Критическая заметка на передовицу сайта "Рабкор" от 21.06.2011

На модерации Отложенный

http://levoradikal.ru/readarticle.php?article_id=178

"Страна находится на пороге перемен, но они никак не могут наступить." - так начинается передовица Рабкор.Ру от 21.06.2011. Такое глубокомысленное замечание стоит самого пристального внимания. Пока стоит капитализм, можно всякий день его здравствования объявлять днём стояния "на пороге перемен", ведь в условиях постоянной борьбы классов и регулярных кризисов капитализм не может не именяться, не может не перетасовывать карты политических партий, общественных институтов, не может быть стабильным. Левые уклонисты находят в этом простом выводе убежище для своих деревянных идолов "революционной ситуации", которую они готовы обнаруживать везде и всегда. Есть, правда, и леваки вывернутые наизнанку, интеллигенты, которые никогда не могут обнаружить ничего. Их шатает от теории к теории, они то бросаются с жаром в бой, то просто выжидают лучшего момента. Для марксиста ясно: на пороге перемен стоит не только Россия, мир давно встал на такой порог и переступить его человечество сможет только после решающих сражений великих классов. Такие сражения в период подготовки требуют ясного понимания каждой эпохи, каждого момента, для лучшего выстраивания стратегии и тактики рабочего класса. Выжидать перемен, объявлять каждый шаг буржуазии, как обречённый шаг к краху, выдумывать, будто буржуазия растеряна в период реакции и отсутствия сколько-нибудь сильного и массового рабочего и демократического движения - значит играть на руку самой буржуазии.

Всякий кризис, безусловно, дестабилизирует обстановку в капиталистических странах. Дестабилизации для тех перемен, которых "ждёт общество" недостаточно. Если мы не отказываемся от признания классовой борьбы, то должны понимать: правящий класс в условиях кризиса борется за сохранение своих позиций, за компенсацию своих потерь за счёт угнетённого класса. Последний кризис подорвал и режим Путина в России. с 2005 года в России проходили знаменитые марши несогласных, собиравшие большое число участников. Это было оживление и поъём демократического движения России. Тогда либералы надеялись заполучить часть политического влияния за счёт массового давления на власть. Шедшей за либералами мелкой буржуазии оказалось недостаточно. Не всё общество жаждало перемен. Рабочий класс политически не пробудился. Большая часть мелкой буржуазии осталась за КПРФ, как выразителем её патриотических чаяний. Кризис экономический не породил сколько-нибудь серьёзного кризиса политического. Демократические силы были разбиты, и волна протестов пошла на убыль. 2007 год гораздо больше подходит на роль "года-порога перемен" чем 2011. Так что же мы имели после 2007?

Как бы не тешили себя иные товарищи, будто "режим лихорадит", а в России после 2007 демократическое движение пошло на спад, и в политике и экономике наступил очередной виток реакции. Буржуазия без всяких помех переложила тяготы кризиса на плечи рабочих, продолжила ликвидацию социальных завоеваний, начала приводить в соответствие с требованием эпохи свои карательные органы. Передовица сообщает: "Президент и его окружение то и дело инициируют очередные кампании, которые с такой же регулярностью проваливаются, поскольку являются не ответом на общественные запросы, а лишь невротической реакцией высшего начальства на собственную неуверенность и неопределенность ситуации.". К сожалению, большую неуверенность демонстрирует нам этот отрывок, а не действия российских капиталистов. Разумеется, если принимать декламируемые цели за действительные, то всякая кампания буржуазии покажется провальной. Мы не будем наивны. Цели, которые ставит перед собой российский империализм внутри страны, он достигает.

Реформа образования, вокруг которой крутится рассуждение автора, более чем наглядно демонстрирует успех буржуазии. Что такое эта реформа? Она ликвидирует социальное бесплатное образование и заменяет его обыкновенным, капиталистическим платным образованием с одной стороны, а с другой она заменяет фундаментальное образование узкопрофильным. Автор передовицы рассказывает страшные байки о "списывании" и "заблокированности образования снизу". Опыт развитых капиталистических государств показывает, что никакое списывание до сих пор не было проблемой. Проблемой оно становится в общем информационном шуме, создаваемом буржуазными СМИ, которые для того и нужны, чтобы создавать шум. Система образования, которую пытаются внедрить у нас давно действует за границей: в США, Франции, Германии и проч. Все видимые проблемы не более чем технические помехи при налаживании того нового порядка, который активно наступает на смену российскому капитализму 90-х-00-х, сохранявшему значительные социальные гарантии СССР.

"Конфликт, развернувшийся вокруг ЕГЭ, является не более чем моделью, отражением общей ситуации в стране, когда очевидная неудача и бесперспективность реформ лишь подталкивает вышестоящие органы к еще более радикальным и более деструктивным действиям". Вот в чём гвоздь: именно успех реакции, отсутствие сопротивления подталкивает российскую буржуазию к более радикальному наступлению. Автор передовицы видит сопротивление. Он утверждает "Недовольство проявляется не столько в стремлении сменить или исправить власть, сколько в массовом желании как-то укрыться от ее инициатив". Это самое "массовое желание укрыться" и есть растерянность и дезорганизованность, но не власти, а общества. Подходя чисто анархистски, рассказывая будто "...сами участники происходящего (стихийного сопротивления) порой не осознают политический смысл собственных действий, лишь делает их выступление еще более массовым и эффективным". Автор передовицы вносит ещё больший разброд в умы тех, кто всё-таки созрел для борьбы. Подумайте только, общество прячется, общество дезорганизованно, несознательно но...это делает стихийное сопротивление ещё более массовым и эффективным! Возможно, советскому командованию следовало распустить армию в 1941, может быть мы скорее дошли бы до Берлина...

