Красота сквозь века: как менялись времена и нравы
На модерации
Отложенный
Красота сквозь века: как менялись времена и нравы
Во все времена женщина стремилась быть прежде всего женщиной — прекрасной дамой, богиней красоты. Однако времена, как известно, меняются, меняются и нравы. Какими они были сто-двести-триста лет тому назад?
Первая косметика
art.biblioclub.ru
Неотъемлемый атрибут современной женщины — косметика — вещь сложная в своей кажущейся простоте. А если рассматривать средства повышения привлекательности в историческом контексте, это «лакмусовая бумажка», отражающая реалии той или иной эпохи.
XVII–XVIII столетия, Европа. Начало Нового времени с его революционной ломкой закостенелых феодальных порядков. Свобода, равенство, братство! Начало эмансипации. Эпоха Просвещения. Культ разума и естественности. На бледных лицах красавиц того времени появляется яркий и жизнерадостный румянец. Макияж перестал напоминать маску.
XIX век — эпоха «пара и железа» — индустриальная революция, и по всему миру стали появляться первые компании, специализирующиеся на производстве продуктов по уходу за телом, кожей, волосами.
В старой доброй Англии
artchive.ru
Английские пуритане считали, что косметика, ювелирные украшения, красивая прическа — главные признаки тщеславия. А это великий грех! Собственно, так считали англичане и в Средние века, такой же взгляд сохранялся и в начале XVII века. Но к середине того же столетия нравы, как водится, изменились.
Известный в то время английский врач и философ Джон Булуэр в своей работе «Антропометаморфозы», увидевшей свет в 1650 году, описывает все виды макияжа и косметики, которыми пользовались англичанки в то время.
И он был от них отнюдь не в восторге. Эти средства недостойны великой нации, ибо принадлежат неевропейским, а значит, примитивным культурам. Видимо, Джон Булуэр был консерватором, чье мировоззрение сложилось еще за несколько десятилетий до описываемых им новых веяний и моды. С другой стороны, мы видим, что процесс глобализации начался отнюдь не вчера, взаимопроникновение культур существовало, наверное, всегда.
К слову, недавно в нашей стране нашли захоронение, по всей видимости, знатной женщины, жены вождя одного из славянских племен, относящееся еще к догосударственной эпохе. Так вот облачена была она в китайское кимоно «made in China». Разумеется, из натурального шелка. Это сколько же тысяч верст проделало оно (при тех транспортных коммуникациях), прежде чем оказалось на плечах «гордой славянки»! Через руки скольких купцов прошло! И какую круглую сумму (в пересчете на современные деньги) выложил вождь-боярин-князь, чтобы одеть свою «боярыню» в китайские шелка?!
Красота требует жертв
Питер Рубенс «Женщина с зеркалом»
infourok.ru
historyextra.comОднако перенесемся вновь в старушку Европу на много веков вперед. В том же XVII столетии косметика приводила лишь к мимолетной красоте. Уделом женщины было быстрое увядание — уже к 25 годам. Тридцатилетние выглядели почти как старухи. Всё потому, что косметические средства содержали ядовитые вещества, да еще такие, как свинец или ртуть. В описываемое время не было лучшего скраба, чем купоросное масло, представляющее собой концентрированную серную кислоту — непоправимый вред не только коже, но и всему организму.
В XVII веке появились специальные шарики для умывания, которые делали из измельченного мыла, смешанного с травами, пряностями, маслом, к примеру, миндальным. Они не только обладали приятным ароматом, но и обеспечивали мягкий пилинг для кожи. Применяли и специальный крем, содержащий жиры, пчелиный воск и спермацет. Этот состав считается прародителем современного кольдкрема, обладающего насыщенной текстурой, которая идеально подходит для увлажнения и питания кожи.
Привилегия «голубых кровей»
stydiai.ru
Столетиями у женщин аристократических кровей был популярен бледный цвет лица, а вот женщины низших сословий применяли в качестве румян красную охру. Такой вид косметики ухитрялись получать из… мяса клешней речных раков. Для этого их высушивали, измельчали, а затем настаивали на спирте.
