Патриарх отправил либерализм на обочину

На модерации Отложенный

Что означают кадровые перестановки в РПЦ

В день Святой Троицы, который в этом году отмечался 12 июня, митрополит Иларион (Алфеев) попрощался со своей московской паствой. Решением синода РПЦ от 7 июня он был снят с должности главы Отдела внешних церковных связей (ОВЦС), лишен постоянного членства в Синоде, руководства Общецерковной аспирантуры и докторантуры, а также настоятельства в храме на Большой Ордынке и совсем скоро отправится возглавлять Будапештско-Венгерскую кафедру. Свою неожиданную отставку и отъезд сам архиерей пояснил так: «Мне было сказано, что это решение не связано ни с какими-либо недостатками в деятельности Отдела внешних церковных связей, ни в Общецерковной аспирантуре или других церковных учреждений, которые я возглавлял. А было сказано только то, что этого требует нынешняя общественно-политическая ситуация. Можете считать, что дорога сделала очень крутой поворот, я в него не вписался и оказался на обочине. Но это лучше, чем если бы я съехал в кювет, машина бы моя перевернулась и взорвалась», – констатировал Алфеев. За два дня до прощальной речи он был принят патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Судя по всему, встреча прошла сухо. Бывший дипломат вернул предстоятелю РПЦ панагию, которые традиционно носят все главы ОВЦС. Церковное украшение в этот же день было торжественно вручено преемнику Алфеева. Напомним, что церковный МИД Алфеев возглавлял более 13 лет.

Смена главы Отдела внешних церковных связей стала главной сенсацией нынешнего заседания Синода. Впрочем, удивил он и тем, что был собран третий раз за последний месяц, а также своим скоротечным характером – журналы синодалов были опубликованы уже в час дня по Москве. Эксперты гадают о том, где Иларион проштрафился. Возможно, патриарха рассердила оценка Алфеева решений Собора Украинской православной церкви (УПЦ), который прошел 27 мая. Там постановили убрать из устава УПЦ любые упоминания о связи с Московским патриархатом. «Украинская православная церковь в очередной раз подтвердила тот статус, который она имеет с 1990 года.

Этот статус определен грамотой патриарха Алексия II, которая была выдана тогдашнему митрополиту Киевскому и всея Украины Филарету. Украинская церковь – не Российская церковь. Центр управления у нее находится в Киеве. Она независима от Москвы, не подотчетна Синоду в Москве ни в административном, ни в финансовом, ни в каком-либо ином отношении. Украинская церковь на этом Соборе еще раз подтвердила, что она является самоуправляемой», – заявил Иларион 4 июня в эфире телеканала «Россия 24».

Но Синод РПЦ не одобрил демарш украинского духовенства. Киеву указали, что «решение об изменении статуса Украинской православной церкви может быть принято лишь в рамках канонической процедуры, включающей постановление Поместного собора Русской православной церкви», а любые «самочинные действия по изменению статуса Украинской православной церкви могут привести к появлению нового раскола внутри нее». Кроме того, на территории Республики Крым и Севастополя была учреждена Крымская митрополия, в состав которой вошли Джанкойская, Симферопольская и Феодосийская епархии. Все они перешли в прямое подчинение патриарху Кириллу.

Отметим, что УПЦ подвергается давлению с разных сторон. Константинополь уже дал понять, что «не признает никакой другой автокефалии в Украине, кроме той, что уже существует в виде ПЦУ», то есть Православной церкви Украины. Об этом в соцсетях написал посол Украины в Ватикане Андрей Юраш после встречи с представителем Вселенского патриархата митрополитом Халкидонским Эммануилом Адамакисом.

Отныне возглавлять ОВЦС будет самый молодой митрополит РПЦ Антоний (Севрюк). К своим 37 годам он уже успел побывать управляющим различных зарубежных епархий и даже возглавить Патриарший экзархат в Западной Европе.

При этом Севрюк не был замечен ни в одном церковном скандале, вообще он старается лишний раз не высказываться. В РПЦ новое назначение в стратегически важном церковном ведомстве объяснил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда: «Внешние церковные связи предполагают в том числе опору на зарубежные приходы, что и реализовано решением Синода от 7 июня 2022 года, учитывая, что управление по зарубежным учреждениям, до 2009 года входившее в структуру ОВЦС, занимается обеспечением работы храмов и монастырей Русской церкви за рубежом. Новоназначенный глава ОВЦС обладает большим опытом в области внешнего церковного управления, в том числе руководства патриаршим экзархатом Западной Европы. Он начинал свое служение в Отделе внешних церковных связей в качестве личного секретаря председателя отдела, которым в то время был нынешний Московский патриарх».

Что касается Алфеева, то он отправлен в Венгрию. В церковном народе до сих пор не могут решить: наказание ли это для бывшего церковного дипломата или выгодная для Московской патриархии «релокация». С одной стороны, именно Венгрия в лице премьер-министра Виктора Орбана выступила за то, чтобы имя патриарха Кирилла не было внесено в список очередных санкций ЕС. За это Синод РПЦ объявил Орбану благодарность. С другой – Будапештско-Венгерская епархия насчитывает чуть более десятка приходов.

