Это переход к обрыву в глобальную депрессию: в США и Европе разразился финансовый апокалипсис?
На модерации
Отложенный
Это переход к обрыву в глобальную депрессию: в США и Европе разразился финансовый апокалипсис?
Сегодня
Западные инвесторы испытывают инфляционный шок, на ожиданиях роста ставки ФРС обвалились рынки.
«Мир распадается, защитных активов больше нет, и мы будем падать в эту глобальную депрессию, как в 30-х годах» — оценивают эксперты «БИЗНЕС Online» последствия очередной распродажи на фондовых рынках США и Европы. Триггером выступил всплеск инфляции в Штатах до 8,6% и слухи о самом резком с 1984-го подъеме ставки ФРС, который ожидается на этой неделе. Риск выключения печатного станка больнее всего ударил по криптовалюте, которая и без того потеряла 2/3 капитализации — с $3 трлн до менее $1 триллиона. О том, когда в США наступит рецессия и что это будет означать для России, — в нашем материале.
Запад переживает рекордный рост цен, рынки в красной зоне, биткоин опускается на дно
Пока Россия накануне отмечала праздник, на Западе произошел новый обвал фондового рынка. Ярче других «медвежий» тренд поддержал американский рынок акций: индекс S & P 500 за сутки упал на 3,9%, достигнув самого низкого уровня с марта 2021 года. Лидерами снижения стали акции технологических компаний: бумаги Amazon подешевели на 5,5%, Apple — на 3,8%, Nvidia — на 7,8%, Microsoft — на 4,2%.
Вчерашнее падение лишь продолжение негативной тенденции последнего полугодия на американском рынке. По итогам прошлой недели Dow Jones упал на 4,6%, S & P 500 — на 5,1%, Nasdaq — на 5,6%. Все три индекса показали самое резкое недельное снижение с января. Триггером для новых распродаж выступили пятничные данные о росте цен в США. Годовая инфляция неожиданно ускорилась до 8,6% — это максимальная отметка с декабря 1981-го. Продовольствие подорожало на 1,2% за месяц и на 10,1% по сравнению с прошлым годом — это самый большой скачок с 1981-го. Дополняют картину цены на бензин: в выходные средняя стоимость одного галлона (3,785 л) бензина обновила исторический максимум, превысив $5. «Америка может бороться с инфляцией с позиции силы, как ни одна другая страна в мире. Но не заблуждайтесь, инфляция — это подлинный вызов для американских семей», — прокомментировал отчет об инфляции президент США Джо Байден.
Слова американского лидера не убедили инвесторов. Добавляют тревоги ожидания, связанные с возможным завтрашним повышением ключевой ставки федеральной резервной системой (ФРС) США. Ранее ожидалось, что ФРС поднимет ставку на 0,5 п. п., но после нового инфляционного всплеска The Wall Street Journal накануне написал о том, что пик цен не достигнут, а значит, следует ждать подъема ставки сразу на 0,75 п. пункта. Если подобное произойдет, это будет самое быстрое разовое повышение ключевой ставки с 1984 года. Издание также предупредило, что экономика США приближается к рецессии. В это верят и эксперты-американцы — таковы данные опросов Financial Times: 70% из респондентов издания ждут рецессии в США в 2023-м, причем 40% — в первом полугодии. «В краткосрочной перспективе не просматривается ничего хорошего — как и вариантов ухода от рисков, помимо наличности», — признал в беседе с изданием руководитель инвестфонда GAM Джулиан Ховард.
Сегодня утром продолжили падать азиатские акции — Nikkei 225 на 2%, Hang Seng на 0,25%, S & P/ASX 200 на 3,55%. В зеленую зону после утреннего падения вырвалась только Шанхайская фондовая биржа (+1,02%). Российский рынок акций в тренде: индексы Мосбиржи и РТС за минуту торгов просели на 0,9–1,1%, лидируют в снижении Polymetal и TCS Group. Сдерживает падение высокая цена на нефть — Brent сейчас торгуется на уровне $123,3 за баррель.
Падают и европейские рынки, которые накануне снизились более чем на 2% и демонстрируют отрицательную динамику пятую сессию подряд. Настроения инвесторов также формирует зашкаливающая инфляция — в Германии в мае она ускорилась до 7,9 с 7,4% месяцем ранее и в третий раз подряд превысила рекордный показатель. Последний раз ФРГ фиксировала такой рост цен зимой 1973–1974 годов во время нефтяного кризиса. Швеция переживает самый высокий рост цен с 1991-го — уровень инфляции в апреле вырос на 1% и достиг 7,2%. Рекордные годовые показатели инфляции в 7,4% также зафиксированы в Дании.
Еще хуже положение дел обстоит на рынке криптовалют. Накануне стоимость биткоина упала ниже $24 тыс., обновив минимум с декабря 2020-го. Но это было только начало. В ходе азиатских торгов во вторник стоимость биткоина опускалась ниже $21 тыс. впервые за полтора года, отмечает CNBC. К 10:13 мск курс биткоина снизился на 4,2% до $22 264, а второй по популярности криптовалюты — эфира — на 2,3% до $1 215. По данным CoinMarketCap, только за последние два дня капитализация мировых криптовалют уменьшилась примерно на $200 млрд, упав ниже $1 трлн впервые с 2021-го, отмечает «Коммерсантъ». Любопытно, что еще в прошлом году общая капитализация «крипты» составляла около $3 триллионов. Крупнейшая криптовалютная биржа Binance временно приостановила вывод биткоинов (сейчас такая возможность есть). Криптокредитная платформа Celsius в настоящее время не дает пользователям переводить и снимать средства из-за «экстремальных рыночных условий».
