Друг в спину: Чего мы ожидаем от Китая и чего не получаем
На модерации
Отложенный
Отношения Москвы и Пекина, как у большинства современных супружеских пар. Один любит, другой позволяет себя любить и пользуется партнёрским расположением напропалую. Вопрос лишь в том, насколько крепким может быть такой союз и не закончится ли дело скандальным разводом?
Пекин и Москва взаимодействуют, «стоя друг к другу спиной к спине», как охарактеризовал положение дел в китайско-российских взаимоотношениях председатель КНР Си Цзиньпин. То есть изначально мы обещали друг другу прикрывать тылы. Никто не обещал поцелуев в дёсны. Но и разрыв экономических нитей (приостановка банковских взаимодействий и отказ от поставки электроники) тоже становится неожиданностью.
Сказано было ещё в феврале, но чем дольше продолжается украинская спецоперация и чем больше вводит антироссийских санкций коллективный Запад, тем подозрительнее, что же на самом деле имел в виду председатель Си.
Мы им – «газики», они нам – тазики
Дружба с Китаем и правда выходит какая-то неоднозначная. Кто-то скажет – неадекватная. Да, Пекин наращивает поставки российского газа и электричества, в значительной мере занимая высвобождающуюся после отказа европейцев от наших энергоносителей нишу. И это, казалось бы, нам только на руку. Но платят китайцы чуть ли не вчетверо меньше, покупая энергоресурсы намного ниже их рыночной стоимости. Как-то это не совсем по-товарищески. Да ещё в непростые для нас времена, отчего возникают нехорошие ассоциации. Если утрированно: голодная женщина в блокадном Ленинграде выносит на барахолку семейную реликвию, чтобы, продав её, купить хлеба и накормить детей. А выжига-перекупщик, воспользовавшись её бедой, желает заполучить вещицу за бесценок. Приговаривая: «Ладно, прибавлю копейку, так и быть, по-товарищески».
А теперь без утрирования. У Китая есть планы по возвращению в родную гавань Тайваня. Между прочим китайские ура-патриоты девятый год пеняют председателю Си на то, что Россия смогла вернуть Крым, а нам- де слабо. И лидеру нечем крыть. При этом, в общем-то, ни для кого не секрет, что при всей рекордной численности и оснащённости Народно-освободительной армии Китая её реальная боеспособность – под большим вопросом. Раньше было клише о хрупком «терракотовом воинстве». Каковы они в бою сейчас - никто не знает, давненько КПК топит за рост комфорта и благоденствия Поднебесной, обходя горячие точки. В 2019 году, когда вопрос о воссоединении окончательно встал ребром, китайские партнёры в рамках Шанхайской организации сотрудничества попросили о дружеской услуге – полетать вместе с ними у тайваньской границы. Как бы для вящей представительности. И вот уже три года, как наши военные лётчики совместно с китайцами «кошмарят» их соседей – чаще, правда, Сеул, нежели Тайбэй. В конце мая состоялся четвёртый такой совместный полёт. Стоит процитировать сообщение Минобороны России: авиагруппа в составе стратегических ракетоносцев Ту-95МС и китайских стратегических бомбардировщиков Хун-6К осуществила воздушное патрулирование «на фоне обмена заявлениями между Пекином и Вашингтоном по поводу Тайваня». Ту-95МС – компонент ядерной триады, чтобы вы понимали. И их появление у берегов Тайваня пока только жест, но весьма серьёзный. С явным заделом на будущее – и впрямь, как бы не пришлось в скором времени подставлять плечо китайским товарищам, если они всё же решатся на спецоперацию по крымским лекалам.
Да, китайские партнёры не остались в долгу. Во время выступления Владимира Зеленского на экономическом форуме в Давосе китайская делегация покинула зал – сразу после его выступления. «Аплодировали стоя все, за исключением делегации из Китая, члены которой просидели всё время оваций, а потом они вышли, – сообщает CNN. – Тем самым делегация послала чёткий сигнал. Они не поддерживают Украину, они не поддерживают Зеленского». Ну, как смогли, так и отдарились, вы же понимаете. Всё бы ничего, но позднее в Пекине опровергли сообщение CNN – китайская делегация в момент выступления Зеленского, оказывается, была на переговорах и демаршей не проводила, а телевизионщики вместо неё показали делегацию из Вьетнама. Перепутали, неучи! В общем, всё как во времена «Сталина и Мао – братьев навек»: мы им – «газики», советские грузовики и внедорожники, а они нам – тазики. И разный ширпотреб вроде ярких расписных термосов. Мы – совместное патрулирование и ядерные ракетоносцы, а они – не пришли посмотреть на Зеленского. Ничего не меняется в этой нашей дружбе народов.
А ведь наше военное сотрудничество могло быть по-настоящему серьёзным и, что немаловажно, двусторонним. Хотя бы таким, как у Москвы и Дели. Индусы, правда, не закупают у нас по дешёвке столько же энергоносителей, сколько Китай, зато индийская армия на 70% укомплектована российской и советской техникой. А что там с российско-китайским военным партнёрством? Слышали о каких-то реализованных совместных проектах? Оно есть вообще, это военное партнёрство?