А вот рецепт румян из XVII столетия: смесь марены, мирры, ладана и шафрана, наносили на кожу и оставляли на ночь. И они не сходили несколько дней! Румяна наносили не только на щеки, но и на губы. Их смешивали с измельченным алебастром или гипсом, благодаря чему губы приобретали более четкие контуры.
Даже в нанесении макияжа существовала разница между элитой и средним классом. Если аристократы отдавали предпочтение толстому слою белил, широким полосам красных румян и мушкам, то представители буржуазии предпочитали румяна розовых оттенков, нанося их кругами. В XVIII веке косметику наносили не только женщины, но и мужчины. И это было маркером принадлежности к высшим слоям общества, к аристократическим кругам. Чем больше косметики употреблялось, тем респектабельнее был мужчина. Косметические продукты служили и прямой «косметической» цели — скрывали проявления возрастных изменений, болезней, воздействия солнца или недостатков кожи.
В этом же столетии и женщины, и мужчины «голубых кровей» украшали свои головы париками. Поэтому бытовала специальная помада для волос парика. Ее компоненты — очищенный свиной жир, воск; использовали и эфирные масла для придания этому средству изысканного аромата.
На промышленной основе
fashmag.ru
В XVIII веке изготовлением косметики стали заниматься мануфактуры. Появилась реклама в газетах, даже отдельные афиши, превозносившие прелести того или другого средства. Парфюмеры, к примеру, Жан-Мари Фарина (изобретатель кельнской воды, другими словами, одеколона) или Жан-Франсуа Убиган (поставщик самой Марии-Антуанетты), предлагали все средства: от духов и пудры до ароматической воды и перчаток. Косметика продавалась в утонченных фарфоровых сосудах. В Европе она сделалась доступной и популярной чуть ли не во всех слоях общества — стоимость, благодаря промышленному производству, стала куда более приемлемой, чем раньше. Увеличилось количество разновидностей ароматических веществ. Что касается технологии, широко использовались остатки от перегонки эфирных масел, а духи производили из спирта и ароматических веществ: цитрусовых, средиземноморских трав, роз, сассафраса, восточных пряностей, фиалок.
Галантный век
Красота сквозь века. Времена и нравы
Красота сквозь века. Времена и нравы
Красота сквозь века. Времена и нравы
Красота сквозь века. Времена и нравы
Красота сквозь века. Времена и нравы
Красота сквозь века. Времена и нравы
fishki.net
XVIII столетие называют галантным веком. Тогда воцарился настоящий культ прекрасной дамы. Французы братья Гонкуры в своей известной книге «Женщина в XVIII веке» прекрасно охарактеризовали этот золотой век женщины:
«В эпоху между 1700 и 1789 годом женщина не только единственная в своем роде пружина, которая все приводит в движение. Она кажется силой высшего порядка, королевой в области мысли. Она — идея, поставленная на вершине общества, к которой обращены все взоры и устремлены все сердца. Она — идол, перед которым люди склоняют колена, икона, на которую молятся. На женщину обращены все иллюзии и молитвы, все мечты и экстазы религии.
Женщина производит то, что обыкновенно производит религия: она заполняет умы и сердца».
Собственно, слова Гонкуров о Франции, но их можно отнести ко всем европейским странам. Повсюду царили законы галантности, различаясь только в большей или меньшей утонченности форм. В других странах все это выглядело, быть может, грубее и неуклюжее, нежели во Франции, как это зачастую бывает с копиями.
Сущность галантности заключалась в том, что женщина как воплощение чувственности взошла на престол самой жизни. Один из величайших мастеров по части галантности, опять же француз, граф Тилли, писал в своих мемуарах:
«Во Франции необходимо пустить в ход немало прилежания, ловкости, внешней искренности, игры и искусства, чтобы победить женщину, которую стоит победить. Приходится соблюдать формальности, из которых каждая одинаково важна и одинаково обязательна. Зато почти всегда есть возможность насладиться победой, если только нападающий не болван, а женщина, подвергшаяся нападению, не олицетворение добродетели».
