Россияне с таджикскими корнями
На модерации
Отложенный
В первом квартале 2022 г. гражданство РФ получили более 33 тыс. выходцев из Таджикистана. Если темпы выдачи им российских паспортов будут расти такими же темпами, то выходцы из этой южной республики скоро составят самую многочисленную группу «новых граждан» РФ, опередив лидировавших ранее украинцев.
Как сообщает таджикское информагентство ASIA-Plus, ссылающееся на данные МВД РФ, за январь-март 2022 г. российское гражданство получили 33084 гражданина Таджикистана, что на 64,61% превышает показатели первого квартала 2021 г. По подсчетам издания, в среднем гражданство РФ в начале этого года ежедневно получали 366 таджикистанцев, что заметно превышает уровень предыдущего года, на протяжении которого российские паспорта ежедневно получали 288 выходцев из РТ. Кроме того, 101,7 тыс. таджикистанцев в настоящее время имеют вид на жительство, позволяющий им в скором времени претендовать на получение гражданства России. Еще 47,9 тыс. их соотечественников имеют разрешение на временное проживание, которое согласно действующему законодательству является первым шагом для получения российского гражданства.
«Форсированное» приобретение таджикистанцами российского гражданства, по-видимому, связано с окончанием «льготного» периода, введенного указами президента РФ с началом эпидемии COVID-19 в марте 2020 г. В связи с карантинными ограничениями, закрытием границ и сложностями с посещением госучреждений мигранты из «безвизовых» стран СНГ вплоть до 31 декабря 2021 г. могли не оформлять разрешительные документы на трудовую деятельность в РФ. В течение этого периода правоохранительные органы не могли их штрафовать, а депортация из России в связи с закрытием границ была затруднена. По мере ослабления карантинных ограничений и восстановления экономики такая ситуация привела к заметному обострению этнической ситуации и росту числа конфликтов, массовых драк и столкновений с участием мигрантов из среднеазиатских стран СНГ. Однако с 1 января все миграционные «льготы» были отменены, и оформление документов для них вновь стало обязательным.
Об окончании «льготного» периода и необходимости легализовать свое пребывание в России МВД настойчиво напоминало трудовым мигрантам с весны прошлого года. И эти меры возымели ощутимый эффект. По данным ведомства, с марта по декабрь 2021 г. разрешительные документы получили более 7 млн иностранцев, 1,5 млн из которых легализовали свое пребывание в России. Судя по всему, во время пандемии они оставались в России и воспользовались возможностью не оформлять необходимые документы. До конца 2021 г. граждане Азербайджана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана и Украины, которые не входят в ЕАЭС, могли обратиться за патентом без учета требований к срокам подачи документов и заявленной цели въезда в РФ, а граждане стран ЕАЭС – заключить трудовые договоры. По-видимому, предстоящее возобновление проверок, взимание штрафов и перспектива депортации и побудило таджиков активизировать усилия по приобретению российского гражданства.
Количество выданных таджикам российских паспортов заметно возросло еще в прошлом году. На протяжении 2021 г. российское гражданство было предоставлено 103,7 тыс. выходцам из Таджикистана, что на 63,5% превышало показатели предыдущего, 2020 г., когда его получили всего 63,7 тыс. таджикистанцев. Таджикская пресса в связи с этим отмечает, что количество новоявленных граждан России сопоставимо с населением административного центра Хатлонской области города Бохтара (113,4 тыс.), который до 2018 г. носил название Курган-Тюбе. То есть в течение одного года Россия предоставила гражданство населению целого областного центра РТ. И почти такое же количество таджикистанцев располагают видами на жительство в РФ, что позволяет им вскоре получить российские паспорта. Неудивительно, что по получении гражданства РФ в прошлом году Таджикистан втрое опередил Узбекистан и вдвое – Казахстан, население которых на порядок больше.
В первом квартале этого года наметившаяся в прошлом году тенденция сохранилась. Более того, «отрыв» Таджикистана от других среднеазиатских государств по темпам натурализации его граждан в России (приобретению гражданства) заметно вырос, а «разрыв» с Украиной – сократился.