«Если друг оказался вдруг…»
На постсоветском пространстве у Пекина имеются два форпоста – Белоруссия и Казахстан. Правда, когда припекает, как у казахов в январе, китайцы предпочитают пропускать Россию вперёд – наводить порядок. А сами стоят в сторонке. В Белоруссии во время последних президентских выборов мы наблюдали то же самое. Казалось бы, если Пекин не рискует напрямую делиться с нами технологиями, опасаясь оказаться под санкциями, легко и просто прибегнуть к «прокладкам», не важно, казахской или белорусской – затем они и нужны. Но что мы видим? Астана принимает российских противников спецоперации, мало того, предоставляет им публичные трибуны в печатной прессе и на ТВ. При формальном нейтралитете страны (и её очевидной зависимости от пекинских товарищей) – действия Москвы в украинском конфликте огульно осуждают и критикуют. Но это ещё не всё. Возникают многочисленные конфликты интересов – по железнодорожным перевозкам, ограничению транзита товаров через Казахстан, решению Астаны учредить свой собственный сорт нефти (в смеси с российской URALS). Конец этим нарастающим как снежный ком конфликтам мог бы положить один грозный окрик из Пекина, один недовольный взгляд. Но китайцы помалкивают. Одобряют? А почему? Не потому ли, что они закреплялись на постсоветских территориях вовсе не затем, чтобы потворствовать российским интересам? Вот и проводимая Александром Лукашенко политика той же самой природы. Объявить о широком военном сотрудничестве с Москвой и не явиться на спецоперацию – просто так, что ли, Россия свернула своё наступление под Киевом и Черниговом? Вообще-то от Лукашенко ожидали, что белорусская военная группировка численностью в 15 тыс. штыков выступит из Бреста на юг, чтобы блокировать украинско-польскую границу, не позволяя коллективному Западу снабжать Киев техникой и боеприпасами. Вместо этого Лукашенко лишь переоделся в мундир и грозно пошевелил усами. Не потому ли, что Пекин не одобрил военного решения украинского вопроса?
Китай балансирует «между желанием помочь России и боязнью жёсткой реакции на это Запада», – отмечает в «Независимой газете» Константин Ремчуков. Надо же, сколь непростой дуализм! Но мы-то не балансируем, мы-то поднимаем в воздух наши ядерные ракетоносцы и летим совместно патрулировать границу с Тайванем!
И отгружаем в Китай энергоносители – за бесценок и сколько попросят. А тем временем «председатель КНР поручил своим советникам придумать, как оказать России финансовую помощь, при этом не нарушая санкций Запада», сообщает Washington Post. «Пекин находится в затруднительном положении, – растолковывает Ремчуков американскую публикацию, – поскольку, с одной стороны, стремится помочь «своему важнейшему стратегическому партнёру», а с другой – опасается, что США и их союзники могут отрезать Китай от технологий и нанести удар по финансовой системе страны». А Москва тем временем рассчитывает на усиление китайской поддержки! Хотя бы на выполнение тех торговых обязательств, которые Пекин взял на себя ещё до украинской спецоперации.
Сказка про трусливого великана
В общем, слишком много парадной показухи и слишком мало реальных дел. «Годовой товарооборот между Россией и Китаем может достичь 200 млрд долларов к концу 2022 года», – летит впереди паровоза замминистра иностранных дел Игорь Моргулов. «Москве и Пекину предстоит укреплять сотрудничество как в традиционных областях, так и на новых направлениях, включая пятое поколение связи 5G и создание искусственного интеллекта», – вещает спецпредставитель правительства КНР по делам Евразии Ли Хуэй. Оба выступления прозвучали на недавней 7-й международной конференции «Россия и Китай: сотрудничество в новую эпоху». Позвенели в колокола, сфотографировались на память – и будя! А тем временем в парке у дома-музея Ленина в Горках состоялась торжественная церемония закладки Аллеи российско-китайской дружбы. Позировали с лопатами председатель КПРФ Геннадий Зюганов и чрезвычайный и полномочный посол КНР Чжан Ханьхуэй. И это, пожалуй, единственный зримый итог российско-китайской дружбы, где слово «дружба» не манипуляция.
