Напряженность между Россией и Европой нарастает из-за «Спектра-РГ»

Международная обсерватория Спектр-РГ. Сверху немецкий телескоп eROSITA, снизу российский ART-XC.
Согласно первоначальному операционному соглашению, данные, полученные обсерваторией «Спектр-РГ», распределяются между Российским институтом космических исследований и Немецким институтом внеземной физики Общества Макса Планка ( German Institute of Extraterrestrial Physics of the Max Planck Society). Немецкая сторона получает 50% данных от телескопа eROSITA, а российская сторона получает 50% данных от eROSITA и 100% от ART-XC. США также получают доступ к данным ART-XC на небольшом участке неба (около 0,5%), расположенном вокруг северного полюса эклиптики, поскольку зеркала для ART-XC были изготовлены в США.
Однако 26 февраля 2022 года немецкая сторона решила перевести телескоп eROSITA в безопасный режим в качестве реакции на вторжение России в Украину. Это решение было принято после того, как инструмент совершил только четыре из запланированных восьми проходов обзора всего неба.
После этого все семь детекторов были выключены, но управляющий процессор и система терморегулирования eROSITA остались в рабочем состоянии, чтобы телескоп не завис.
Кроме того, было отменено воспроизведение накопленных данных с немецкого телескопа, и ART-XC стал единственным работающим научным прибором на Спектре-РГ. Его программа наблюдения также была изменена, и он начал наблюдать за большинством областей, которые ранее были запланированы на период после исследования.
В начале июня Дмитрий Рогозин, говоря о «Спектре-РГ», предложил реактивировать eROSITA, ссылаясь на «специалистов», которые «настаивают на продолжении работы телескопа». Рогозин пообещал, что в ближайшее время «Роскосмос примет соответствующие решения» о расконсервации частей «Спектра-РГ».
Позже он сказал, что дал указания подготовиться к активации телескопа eROSITA. В твиттере Рогозин заявил: «Мы исправим ошибку немцев и включим их телескоп на нашей обсерватории «Спектр-РГ».
В ответ российские ученые, а также их немецкие коллеги, заявив, что они хотели бы в конечном итоге увидеть, как eROSITA выполняет свою миссию в полном объеме и выразили свое несогласие с решением Рогзина.
Первым из российских ученых возразил академик Рашид Сюняев, научный руководитель «Спектр-РГ». Он сообщил агентству «Интерфакс», что российские ученые не рекомендуют включать прибор без согласия немецкой стороны.
Далее Сюняев пояснил, что существует риск выхода из строя в случае несанкционированного включения телескопа.
Он также считает, что «односторонние действия в такой ситуации только добавляют еще больше недоверия между людьми».
«Это устройство должно быть включено по согласованию с немецкой стороной. Нам нужно разъяснить, провести переговоры, чтобы обе стороны поняли, что в отдаленном будущем – через 10, 20, 30 лет на наши спутники снова можно будет ставить иностранные аппараты экстра-класса и действия с ними будут как минимум согласованы ,” добавил он.
Тем не менее Рогозин продолжал настаивать на расконсервации немецкого телескопа, а глава РАН академик Александр Сергеев выразил обеспокоенность возможными действиями Роскосмоса.
Также в беседе с «Интерфаксом» он сказал, что эксплуатация телескопа без немецкой стороны слишком рискованна и может привести к повреждению прибора. Он также сообщил, что Российская академия наук обсудит ситуацию с телескопом на Совете по космосу РАН.
Рогозин в ответ заверил Академию, что специалисты Роскосмоса достаточно компетентны, чтобы не повредить телескоп, и призвал научное сообщество действовать «исключительно в интересах отечественной науки».
Наконец, против несанкционированной активации eROSITA высказался руководитель Российского института космических исследований Лев Зеленый: «Наш институт, все ученые, категорически возражают против этого. Это возражение вызвано как политическими, так и техническими причинами».
«Это не российское устройство. Насколько это все реально, судить не берусь, не знаю, есть ли у наших специалистов коды обработки… Но даже если и есть, опубликовать эти данные будет просто невозможно, ни один журнал их не примет и сделает правильно”.
Примечательно, что именно Институт космических исследований является организацией, отвечающей за обработку полученных в России данных “Спектр-РГ”, их публикацию и интерпретацию. Так что главный аргумент, который Дмитрий Рогозин использовал, когда предлагал включить eROSITA, что это просьба российских специалистов, становится как минимум сомнительным.
Несмотря на это, Рогозин по-прежнему хочет получить контроль над немецким телескопом. «Потребуется от двух до четырех месяцев, чтобы понять алгоритмы системы управления и подключиться к телескопу, не создавая беспорядка».
Как именно это будет происходить, пока неясно, но битва за будущее европейского инструмента «Скептр-РГ» является продолжающимся следствием вторжения России в Украину и того, как мировая держава взаимодействует со своими международными партнерами в освоении космоса.
P. Katin
Комментарии
Научное сотрудничество остается, но Рогозин к нему не относится.