Археологи рассказали об исчезнувшем городе на Дальнем Востоке

На модерации Отложенный
Дальневосточные археологи исследуют загадочный Гижигинск. Это город, который столетиями существовал на северо-востоке России, а в конце 20-х годов XX века из-за эпидемии (предположительно - чумы) был оставлен жителями. Об исчезнувшем населенном пункте "РГ" рассказала кандидат исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Северо-Восточного государственного университета Ирина Понкратова.
 
Из архива Ирины Понкратовой
Из архива Ирины Понкратовой
 

 

Ирина Юрьевна, где Гижигинск находился?

Ирина Понкратова: На Дальнем Востоке России. Сейчас это Северо-Эвенский район Магаданской области. Гижигинск считается первым официально утвержденным городом на территории Колымы. Самые ранние сведения о нем относятся к 1651 году, когда Михаилом Стадухиным, землепроходцем, именуемым "первооткрывателем земель русских" на северо-востоке Сибири, был построен острог. В каком именно месте он стоял, мы пока сказать не можем - нужно проводить новые поиски. Примерно через сто лет, в 1752 году, была основана Гижигинская крепость, и ее следы точно найдены - как раз там, где мы сегодня исследуем остатки города. Это на берегу реки Гижиги, неподалеку от ее впадения в Гижигинскую губу.

 

Знаю, что начало поискам положила студентка Улита Конь?

Ирина Понкратова: Да, Улита была моей студенткой. Приехав из Северо-Эвенского района, она поставила цель - узнать о том месте, откуда родом ее предки-эвены. Девушка убедила нас, что нужно поднимать архивы и, возможно, проводить археологические исследования. В течение пяти лет собирали документы, исторические описания в магаданском архиве. Встал вопрос о том, чтобы поехать на место, где находился город. Отец Улиты стал в дальнейшем нашим проводником. Сергей Тимофеевич был и охранником, и помощником археологов.

 

В самих раскопках принимали участие студенты и сотрудники Северо-Восточного государственного университета, а также специалисты Научно-производственного центра историко-культурной экспертизы из Владивостока.

А легко ли было найти сам город на местности?

Ирина Понкратова: У нас имелись исторические карты. Но при их изучении мы увидели некоторые несоответствия. Местные жители не могли показать уверенно, где находился Гижигинск, посылали нас на другую сторону реки Гижиги. Но когда мы обследовали территорию, увидели, что жить на ней было бы невозможно - там заливная пойма. Можно косить траву, собирать ягоды, охотиться, но не жить. Единственное место, где могла существовать крепость, а затем и город - то, где мы сейчас работаем. Сегодня чуть ниже по реке есть село Гижига, которое раньше называлось Кушка. Когда Гижигинск был закрыт, всех жителей переселили сюда.

То есть вы искали место, где человеку было бы удобно селиться, установили его и действительно нашли городище именно там?

Ирина Понкратова: Да. Его хорошо видно как с вертолета, так и на космоснимках. Даже просматриваются очертания улиц. Нет никаких сомнений, что работаем на правильном месте. Плюс уже нашли артефакты, когда в 2020 году проводили целенаправленную разведку. Тогда мы еще не могли вести полноценные раскопки, так как памятник не был поставленным на учет объектом. Тем не менее определили его границы и заложили небольшой раскоп в девять квадратных метров. Там обнаружили около тысячи сделанных человеком предметов - достаточно много для такого небольшого раскопа.

Полученный материал XIX - начала XX веков хорошо характеризует город.

 

Что можно рассказать о жизни людей в этом городе?

Ирина Понкратова: О том, что они жили достаточно хорошо и успешно, свидетельствуют старые фотографии. На них люди в необычной для нас одежде. Может быть, и необычной для той обстановки - здесь ведь тундра. Это и красивые платья у женщин, и шубки, подбитые мехом. А у мужчин - сюртуки. Мы нашли пуговицы из перламутра, из кости. В то же время коренное население одето в свою национальную одежду.

Раскопки показали, что дома - достаточно добротные - утепляли щепой, окна замазывали специальным составом.

Гижигинцы слушали патефоны - мы раскопали фрагменты пластинок. Удалось узнать, где их выпустили и даже какая песня на одной из них звучала. Это старинный русский романс "Лети, лети, мечта любви".

Обнаружили детские игрушки, в том числе явно нероссийского производства, а также удивительный фарфор голубоватого цвета. Японские коллеги подтвердили, что он мог быть произведен в их стране. Нашли фрагменты бутылок с японскими иероглифами, монету и пуговицы явно японского происхождения. Плюс оплетки из бамбука - откуда они могли попасть в город? В книге камчатского исследователя Владимира Слабуки есть сведения, связанные с Гижигинском и человеком, который там работал. Его зовут Иостака Гентаро - это японский бизнесмен, представитель влиятельной семьи. Еще до революции он построил рыбоконсервный заводик в Гижигинске. Выяснилось также, что в городе бывал и Олаф Свенсон - предприниматель, торговец мехами и искатель приключений из американского Сиэтла.

Основные находки были сделаны в 2020 году. Будет ли продолжение раскопок?

Ирина Понкратова: В 2020-м мы получили грант Русского географического общества. А в прошлом году не копали - подавали заявки на гранты, но не выиграли. Дело в том, что экспедиция очень затратная. Надо идти другими путями, и мы их пытаемся найти. Если финансирование будет, то обязательно летом поедем туда снова.

 

Дорога на место раскопок очень дорогая. Плюс мы хотим обеспечить безопасность наших участников, установив не палатки, а балки (помещения в виде бочки, вагончика или засыпного деревянного строения, оборудованные для временного проживания людей на Севере). Их нужно закупать, да и завоз такого большого оборудования сложен. Это труднодоступное место - дорог нет, только горы и болота.

Кстати, предыдущие экспедиции были бы невозможны без спонсоров. Нам большую поддержку оказал Игорь Донцов, крупный бизнесмен, которому интересна история края, причем не только Гижигинска. Благодаря его безвозмездной помощи мы осуществили и в 2019, и в 2020 годах экспедиции. Доставку нас до места и обратно финансировал именно он.

Было бы неплохо, если бы появились и другие неравнодушные люди…

Ирина Понкратова: Конечно! Я очень благодарна всем, безвозмездно нам помогающим. Есть ребята, разрабатывающие сайт, посвященный Гижигинску. Там будут размещены все накопленные материалы. Например, изображения предметов, которые мы сканируем в 3D-программе. Так что очень скоро можно будет познакомиться с нашими находками онлайн.

Справка "РГ"

В свое время Гижигинск был одним из опорных пунктов Российско-американской компании и одним из центров русской цивилизации на окраине России. Население состояло из нескольких сотен человек. Основное занятие - рыболовство. "Большая часть, как почти все казачьи семьи, представляла помесь, возникшую от смешанных браков русских с туземцами", - писал один из путешественников, побывавших в Гижигинске в середине XIX века.