ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ (Литва в годы независимости)

На модерации Отложенный

 

                                   

Последние годы  для Литвы - это сплошные юбилеи и «круглые даты». 13 января 2011 года страна отметила  двадцатилетие трагических Вильнюсских  событий,  11 марта 2010года 20-летие восстановления независимости, а  15 июня этого же года  - 600-летие знаменитой Грюнвальдской (Жалгирисской) битвы. 2009 год был годом 1000-летия первого упоминания Литвы в исторических документах. В 2008 году исполнилось 20 лет Саюдису –  литовскому движению за перестройку и социалистическое обновление. (Так первоначально называлась эта общественная организация.).

Именно с этим общественно-политическим движением нынешние историки и политики связывают обретение Литвой независимости в 1990 году, когда на торжественном заседании Верховного Совета Литовской Советской Социалистической Республики был провозглашен и подписан Акт о восстановлении независимого Литовского государства. Позднее по законодательной инициативе председателя  Верховного Совета Витаутаса Ландсбергиса этот исторический орган власти задним числом нарекли восстановительным Сеймом.

Прежде чем поразмышлять о наших приобретениях и потерях  за весь период независимости уместно кратко вспомнить и события 20 – летней давности. Этот период называют  не только временем национального возрождения, но и временем подлинной, хотя и  «поющей» революции.

Эта революция стала во многих аспектах исходной точкой глобальных геополитических изменений. Именно в Литве тогда сошлись в противоречивом единстве интересы мощнейших центров мировой политики. Нередко сами того, не осознавая, вожди и действующие лица литовской революции выступали, как исполнители чужой воли.

Многое в истории «революции по-литовски» и по сей день остаётся неясным. Есть в ней «белые пятна» и «чёрные дыры». Потребуется ещё определённое время,  исследования, разные книги, воспоминания свидетелей и очевидцев для того, что бы всё окончательно прояснилось.

 

ИСТОКИ

 

Официальным днём рождения Саюдиса принято считать 3 июня 1988 года, когда в зале заседаний Академии  наук Литовской ССР группа литовских интеллектуалов провела научно-теоретический форум под названием «Социально-экономические проблемы перестройки». На этом форуме была избранна инициативная группа «Движение за перестройку в Литве» в составе 36 человек, причём 17 из них были членами КПСС.

В дальнейшем, уже менее чем через полгода - 23 октября в Вильнюсе прошёл Учредительный съезд Саюдиса, на котором был представлен весьма широкий социальный и национальный спектр литовского общества. По данным мандатной комиссии на съезде был зарегистрирован 1021 делегат. Из них-980 литовцев, 9 поляков, 8 русских, 6 евреев, 13 представителей других национальных меньшинств. 459 делегатов отнесли себя к социальной категории служащих, 202 к рабочим , 229 к крестьянам.

Лидирующую роль, как в ходе подготовки съезда, так и на нём играли представители творческой, научной и художественной интеллигенции. Они разработали Программу, Устав и проекты многочисленных резолюций, принятых Учредительным съездом Саюдиса.

Согласно своей первой Программе Саюдис назывался «литовским движением за перестройку» и ставил своей целью «поддержку и углубление начатой Коммунистической партией Советского Союза перестройки социалистического общества на началах демократии и гуманизма».

Однако уже в выступлениях участников Учредительного съезда обнаружились зачатки тех противоречий, которые позднее привели Саюдис к значительному сужению его социальной, национальной и идейной базы, к отходу от него значительной части «отцов-основателей» и к превращению этого движения во всё более «агрессивно-послушное меньшинство» в руках нечистоплотных политиканов.

 

ИДЕОЛОГИЯ

 

Разброс мнений на Учредительном съезде Саюдиса был так велик, что аплодисментами встречались взаимоисключающие друг друга заявления выступающих, их совершенно противоположные высказывания и призывы. Эволюция Саюдиса и его лидеров в сторону узких национал - реваншистских ценностей в связи с этим была исторически неизбежна.