Число российских паспортов, полученных в январе-марте 2022 г. гражданами Таджикистана, где почти нет русского и вообще европейского («русскоязычного») населения, оказалось больше, чем всех остальных стран Средней Азии, вместе взятых. К числу последних относятся Казахстан, Киргизия и Узбекистан, где в совокупности проживает более 4 млн. русских. Однако российские паспорта граждане этих республик в таком количестве, как таджикистанцы, почему-то не получают. Из 56,2 тыс. российских паспортов, выданных выходцам из Средней Азии в первом квартале, на долю Таджикистана пришлось более половины (58,8%), тогда как Казахстана – лишь 1/5, а Киргизии – менее 1/10.
Таджикистан в начале этого года вообще оказался единственной страной СНГ, натурализация граждан которой в России росла столь высокими и труднообъяснимыми с точки зрения задач миграционной политики темпами. Помимо него, увеличилось лишь число паспортов, выданных гражданам Киргизии (на 26,4%) и Армении (на 7,1%), тогда как по всем прочим республикам бывшего СССР оно заметно сократилось. Так, выходцам с Украины, которые по получении российского гражданства пока стабильно удерживают первое место, в первом квартале паспортов было выдано на треть меньше, чем в начале 2021 г. (54,6 тыс.).
И это при том, что после начала специальной военной операции по защите Донбасса выходцев с восточной Украины эвакуировали в Россию сотнями тысяч. Гражданам Донецкой и Луганской народных республик, которых Россия признала как независимые государства, в первом квартале этого года было выдано всего 428 и 267 паспортов, что, впрочем, отчасти может быть объяснимо одновременным наличием у них российского или же украинского гражданства.
За первый квартал почти наполовину сократилось число паспортов, выданных гражданам Молдавии и на четверть – Белоруссии, население которых является почти сплошь русскоязычным. И лишь по выходцам из Казахстана, большая часть населения которого также свободно говорит по-русски, этот показатель сократился незначительно (на 6,8%). Падение числа выданных паспортов наблюдалось и по всем остальным республикам бывшего СССР. Во многом, видимо, это объяснялось массовым оттоком иностранцев из России с началом военной операции на Украине, который затронул и российских граждан. На сокращение числа желающих получить гражданство РФ это не могло не повлиять. Тем не менее таджикистанцев этот процесс почему-то не затронул, и темпы их натурализации в первом квартале не только не сократились, но и, наоборот, существенно увеличились. Хотя рост оттока трудовых мигрантов из России после начала военных действий на Украине фиксировали и в Таджикистане.
Столь массовая раздача российских паспортов выходцам из этой республики ставит вопрос о ее причинах и целесообразности. Таджикистан является единственной страной СНГ, имеющей с Россией соглашение о двойном гражданстве. Его преимущества для самой республики, граждане которой после получения российского паспорта могут свободно пересекать границу, будучи избавленными от проблем с регистрацией и оформлением документов на право работы в РФ, сомнений не вызывают. А вот какие плюсы от этого получает Россия, совершенно непонятно. Русского населения в республике давно нет, а уровень владения коренного населения русским языком оставляет желать лучшего. Несмотря на это, в республике до сих пор действует программа переселения соотечественников, по которой в Россию переселяется исключительно коренное население Таджикистана.
В том случае, если выдача российских паспортов таджикистанцам продолжит расти такими же темпами, они имеют шансы вскоре обогнать по этому показателю украинцев. «Разрыв» между ними в первом квартале 2022 г. составил всего 21,6 тыс. чел., что на фоне результатов предыдущего года отнюдь не выглядит непреодолимым барьером.
Среди наиболее очевидных рисков, которые влечет за собой массовая натурализация и переселение в Россию выходцев из Средней Азии, – образование этнических анклавов, а также сопровождающее их обострение межнациональных отношений, этнических конфликтов и ухудшение криминогенной обстановки. На фоне украинского кризиса межэтническая напряженность, нараставшая в течение 2021 г., временно отошла на второй план. Однако породившие ее проблемы никуда не делись, и по мере снижения остроты военного противостояния с Украиной, США и НАТО миграционная ситуация вновь станет одной из главных внутриполитических проблем.
Александр Шустов
Комментарии