Почему так, а не по-другому? Да потому, что китайцы реально оценивают возможности США применительно к их стране. Чуть оступился – и может быть больно. В конце мая Financial Times, пожалуй, впервые всё разложила по полочкам, сообщая об экстренном совещании в Пекине представителей Центробанка и Минфина с местными банкирами. «Китайцы опасаются, что в случае регионального военного конфликта или другого кризисного события США поступят с ними так же, как с Россией». Ларчик, как видите, открывается просто. «Комиссия по регулированию ценных бумаг пыталась выяснить у банкиров, как обезопасить зарубежные активы, в первую очередь золотовалютные резервы на 3,2 трлн долларов. Никто из присутствовавших не смог дать внятного ответа. Банковская система КНР не готова к заморозке средств или отключению от SWIFT». Золотовалютные резервы Пекина – крупнейшие в мире, куда там американцам с их 142 миллиардами. В последнее время китайцы наращивают долю золота, избавляясь при этом от долларов (вместо них покупают евро) и ценных бумаг США. Но пройти тем же путём, каким Россия идёт четвёртый месяц, китайские элиты боятся. Попробуй поделись технологиями с Москвой – а ну как узнают в Вашингтоне?! А то, что узнают, – и к бабке не ходи. Свежая новость от той же Financial Times: министерство торговли США проводит расследование касательно поставок вьетнамских сварных труб. Вьетнам якобы закупает в Китае горячий прокат, из которого делает трубы, и отправляет их в США в обход пошлин. Может, на эти уловки за океаном посмотрели бы сквозь пальцы, но в свете проблем с Пекином в Вашингтоне рассудили, что Вьетнам тем самым «оказывает помощь китайским компаниям». А это строго наказуемо. Сегодня пострадали вьетнамские производители, а завтра засекут китайских – и точно так же подвергнут публичной порке. У Америки не забалуешь. И о какой помощи Москве с обходом санкций может идти речь?! Это же так опасно!
А пока что Вашингтон, на виду у Пекина пощёлкивая кнутом (наращивая поставки оружия Тайбэю и откровенно подстрекая Тайвань к украинскому сценарию бесконечных провокаций), не забывает показывать пряник. «Администрации президента Байдена предстоит проанализировать возможность отмены повышенных пошлин на импорт из Китая», – в интервью CNN сообщает министр торговли Джина Раймондо. Будете себя хорошо вести, китайцы, отменим пошлины на ввоз потребительских товаров. Обещанного, правда, три года ждут (хотя американцы вообще-то и сами заинтересованы в дешёвом китайском импорте). А мы ещё удивляемся, что дружба с Пекином у нас только на словах.
Накануне больших потрясений
Иногда думаешь: а может, это и хорошо, что партнёрство с китайцами у нас, скажем так, вялотекущее? Читаешь, к примеру, новость о построенном автомобильном мосте из Благовещенска в китайский Хэйхэ (стоимость проезда для россиян – 8700 в одну сторону, для китайцев, говорят, почему-то чуть ли не втрое дешевле). Но губернатор Василий Орлов всё равно очень рад: «Когда мост себя окупит (по концессионной модели это ожидается через 20 лет), цена снизится». Ещё больше рад бывший губернатор Александр Козлов: «Сегодня в моём родном Благовещенске исторический день! Я ждал его с 2016 года. Открыто автомобильное движение по мосту Россия – Китай! Там, где сейчас 20-километровый мостовой переход, ещё шесть лет назад не было даже подъездных дорог». Тянет спросить: а чему радуетесь-то? Тому, что китайской военной технике будет теперь где проехать?
В этом году пройдёт съезд КПК – на Западе уже полгода пишут о готовящемся «китайском путче» (так называется книга бывшего британского дипломата Роджера Гарсайда) условных западников против «маоиста» товарища Си. У Си довольно могущественные оппоненты – глава Госсовета Ли Кэцян, второй человек в КПК, член политбюро КПК Ван Ян – четвёртая по значимости фигура в иерархии. Условные китайские «либералы». При этом Ли давно метит в сменщики Си, а теперь на его стороне банкиры и крупные воротилы. А Си тем временем, не чуя опасности, чистит ряды руководящих работников. Только за последнюю неделю оказались под следствием главный прокурор Шанхайской прокуратуры, зампред постоянного комитета Народного собрания провинции Ляонин, бывший заместитель секретаря КПК по провинции Цзянсу и ещё несколько видных партийных бонз. Врагов у товарища Си многовато. Приходится балансировать, чтобы сохранять равновесие в сложной китайской системе власти. Куда там переть супротив США – свои же «либералы» снесут! А попавшие у Си под раздачу коррупционеры им в этом помогут.
Анатолий Несмиян, востоковед
– О нашем «партнёрстве» с Китаем можно разглагольствовать долго, но я, пожалуй, приведу лишь один, самый свежий, пример. Сбербанк с 7 июня «временно» перестал проводить расчёты в юанях. Сообщают, со ссылкой на работников call-центра Сбербанка, что данная ситуация возникла «из-за политики банка-корреспондента». Другими словами, неназванный банк в Китае, очевидно, принял решение либо отказаться вовсе, либо пересмотреть отношения с токсичным партнёром – ибо Сбербанк под санкциями. Зачем рисковать всем бизнесом из-за сравнительно небольшого оборота? Понятно, что решение банка согласовано с политическими властями Китая на максимально высоком уровне. Оно объясняется простым соображением: Китай заинтересован в конфликте России и Запада, что объективно привязывает Кремль именно к Пекину.
Комментарии