Все мировые процессы, взаимоотношения государств, социальных групп и отдельных людей Саюдис постепенно стал рассматривать сквозь призму этноцентристской идеологии. Хотя поначалу документы Саюдиса были пронизаны общегумманитарным и общедемократическим духом в русле горбачёвского «нового мышления». Простое перечисление основных разделов Программы Саюдиса, принятой на его учредительном съезде:-1. Общие принципы; 2.  Общество и государство; 3. Права человека и гражданина; 4. Социальная справедливость; 5. Национальность; 6. Культура; 7. Религия и общество; 8. Экология; 9. Охрана природы: - говорит о том, что она была проникнута идеями социальными, идеями прав человека, терпимости к политическим, национальным и религиозным различиям людей.

Да и победа Саюдиса на парламентских выборах весной 1990 года была одержана во многом благодаря социальной и демократической ориентации предвыборной платформы, базирующейся на Программе этого Движения.

В дальнейшем, однако, медленно, но неуклонно происходила трансформация социально-демократической идеологии Саюдиса в направлении узко-националистических установок. В связи с этой эволюцией само это движение некоторые политики и историки стали делить на І, ІІ и ІІІ Саюдисы. Уже в период лета-осени 1989 года этноцентристская проблематика в деятельности Саюдиса, в пропагандистском арсенале его лидеров стала заслонять и вытеснять социально - гуманистическую, вступила в острый конфликт с общедемократическими ценностями. Вместо того, что бы гуманизировать и демократизировать социальные и национальные отношения Саюдис пошёл по пути «национализации» гуманизма и демократии.

В  социологии этноцентризм определяется «как универсальное свойство человека оценивать все явления окружающего мира в масштабе ценностей той этнической группы, к которой он принадлежит» /Современная западная социология. (Словарь). - М.,1990,с.423/.

Всевозможные спекуляции на национальной тематике стали ведущей тенденцией большинства публикаций литовских журналистов, высказываний политиков, рассуждений обществоведов и писателей. Даже такие специфические республиканские органы печати того времени, как газеты «Спорт» и «Кино»  начали публиковать обзоры футбольных и баскетбольных матчей, рецензии кинофильмов и актёрских работ в этнофрейдистском духе, везде и всюду находя пресловутый «национальный вопрос», «этническое подсознание», «генофонд нации» и т.п. Всерьёз начали поговаривать о «национальной» в этническом смысле литовской науке,  промышленности, здравоохранении.

Главной составляющей этноцентристски ориентированной идеологии Саюдиса  стал рафинированный национализм, основное кредо которого было сформулировано его идеологами  в самом начале национального возрождения Литвы. Это кредо гласит: «Нация выше личности».

Один из наиболее ярких саюдистских идеологов философ Ромуальдас Озолас в связи с эти выдвинул 2 тезиса: во-первых, литовский национализм должен быть сильным; во-вторых, литовская нация должна быть гегемоном.

Разъясняя эти свои тезисы,  Р. Озолас говорил о том, что в 1940 году Литва, якобы,  была оккупирована  Советским Союзом без надлежащего сопротивления именно в виду слабости литовского национального духа, литовского национализма. Поэтому в 1990 году необходим сильный национализм для противостояния «империалистическому давлению Москвы». Все проживающие в Литве национальные меньшинства должны признать гегемонию литовской нации. Иначе они просто будут изгнаны из республики или полностью и насильственно ассимилированы.

Кстати, по иронии судьбы сегодня тот же Р. Озолас утверждает, что после 1 мая 2004 года, т.е., после вступления Литвы в состав ЕС, Литовская Республика как независимое государство юридически прекратила своё существование, и что теперь это просто Евросоюзная Литовская Республика (ЕСЛР) или Литовская республика Евросоюза (ЛРЕС). Более того, философ убеждён, что участие в ЕС ведёт литовскую нацию к деградации и самоуничтожению.