«Для митрополита Илариона удаление в Будапешт – явная опала, – такое мнение в разговоре с «НГР» высказал первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Он снят не только с поста «министра иностранных дел» церкви, но и с должности руководителя общецерковной аспирантуры, которую он же и организовывал. В случае с релокацией его могли бы сделать патриаршим экзархом в Западной Европе, временное управление которым осталось у митрополита Антония. Это совсем другой статус, чем маленькая епархия в несколько приходов. Митрополиту Илариону в Венгрии будет не очень плохо, но роль фактора релокации я бы не преувеличивал». «В обозримой перспективе отношения с европейскими странами и европейскими церквами для РПЦ если не полностью закрыты, то сильно ограничены», – считает Макаркин.

По мнению политолога, Алфеев пострадал прежде всего из-за Украины: «Надо же кого-то признать ответственным за то, что в последние годы случилось с Украинской православной церковью. Именно он занимался помимо прочего этим направлением, однако не смог предотвратить ни появления ПЦУ, ни ее признания некоторыми поместными церквами. И то, что ему за его труды, которых было немало, не вынесли никакой благодарности, также считается следствием провальной политики ОВЦС по украинскому вопросу». «Более того, с Иларионом связывали два важных для церкви момента. Первый – международная деятельность и выстраивание отношений с западными церквами, и прежде всего с Ватиканом. А второй – выстраивание отношений с русской интеллигенцией. Поскольку он и богослов, и композитор, и вообще выходец из московской интеллигентной семьи, у него были все возможности наладить такой диалог. Однако и там, и там митрополит Иларион не смог оправдать ожидания», – считает эксперт.

«Главный успех на международном поприще – встреча папы Римского Франциска и патриарха Кирилла в Гаване в 2016 году – не был оценен церковным народом и вызвал много недовольства, хотя встреча носила политический характер и была связана с государственными интересами. А подготовка ко второму рандеву, которое было заявлено митрополитом Иларионом, и вовсе завершилась неудачей. Более того, папа Римский весьма критично отозвался о патриархе Кирилле, что очень редко бывает в межцерковных отношениях. Это значит, что в обозримом будущем серьезных контактов РПЦ и Ватикана не предвидится. А ситуация с протестантами у Московского патриархата еще сложнее», – пояснил Макаркин.

«В отношении с интеллигенцией произошел парадокс, – продолжил политолог. – Значительная часть воцерковленной интеллигенции весьма консервативна, и митрополит Иларион оказался для нее слишком либерален. Те, кто давно пришел в церковь, в том числе на отрицании либерализма, с подозрением смотрели как на оксфордскую степень Алфеева, так и на его богословские взгляды. А для либералов он оказался слишком церковным. Для них Иларион – это человек, который пытался сделать теологию наукой». «Еще один важный момент – подчеркнутая умеренность Илариона. Он в последнее время все больше подчеркивал свой консерватизм. Потому что быть в церкви либералом сейчас крайне неудобно. Но сейчас не приветствуется и такая умеренность, как у Алфеева. Помимо этого возник вопрос о результативности. Тот же Севрюк активно занимался воссоединением западноевропейской архиепископии с Московским патриархатом и сумел купировать конфликт между архиепископией и Русской православной церковью заграницей (РПЦЗ)», – добавил он.

Что касается решения по Украинской православной церкви, то тут патриарх Кирилл четко обозначил свою пророссийскую позицию. «События с УПЦ развиваются по сценарию аугсбургского религиозного мира: «Чья власть, того и религия». Кирилл с самого начала своего патриаршества стремился проявить себя не только в качестве Московского патриарха, но и архипастыря для верующих разных стран. То есть дистанцировался от текущей российской политики, но при этом продвигал идеи «русского мира». Начиная с 2014 года продвигать эту концепцию стало сложно, однако Кирилл по инерции пытался сохранить курс. И если в 2014 году он согласился, чтобы крымские епархии оставались в составе УПЦ, то сейчас Кирилл очень жестко связал себя с интересами России. Если раньше можно было как-то маневрировать, то сейчас уже нельзя. Но, как мы видим, даже это маневрирование не помогло патриарху улучшить отношения с украинскими верующими и властями. Выстроенные отношения с российской властью требовали от него выбора. Выбор он сделал еще тогда, когда поддержал российскую спецоперацию. А подтверждением этого выбора стали решения нынешнего Синода по Украине», – уверен собеседник издания. Политолог заметил, что скорее всего патриарх Кирилл и дальше будет идти по этому пути. «Я не исключаю в обозримом будущем передачи РПЦ и некоторых других украинских епархий. Все это возможно. В любом случае, несмотря на то что ни РПЦ, ни УПЦ не хотят скандального разрыва, конфликт будет усугубляться», – подытожил политолог.