителя там находилась женщина, похожая на шведскую лесбиянку, и двое детишек. Женщину звали Тайра. Родителей этих детишек из «скорой» Тайра убила. А детей попробовала запугать, чтобы прикинуться их мамой». Так она оказалась в плену. Как оно было на самом деле, неизвестно, но факт есть факт – Тайру отправили в камеру. Было это в марте. А 17 июня Владимир Зеленский публично признал, что Паевская на свободе и, мало того, уже в Киеве.

 

Обмен, которого не было

 

Официальных сообщений об обмене Тайры не последовало до сих пор. Но есть её свежее видео из Киева, есть заявление Зеленского. А сидела Паевская, ещё раз подчеркну, в ДНР. Слухи о её обмене поползли моментально. В соцсетях стало жарко. «Если эта информация верна, – негодовал Егор Холмогоров, – то в нашем государстве идёт частная торговля политически значимыми пленниками!» И военкор Первого канала Ирина Куксенкова, по-видимому, решила внести ясность – дозвонилась кому-то из хорошо информированных знакомых. Были бы эти знакомые донецкими, глядишь, об обмене узнали бы быстрее. «Никто Тайру не менял, сидит, как сидела», – заверила Куксенкова. А дальше всё покатилось как снежный ком. Куксенкову обвинили во вранье. «Мои источники надёжные, как автомат Калашникова, – настаивала Куксенкова (звучало при этом, как «пирог мой не сырой!»). – Обменов на неделе никаких не было!» Впрочем, как бы кому-то в Москве ни хотелось «подставлять» Донецк, но – пришлось. «Обмена не было, – резюмировала в итоге Куксенкова. – Но была левая мутная схема, в результате которой Тайра на Украине. Как по мне, коррупционная. Где некто Иса Хачукаев и Мурад Саидов вызволяли задержанного на Украине Гриценко Адама Мурадовича (сын Саидова). Ещё в довесок к нему дали 25 млн рублей. Как в том мультике: помогите Маше понять, какое ведомство берёт взятки?»

 

Мурад Саидов и его сын (фото: YouТube.com)

 

Хачукаев – чеченский постпред в Крыму. Саидов – его помощник. Как бы внештатный, но важный. Никаких личных оценок, просто сообщение радио «Говорит Моск­ва» от 8 февраля 2019 года – для вящего понимания, кто там у них и как. «Задержание Мурада Саидова произошло в ресторане «Встреча» в городе Саки 6 февраля. В полицию поступило сообщение о драке в заведении, после чего прибывшие на вызов сотрудники органов обнаружили там более десятка вооружённых людей, избивавших бизнесмена чеченского происхождения Ибрагима Алиева (позднее уточнили, что речь идёт об Анзоре Алиеве). Утверждалось, что причиной конфликта стал отказ предпринимателя передать Саидову долю в бизнесе, у задержанных было изъято несколько единиц стрелкового оружия, в том числе золочёный пистолет, а также боеприпасы». Далее процитируем сообщение «РИА Новости»: «Власти Чечни поначалу связь с задержанными отрицали. «Этот товарищ (Мурад Саидов) не имеет никакого отношения к правительству Чечни. У наших представителей в регионах нет заместителей и помощников. Да, в Крыму есть постпред Чечни Иса Хачукаев, который работает на общественных началах. Но таких «представителей» у нас нет», – заявил министр Чечни по национальной политике, внешним связям, печати и информации Джамбулат Умаров». Однако через некоторое время глава Чечни Рамзан Кадыров всё же подтвердил: задержанный Саидов – помощник постпреда. Понятно, да?

 

Дуэт Хачукаева и Саидова в Крыму – притча во языцех. Почему, как вы думаете, местные иронически прозвали их «кровельщиками»?