Позднее другой идеолог Саюдиса и то же  философ Бронисловас Гензялис назвал всех русскоязычных жителей Литвы «осадком КПСС» и «пятой колонной Москвы».

Другой важной составляющей  идеологии позднего  Саюдиса был пещерный антикоммунизм. Специфика саюдисткого антикоммунизма заключалась в том, что его наиболее активными пропагандистами и носителями стали не бывшие политические ссыльные и заключённые советского периода, которые могли иметь достаточно веские основания для своей «нелюбви» к коммунистам, а как раз бывшие наиболее активные деятели КПСС. Профессиональные «строители коммунизма», заслуженные деятели культуры и науки Литовской ССР, народные писатели и артисты, многочисленные преподаватели марксистско-ленинской философии, научного коммунизма, политэкономии,  истории КПСС, солидные коммунистические функционеры стали в одночасье ярыми апологетами антикоммунизма и антисоветизма.

Антикоммунистические настроения в Литве и в дальнейшем время от времени затихали или, наоборот, усиливались, но постоянно присутствовали в общественной жизни. Даже в программе позиционирующей себя в качестве левой Социал-демократической партии Литвы, которая по-существу в значительной своей части самореформировалась из КПЛ,  антикоммунистическая тема является весьма весомой. Обострение антикоммунистических «припадков» происходило, как правило, с подачи официальных властей или отдельных политиков разного ранга и толка, которая затем подхватывалась и «раздувалась» средствами массовой информации. Это чаще всего случалось в период каких-либо памятных дат или параллельно с очередной антироссийской компанией.

 

                                      ЛИТВА И ЕВРОПА

 

С тех пор, как говориться, много воды утекло. Жизнь  вернулась в более или менее нормальное русло. Поутих оголтелый национализм, пригас ярый антикоммунизм. Первый трансформировался в откровенную русофобию, второй – в скучный и вялый антисоветизм. Наша страна  вступила в НАТО и в Европейский Союз, стала участником безвизовой Шенгенской зоны.  Положение, как известно, обязывает. Необходимо соблюдать внешние демократические приличия и евростандарты в области социальных, политических, национальных и иных отношений.

В отношении национальных меньшинств  власти в последнее время проводят более или менее взвешенную политику. Всё, что можно было сделать в русле этноцентристкой идеологии, уже сделано. Число русских школ сократилось на треть (кстати, во многом по объективным причинам), многочисленные общественные русские организации (их в Литве более 30) никак не могут объединится,  а их лидеры  по существу лишь ведут междоусобную войну за всевозможные источники финансирование. Русский язык в школах приравнен по статусу к иностранному и подрастающие поколения его уже практически не знают.

Хотя в связи с русским языком необходимо отметить, что в последнее время начали проявляться в этом вопросе и достаточно позитивные тенденции. Так напр.,  в течение последних лет, увеличилось число студентов-литовцев, интересующихся русским языком. Согласно опросу, проведенному в ЕС, пятая часть всего населения Латвии и Эстонии считает русский своим родным языком, а литовцы называют его самым важным для изучения иностранным языком.

Миновал и первоначальный  экономический     спад, связанный с разрывом интеграционных связей между бывшими советскими республиками и тотальной приватизацией.

До нынешнего экономического кризиса Литва демонстрировала достаточно высокие темпы экономического роста. Если в третьей четверти  2007 года по сравнению с тем же периодом 2006 года в странах еврозоны ВВП вырос на 2,7 процента, а в целом по ЕС на 3 процента, то в Литве на 5,2. Далее шли Латвия (2,8) и Словакия (2,5).

Однако многие отечественные экономисты, а так же влиятельный английский журнал «Economicst» уже тогда предупреждали об опасности так называемого «перегрева» литовской экономики.