Как результат, стоимость токена этой площадки уже снизилась более чем на 50%. Как поясняет Bloomberg, цифровые валюты дешевеют из-за опасений инвесторов по поводу нового повышения ключевой ставки со стороны ФРС США.
«У них будет очень серьезный кризис, «крипта» обнулится»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты оценили вероятность рецессии в США и объяснили, чем эти события чреваты для России.
Александр Разуваев — член наблюдательного совета гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров:
— Падение рынка акций в Америке долгосрочное, оно связано с рецессией, падением ВВП. Скорее всего, они получили стагфляцию, то есть рост инфляции и одновременно безработицы. Федрезерв будет повышать ставку, это антиинфляционная мера, но инфляцию с помощью повышения ставки победить нельзя, это только усугубит рецессию. Возможно, у них будет весьма серьезный кризис. И я считаю, что в рамках данного кризиса «крипта» обнулится, она будет стоить каких-то денег, но не очень больших. И все это, конечно, бьет по статусу доллара как резервной валюты.
Падение американского рынка акций (за минувшие полгода — прим. ред.) составило примерно 20 процентов. Это довольно много и сильно бьет по уверенности их потребителей.
С точки зрения политики нам подобное выгодно. С точки зрения экономики снижение потребления энергоресурсов наносит удар по ценам на нефть, газ, но, учитывая опять-таки всю политическую ситуацию, обвала по нефти, газу я не ожидаю. То, что плохо нашим врагам, для нас хорошо. Возможно, такая ситуация подтолкнет их к диалогу с нами, а реальный диалог может начаться с того, что они разморозят наши резервы.
Михаил Делягин — директор Института проблем глобализации:
— Это переход от сползания к глобальной депрессии к обрыву в глобальную депрессию. Мир распадается, никаких защитных активов больше нет, и мы будем падать в эту глобальную депрессию, как в 29–30-х годах, с перерывами, некоторыми нарастаниями.
Повышение процентной ставки ведет к удорожанию долга, перенапряжению бюджета, так что эти антиинфляционные меры будут еще более бить по социальной системе. По ней уже ударило падение фондового рынка очень сильно, поскольку там все завязано на фондовый рынок, а повышение процентной ставки довольно сильно ударит по бюджету и текущим обязательствам государства. Так что они погружаются в инфляционную спираль, из которой у них приемлемого выхода нет, лишь драматическое сокращение потребления. Только не нужно думать, что они завалятся прямо сейчас, но то, что они начали валиться, для всех очевидно. Единственный защитный актив в мире сегодня — это Российская Федерация, Китай немножко, в меньшей степени, арабские страны уже не являются зоной для безопасной гавани. Вот их можно использовать политическим образом.
Никита Масленников — руководитель направления «финансы и экономика» Института современного развития:
— Реакция американских рынков совершенно закономерна, потому что ожидали несколько другого результата — по крайней мере, стабилизации инфляции на уровне 8,3 процента, но не получилось. Само по себе падение [фондового рынка] не драматичное, основные индексы снизились в интервале от 2 до 3 процентов. Тем более с начала года такого рода ситуаций было немало.
Важен контекст всего того, что происходит на рынке. Все серьезно озабочены тем, что на очередном заседании ФРС федрезерв может перейти к более жесткой денежно-кредитной политике. Активно обсуждаются варианты, что федрезерв повысит ставку на 75 базисных пунктов, чтобы к концу года гарантированно выйти на 3 процента. И это ожидание итогового заседания и вызвало такую волну распродаж, которая, естественно, перекинулась и на азиатские рынки — там тоже наблюдается некоторое снижение, правда поменьше, чем американское. С этой точки зрения это никакой не обвал, а коррекция на негативных новостях вниз, но на сей раз все достаточно нервозно. И связано подобное с тем, что уже месяца полтора-два аналитики говорят, что мировая экономика плавно въезжает в очередную глобальную рецессию с непредсказуемым результатом, глубиной и последствиями. На это накладывается крайне непростая ситуация со спецоперацией на Украине. Разорвет ли она вот эту мировую экономику на некоторые новые геоэкономические зоны или нет, все это придает текущим событиям более драматический оттенок, чем это всегда бывало в такого рода колебаниях.
Расслабляться в том числе и наших бизнесам ни в коей мере нельзя, потому что общая температура таких конъюнктурных ожиданий в глобальном хозяйстве, особенно на финансовых рынках, достаточно тревожная. Это надо учитывать и принимать бизнес-решения с учетом того, что вероятность глобальной рецессии уже даже в этом году существенно выросла, и поэтому нужно держать порох сухим и быть готовым к развороту мировой конъюнктуры, который, естественно, отразится и на нашей экономике по полной программе. На мой взгляд, глобальная рецессия будет означать, что на деле реализуется консервативная версия прогноза минэкономразвития с падением ВВП от 8 до 9 процентов. Пока мы идем так достаточно ровненько. Если ничего не изменится, в июле ЦБ пересмотрит свой макроэкономический прогноз, и если сегодня у них базовый сценарий — падение от 6 до 9 процентов, то, скорее всего, он может быть скорректирован до интервала 5–8 процентов.
Комментарии
Делайте добро с благими мерениями для большинства