Как распространяется система слежки за россиянами

На модерации Отложенный

Столичный эксперимент по внедрению тотальной слежки за горожанами признан удачным. Вслед за Москвой к установке тысяч городских видеокамер приступило Подмосковье. Кроме того, власти собрали всю сданную россиянами биометрию в одном центре и готовят базу по фиксации данных заводских номеров мобильных телефонов (IMEI).

О том, что Московская область станет вторым регионом России, где разворачивается система распознавания лиц, признался её разработчик – компания NtechLab. Система будет аналогична той, что уже работает в столице. В Москве более 213 тыс. камер умеют распознавать лица, автоматически фокусироваться и, увеличив изображение в 32 раза, фиксировать каждого попавшего в зону их действия.

По сравнению с этим подмосковная система «Безопасный регион» выглядит пока бедным родственником – она объединяет всего лишь 82 тыс. видеокамер. Но, как заявил губернатор Андрей Воробьёв, до конца года будет установлено ещё не менее 25 тыс. камер, а далее их количество будет расти. Разумеется, всё для блага жителей.

«Мы приняли решение усилить программу, связанную с “Безопасным регионом”. Будем думать, как в микрорайонах, которые требуют особого внимания, ставить большее количество камер видеонаблюдения», – заявил он.

Впрочем, система в столице используется не только ради безопасности жителей, но и во имя наполнения бюджета. По камерам выписывали штрафы за участие в несанкционированных митингах и нарушение антиковидных ограничений.

Только за три незаконных митинга сумма штрафов, в том числе и «по камерам», составила более 165 млн рублей. Многие тогда на суде говорили, что камера их перепутала с другим человеком, однако российские суды пока ещё беспрекословно верят отчётам системы, хотя она официально имеет довольно существенную погрешность (до 24 процентов) – особенно если есть только фотография гражданина, а не его «биометрический» слепок.

Значительно повышают точность узнавания человека в системе добровольно сданные биометрические данные. Два года назад биометрию своих клиентов почти заставляли сдавать банки. Они обещали, что в этом случае можно будет победить банковское мошенничество и упростить предоставление банковских услуг. Инспекторы Центробанка регулярно проводили настоящие рейды, чтобы выяснить, насколько ответственно банкиры относятся к своей новой гособязанности. Поэтому очень часто граждан принуждали сдавать биометрию, если те просто хотели открыть депозитный счёт или взять кредит.

В результате, как и предупреждал «Октагон» два года назад, вся сданная гражданами биометрия попала в единую государственную базу данных, которую администрирует компания «Ростелеком».

Мошенничества при этом не прекратились. Выяснилось, что для обмана системы достаточно сделать качественный профессиональный макияж, а голос можно синтезировать.

К тому же у мошенников всегда есть возможность получить образцы биоидентификаторов, просто позвонив будущей жертве и сфотографировав её в магазине. Именно по этой причине банки, даже имея полный биопрофиль клиента, не отменяют пароли и СМС.

Зато теперь камерам слежения значительно проще идентифицировать любого гражданина. Отозвать свои биометрические данные он не может, это вообще никак не регулируется законом. Ловушка захлопнулась!

Впрочем, добровольная сдача биометрии – далеко не единственный возможный способ пополнения этой базы. В столице для этого используются камеры в метро. Каждый раз, когда человек проходит через турникет по социальной или банковской карте, система фиксирует его, обновляя фотографию, добавляя к ней другие персональные данные – фамилию, имя, отчество.

Однако недавно введённые санкции значительно усложнили внедрение Большого Брата. С этого года Правительство РФ было намерено приступить к практической реализации одной из своих самых амбициозных цифровых идей – замене бумажных паспортов на электронные удостоверения личности. На них должны записываться биометрические данные владельца – особым способом выполненная фотография лица и отпечатки пальцев. То есть за несколько лет МВД России получило бы биометрические данные большей части россиян и смогло бы на законных основаниях использовать их в системе слежки за гражданами.

Впрочем, после начала спецоперации и ввода санкций Минцифры РФ заявило, что проект вновь заморожен, хотя внедрить его Правительство РФ пытается уже более 10 лет. Причина банальна: для его реализации сейчас просто нет пластика и чипов.

Вместо поголовной биометризации населения Минцифры РФ начало реализацию другого проекта – системы контроля телефонов по уникальным кодам IMEI. Ранее идея продвигалась тоже как благая – чтобы бороться с кражами телефонов. Мол, если телефон в базе, то после жалобы владельца он просто блокируется сотовыми операторами и превращается в кусок пластика.

Но теперь Минцифры РФ признало, что эту базу оно делает по заказу ФСБ России, для «повышения эффективности оперативно-разыскных мероприятий». Так что, несмотря на заморозку отдельных проектов, Большой Брат растёт, а глаз у него становится всё больше и больше.

 

Тамара Карамазова