Промышленности в республике за исключением некоторых предприятий аграрного, текстильного, мебельного и химического производства по существу не осталось.

ВВП рос в основном за счёт транзита и сферы услуг. В стране приватизировано почти 90 процентов хозяйственных объектов. В этих условиях мировой финансово-экономический кризис сказался на Литве особенно тяжело. Производство сокращается, безработица растёт,  молодёжь эмигрирует. Только по официальной статистике за годы независимости из страны эмигрировало  около 500000 человек. В основном люди уезжают в поисках лучшей жизни и заработка, а так же для приобретения бесплатного или более дешёвого и качественного образования.

Игналинская атомная электростанции по условиям вступления Литвы в ЕС 31 декабря 2009 года была полностью остановлена. Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод то и дело становится жертвой политических спекуляций и переходит из рук одной частной компании в другие. Сегодня он принадлежит полякам. Причём главная политическая установка во всех имевших место случаях приватизации этого завода, который даёт почти 20 процентов налогов в государственный бюджет, всегда была достаточно проста. Как выразился один из бывших министров экономики В. Бабилюс: «не пустим Ивана к трубе».

Кстати говоря, на подозрениях в более или менее объективном и уважительном отношения к России у нас в прошлом «погорел» не один влиятельный политический деятель. Поэтому наши политики, как чёрт ладана,  до недавнего времени боялись любых контактов с российскими коллегами, а если они в силу «производственной необходимости» всё-таки происходили, то спешили ещё накануне  какой-либо официальной встречи заявить в средствах массовой информации о своей  «жесткой позиции», которую они будут отстаивать по тому, или иному вопросу в отношениях с российской стороной.

Вместе с тем бывший президент  В. Адамкус и некоторые другие высокопоставленные чиновники постоянно сетовали, что Россия не желает установления с Литвой нормальных, добрососедских отношений и обвиняли Кремль в «великодержавном шовинизме и проимперских амбициях».

Лишь в последнее время, когда президентом Литвы была избрана Д. Грибаускайте, наметилось некоторое здравомыслие и потепление в литовско-российских отношениях. Самое забавное здесь то, что эту новую внешнеполитическую линию  вынуждены реализовывать сами русофобски настроенные консерваторы, которые ныне возглавляют парламентское большинство и правительство.

 В целом можно сказать, что за 20 прошедших лет окончательно утвердилось Литовское государство,  в которой сформировался строй номенклатурно-бюрократического капитализма, основанный на частной собственности и тотальной коррупции, с глубокой социальной и имущественной дифференциацией и обеспечивающей функционирование этого общества политической моделью либеральной демократии.

 

                             ВЛАСТЬ И ЧЕЛОВЕК

 

В европейском Союзе политика, как известно, это часть товарно-рыночных отношений. По законам рыночной экономики политика в странах либеральной демократии утрачивает статус представления социально-экономических интересов определённых общественных групп и превращается в циничную «профессиональную политику», в вид бизнес-деятельности. В нашей республике на этой основе сформировался новый постсаюдистский политический класс, который имеет свои собственные корпоративные интересы.

В отстаивании этих интересов  политики проявляют чудеса изобретательности и мимикрии. Они меняют свою ориентацию, переходят из партии в партию,  из фракции во фракцию,  совершенно не заботясь о сохранении хоть какого - либо более или менее приличного идеологического лица.

В Литве сегодня официально зарегистрировано около 40 политических партий.  Но вся политическая система сильно накренена в одну  сторону и стоит по существу на одной правой «ноге». С левой стороны в качестве некоего «костыля» её подпирают лишь социал-демократы.  В разного уровня выборах, как правило, участвуют менее половины всех зарегистрированных партий.. И это показательно, поскольку большинство зарегистрированных партий фактически существуют лишь «на бумаге» или попросту не имеют достаточных финансовых средств для участия в хитроумно с финансово-политической точки зрения выстроенной избирательной системе.  Но формально «демократия» соблюдена. Однако и эта «бумажная» демократия сегодня кое у кого стала вызывать опасения.