"Ожидание экономического краха превращается в своего рода коллективный невроз, затрагивающий в равной степени верхи и низы, независимо от того, насколько они отдают себе отчет в причинах своего дискомфортного состояния", - говорит нам передовица в предпоследнем абзаце. Ожидание экономического краха происходит по разному. Правящий класс готовится к политическому кризису, укрепляя систему полиции и внутренних войск, проводя те самые реформы, которые объявлены передовицей "Рабкора" "административно-лингвистическим упражнением", производит политическую мобилизацию, объединяя наличные силы во "Фронт", группировки буржуазии сговариваются насчёт раздела парламента, для промышленника Прохорова в 2009 году зарегистрирована партия "Правое дело". Что же делает класс рабочий и мелкая буржуазия, которая не идёт за КПРФ, а идёт за либералами?

Очевидно, надеясь на спад кризиса и новый подъём экономики в 2010 году, левые и профсоюзы создали реформистскую партию "РОТ Фронт". Единственной надеждой этой партии могло быть только развитие забастовочной борьбы рабочего класса на фоне экономического подъёма, втягивания широких слоёв трудящихся в экономическую борьбу. Новый виток кризиса помешал этому. Без массовой поддержки трудовых коллективов РОТ Фронт тоже ждёт лучшей конъюнктуры для развития тред-юнионистской борьбы.

Наиболее радикальные либералы ("Другая россия"), тоже ждут. Они ждут выборов, надеясь повторить подъём 2007-го, но взять реванш. Этот реванш сомнителен.

Правящий класс не ждёт. Он готовится и к выборам, и к возможным массовым выступлениям. На случай последних ещё в период первой волны кризиса обновлён парк технических средств внутренних войск и полиции. Главным моментом политической подготовки режима являются переговоры двух групп российской буржуазии. У власти в России находятся сырьевики. Им, к примеру, ни к чему введение 60-часовой рабочей недели - это только способствует росту протестных настроений, прибыли от этого для них мало. Другая часть российских империалистов, производственники, заинтересованы в 60-часовой рабочей неделе. Это всего один, но замечательный пример объективных противоречий в правящем классе России. Сырьевики допустили производственников до участия в выборах, в 2009 зарегистрирована партия "Правое дело". На публику сырьевики говорят об отсутствии избирателей у "Правого дела". Мы же знаем - количество избирателей в буржуазных демократиях в периоды политической дезорганизованности масс прямо пропорциональны количеству денег, затрачиваемых на избирательные кампании. Денег у Прохорова достаточно. Он со своей 60-часовой рабочей неделей и повышением пенсионного возраста запросто уведёт частных предпринимателей у радикалов и КПРФ, вынужденной балансировать между мелкой буржуазией и рабочими.

Переживаемый период - это период реакции и затишься. Очередные выборы вряд ли будут порогом, как и новый виток кризиса. Экономический крах не означает одновременно крах политический. Последний нужно подготовить. А подготовка политического краха крупной буржуазии - социалистической или демократической революции, - должна происходить уже теперь. Периоды реакции не для того должны служить, чтобы слагать силы различным партиям и классам - это сложение происходит в момент борьбы. Периоды реакции должны служить разработке теории, пропаганде и агитации за чистую политическую линию определённого класса. Рабочему классу сейчас нужно воспитываться в духе самостоятельности, а не компромисса и манёвра. Компромиссу и манёвру его научит подъём и массовое столкновение с буржуазией. Сейчас рабочий человек ищет объясения тем процессам, которые происходят в обществе, ему нужно знать кто он и с кем он политически, каковы его политические интересы. В этом частью кроется и рост за последнее время национализма. Пока левые занимаются беспринципным объединением и политическим маневрированием, национализм объясняет рабочему, что он русский и его интересы - это интересы русской нации.

Наша задача не ждать перемен, не надеяться на то что перемены произойдут сами собой. Такие перемены возможны только в худшую сторону. Сейчас необходима упорная теоретическая работа по разработке чисто пролетарской социалистической программы, размежевание, а не соединение, с либералами, анархистами и националистами. Наш лозунг "Рабочий класс" сейчас выступает против лозунга "Народ". Чтобы иметь возможность вступать в коалиции и по-настоящему возглавить все промежуточные классы, мы должны иметь за собой партию рабочих, осознающих свои стратегические классовые интересы. Иначе рабочий класс будет плестись в хвосте "народных" партий либералов и националистов. Возможно рабочему классу предстоит пройти не одну демократическую революцию прежде, чем у него хватит сил взять власть. Тем глубже будут эти революции, чем яснее рабочие будут понимать свои интересы и границу, отделяющую общедемократические интересы от интересов рабочего класса, тем скорее наступит и торжество социалистической революции.

КПРФ(как и другие "коммунистические" партии бышего СССР) любят сравнивать выборы любого масштаба с "последней битвой". Всякий раз эта последняя битва, вызывая воодушевление и надежды немногих, заканчивается разочарованием. Так прошло 20 последних лет. "Без труда не выловишь рыбку из пруда" - это следовало бы помнить тем, кто предлагает смириться в ожидании.