Заезжих «решал» в Крыму недолюбливают, «коренная» братва пристально следит, чтобы они не наглели, но кое-какое поле деятельности дуэт смог за собой застолбить

 

И в этот раз – те же кошки-мышки? «Мне позвонил (уж не знаю, где телефон добыл) министр информации Чечни Ахмед Дудаев, – сообщала Куксенкова. – И с полной ответственностью заявил, что ни Иса Хачукаев, ни Мурад Саидов никакого отношения к тому, что Тайра оказалась на Украине, не имеют. Дудаев, правда, обвинил меня в провокациях и подрыве авторитета всей Чеченской Респуб­лики». Между тем киевское издание «Обозреватель» сообщило именно об обмене, и именно на Гриценко-Саидова. «Обменянный», правда, категорически отказался выезжать в Россию. Мол, я патриот Украины, отстаньте. Что знаем мы: Гриценко-Саидов постоянно проживает в Киеве, «приняли» его вроде бы в Запорожье, а «обменом» с украинской стороны занимался полковник Дмитрий Усов из главного управления военной разведки. «Договорённость была простой: россияне отпускают Тайру, а Адама наши силовики не трогают, – разъяснил украинский блогер Анатолий Шарий. – Решение не ехать в Россию принял сын Саидова». «Для Мурада Саидова Мелитополь был фактически родной город, – добавляет полковник Росгвардии Игорь Безлер. – Вплоть до 2012 года он там жил и считался видным представителем криминального мира Запорожья». Безлер небеспочвенно отмечает, что обмен Тайры на «мажора» – «плевок в лицо нашим пленным».

 

«Кровельщики» понаехали

 

Вообще-то и безотносительно туманной истории с Тайрой дуэт Хачукаева и Саидова в Крыму – притча во языцех. Почему, как вы думаете, местные иронически прозвали их «кровельщиками»? Что там у них за «крыши», надёжные? Да как сказать. Заезжих «решал» в Крыму недолюбливают, «коренная» братва пристально следит за тем, чтобы они не наглели, но кое-какое поле деятельности дуэт смог за собой застолбить – Саки, Николаевка. Для местных – мелковато. Чеченские авторитеты не раз пытались подмять под себя полуостров, и всякий раз местные их за это сурово наказывали. Крымские бандиты – серьёзные дядьки. А Саидов и закрепиться-то смог лишь по той причине, что сам он не из Чечни. То ли в 2012-м, то ли в 2013 году в Запорожье некая этническая ОПГ попыталась «завалить» смотрящего от Партии регионов по кличке Анисим. Времена стояли суровые, макеевские были в расцвете сил и возможностей, и чеченцам пришлось уносить ноги. Добежать удалось до Крыма. Беглецов там сочли за мелитопольских, вроде бы и не чужие – соседи. Ладно, живите, раз так. Окажись они из Чечни – быть бы кровавой разборке. Ну а если бы присланный из Чечни Хачукаев действовал без поддержки «почти местного» Саидова, было бы ему крайне непросто. А так – рука руку моет. Симбиоз. Всем удобно. И тем, кто в Грозном, – если что, это «общественники». А мы – не при делах.

 

Вернёмся, однако, к истории с Тайрой. Куксенкова попыталась выяснить, в каком СИЗО ДНР сидела Паевская. Потянув за верёвочку, можно было бы отследить, с кем конкретно решался вопрос её освобождения. Пока ясности нет, но, как отмечает Куксенкова, в Донецке сейчас «лютый кипиш». Но если нет ясности, нет и уверенности, что на свободу не выпустят и других пленных «азовцев» – договорившись с кем надо, так сказать. «Командиры «азовцев» сейчас в Москве, – как бы невз­начай отмечает Куксенкова. – Их давно переместили, почти сразу. И как мы видим сейчас – не зря».

 

Так или иначе, на момент пуб­ликации этого текста об обстоятельствах обмена Тайры официальной информации нет, как не было. Выступление главы Чечни в духе «Рафик не виноватый» ясности не внесло. «Молчание ягнят», которое устроили по Тайре официальные лица, – это очень плохо, – констатирует военкор из Донбасса Анна Долгарёва. – Возможно, вы не заметили, но за восемь лет в России отросло гражданское общество, которое интересуется судьбой страны. И вот это загадочное молчание – плевок в лицо этому гражданскому обществу». «Невозможно быть ядерной сверхдержавой и одновременно азиатским кланово-феодальным обществом, – резюмирует Егор Холмогоров. – Однажды придётся выбирать. И не дай бог ошибиться в выборе».

 

Руслан Горевой