Дело в том, что в последнее время в политической жизни Литвы стали происходить  некоторые достаточно неожиданные перемены. В самом конце 2009 года на базе объединения двух левых партий (Социалистической партии Литвы и партии «Фронтас») возникла и начала активно действовать единственная в республике партия социалистической, марксисткой ориентации «Социалистический Народный Фронт», председателем которой является известный политик Альгирдас Палецкис. Активизировались и некоторые неформальные, полулегальные движения и организации левого толка: новые левые, анархисты, троцкисты, коммунисты и др. С другой стороны несколько последних парламентских выборов  неожиданно выигрывали на скорую руку и под яркого лидера  созданные популистские партии.

Кроме того активно и заметно стали проявлять себя различные нацистские группировки, в обществе начинают проявляться профашистские настроения.

Да и в официальных СМИ всё чаще начали проскальзывать мысли об ущербности нынешней официальной политической системы с её так называемыми «традиционными» партиями.  И вот  эти «традиционные партии» теперь стараются, во что бы то ни стало сохранить свое привилегированное положения и дабы обезопасить себя от возможных конкурентов  уже зарегистрировали в Сейме поправку к закону о партиях, согласно которой значительно ужесточается процесс создания и регистрации новых политических организаций.

Весь период независимости страной  правили  (или одни или в коалиции со своими союзниками) по существу лишь две политические силы: социал-демократическая партия Литвы (партия А. Бразаускаса) и консервативная партия Литвы (партия В. Ландсбергиса). Между этими партиями со временем стёрлись все идеологические разногласия и остались лишь властные интересы. В 2008 году в   правительстве парламентского меньшинства, которое возглавлял тогдашний председатель социал-демократов Г. Киркилас дело дошло до того, что консерваторы во главе с нынешним их лидером А. Кубилюсом заключили соглашение о взаимной поддержке и сотрудничестве, совершенно забыв о том, «правая – левая, где сторона».

 Причём и те, и другие, причины многочисленных негативных явлений в общественной жизни  ищут, как правило, не в своей политике, а в «проклятом советском прошлом», «в мрачных годах оккупации», «в советском менталитете» и прочих «родимых пятнах социализма», а так же в многочисленных кознях и интригах политических оппонентов.

Чуть ли не главным достижением независимости наши политики и политологи всё время называют демократию, которая, дескать, сущностно изменила жизнь людей, предоставив им свободу. Демократия явно мифологизируется и мистифицируется. Она стала некоей новой светской религией. Методологической основой этих процессов является теоретическая путаница в представлениях о демократии. Политики смешивают в единое идеологическое клише две разных вещи: демократию как форму, её институциальные характеристики и демократию как содержание, которое должно обеспечивать власть народа, согласно этимологии самого термина «демократия».

          В информационно – пропагандистском пространстве  превалирует именно первый, «формальный», «карнавальный» (термин М. Бахтина) подход к демократии. Демократия сводится к политико-партийным играм, к избирательным шоу американского типа, к войне компроматов, к спецоперациям по «захвату электората» и т.д.

          С другой стороны формализируется и само содержание демократии. Нынешняя демократия служит не широким слоям населения, а узкому слою политической элиты. Элита живёт своей жизнью, а народ своей и эти две «параллельные» жизни вопреки законам физики всё более расходятся. Важнейшая политическая институция Литвы Сейм и опора всей политической системы – партии, постоянно занимают последние рейтинговые места во всех социологических опросах. Во многом дискредитирована и идея правового государства. Правовая система политизируется, законы или игнорируются или обходятся под предлогом политической целесообразности, резонансные преступления крупных чиновников застревают в судебных разбирательствах до истечения сроков давности.

Можно сказать, что наша политика превращается в некое «театральное зрелище», где постоянно чередуются мелкие и крупные скандалы. Здесь, по крайней мере, не скучно. Постоянно кто-то кого - то обвиняет, разоблачает. В политической жизни всё ещё присутствует «невидимая рука КГБ, Москвы,  и даже террористических проявлений».

Так например, 6 ноября 2007 года после почти годичного расследования специально созданная парламентская комиссия по выяснению причин убийства в 90-е годы известного  офицера госбезопасности Ю. Абромавичуса, который занимался изучением резонансных преступлений, и которые народная молва увязывала с ближайшим окружение В. Ландсбергиса, пришла к выводу, что  убийство этого офицера осуществила «организация, имеющая признаки террористической и связанная с тогдашними деятелями консервативной партии».

Подобное скандальное расследование парламентской комиссии было в штыки встречено консерваторами, что и послужило одной из причин прекращения ими поддержки правительству парламентского меньшинства Г. Киркиласа.

Здесь так же можно вспомнить и целую череду политических скандалов прошлого 2009 года,  связанных с расследованиями наличия нелегальных тюрем ЦРУ на территории Литвы, расхищением денег того же ЦРУ, предназначенных для белорусской оппозиции, продолжающимся и поныне скандалом по так называемому делу Каунасских педофилов и др.

Однако почти все подобного рода скандальные истории так и завершаются без всяких последствий для правящего класса. Народ, как говорится, безмолвствует, а высокопоставленные политики  по всякому подобного рода поводу лишь морализируют.

Между тем с моралью и вообще с духовно – культурной жизнью нашего общества дело обстоит весьма непросто.

Поскольку из политики вытеснены авторитетные представители творческой интеллигенции и просто честные люди, постольку и в обществе заметны процессы духовной деградации и культурного примитивизма. Если на политическом рынке побеждают отнюдь не самые лучшие и самые нравственные личности, то и в реальной общественной жизни происходят явная дегуманизация и коммерциализация всех межличностных отношений.

          Литва включилась в общий контекст западной цивилизации, которая разрушает, природу, культуру и человека. Как писал в своё время Андрей Вознесенский: «все прогрессы реакционны, если рушится человек». Человек в современной Литве действительно «рушится». Человек атомизируется, распадаются его социальные связи, углубляется социальное отчуждение. Суды буквально забиты исками соседей к соседям, родственников к родственникам, одних членов семьи к другим, политиков к политикам, бизнесменов к бизнесменам, тех и других другу к другу и т.д. В реальной личностной жизни господствуют откровенно биологические инстинкты и глобальное потребительство. Человек уже не имеет духовных ценностей, он имеет только материальные интересы. В действительности формируется, как и предсказывал Г. Маркузе новый «одномерный человек». И в этом отношении Литва ушла далеко вперёд даже по сравнению с некоторыми своими соседями, к которым наша политическая элита относится презрительно и высокомерно.

Понятно, что отношение человека к другим людям и к самому себе в первую очередь зависит от социального окружения и психологической атмосферы в обществе и семье. Если всё покупается и продаётся, если в обществе господствует денежный тоталитаризм, то и человек становится товаром. В мире нормальных человеческих отношений любовь обменивается на любовь, дружба на дружбу, доверие на доверие. В условиях же свободного рынка всё это обменивается на деньги. Человек продаёт и покупает и любовь, и дружбу,  и доверие,  и самого себя. При таких обстоятельствах человек уже не в силах самостоятельно делать свой жизненный выбор и его реализовывать. Этот выбор ему навязывает агрессивная реклама, говорливые политики и деятели шоу-бизнеса.

          Одним словом, как не парадоксально это прозвучит, но за годы свободы и независимости при всех приобретениях  наше общество  утратило, пожалуй,  главное: свободно и независимо чувствующего и мыслящего человека…

          «Сущность человека есть совокупность общественных отношений», - сказал классик.  И только, если изменятся общественные отношения, то изменится положение человека в обществе и изменится сам человек.