Естественная красота и глобальный размах
moda.ru
В конце XVIII века зарождается романтизм с его стремлением к природе, к «естественности» нравов. Образцы искали в античности, в быте простых «пейзан». Уходят в прошлое роскошные юбки с фижмами, корсеты и тяжелая парча — в моду входят легкие ткани. Достоянием истории становятся как женские, так и мужские парики. В русской моде появляются платья, которые назывались «онегинскими», хотя первые из них были пошиты задолго до творения великого поэта.
XIX столетие — новая эпоха. Властителями дум стали «скромные» буржуа и вдохновляемый ими технический прогресс, который затронул буквально все стороны жизни. И конечно же, моду. Одежду производили уже в промышленных масштабах, она унифицировалась, что вполне укладывается и в нынешние тренды. В европейские костюмы облачаются закрытые прежде от западных ветров китайцы и арабы, турки и даже представители африканских племен.
В России с XIX столетия начинают регулярно выходить журналы мод, такие как «Московский Меркурий», «Модный вестник», «Всеобщий модный журнал», «Модный магазин». Даже художественно-литературные журналы «Библиотека для чтения», «Современник» помещают французские модели. Роскошные наряды русской аристократии по-прежнему привозят из Парижа или шьют по европейским модным образцам — костюм русской аристократии строго следовал во времени и в формах общему европейскому стилю.
В этот период блистали известные петербургские и московские швейные мастерские «Ломанов», «Г-жа Ольга», «Бризак», «Иванова», «Шансо».
Роскошь и изящество украшений
Портрет княгини Татьяны Александровны Юсуповой, Франц Кавер Винтерхальтер (1858)
«Неизвестная», Иван Крамской (1883)
Портрет Натальи Николаевны Пушкиной, Александр Брюллов (1832)
-
-
Мода XIX века уникальная в части украшений — такого их буйства, многообразия история моды больше не знала. Диадемы, гребни, ферроньерки, серьги, ожерелья, броши, браслеты, кольца — вот далеко не полный перечень предметов, дополнявших гардероб светской львицы. Драгоценности были сословной, фамильной, личной гордостью богатых людей и разделялись на парадные, в которых всегда было больше камней (парюры для волос, гребни, серьги, ожерелья, диадемы, колье, браслеты, кольца, пряжки), обычные — для визитов и небольших приемов дома (серьги, броши, браслеты, цепочки, кольца). Наконец, такие повседневные украшения, как брошки с флорентийской мозаикой, серьги с полудрагоценными камнями, и другие недорогие изделия носили повседневно.
И снова жертвы
okultureno.ru
Несмотря на то что женщины уже тогда встали на путь борьбы за свои права, женская мода целомудренна и стыдлива. К 1820-м годам в дамский гардероб возвращается корсет и только через столетие покинет одежные шкафы. Стремление достигнуть «идеальной» талии нередко приводило к трагедиям. Так, в 1859 году одна юная модница скончалась после бала из-за того, что три сжатых корсетом ребра вонзились ей в печень….
В 20-х годах XIX столетия фигура женщины напоминала песочные часы: округлые «вздутые» рукава, осиная талия, широкая юбка. Декольте платья почти полностью обнажает плечи. Открытая шея позволяет «выделить» голову, и в моду входят сложные, обычно приподнятые прически, которые, несмотря на помпезность, зачастую вызывали неудобство. Однако женскому терпению ради красоты не было предела.
В начале XX столетия и вплоть до известных событий 1917 года продолжалась мода на болезненную аристократическую бледность лица. Для этого применяли специальные кремы, грим и пудра. «Пат Ниппон» или «Япония» — с помощью этого средства лица «выбеливали» в стиле японских гейш. А чтобы кожа казалась еще белее и тоньше, женщины ухитрялись поверх грима наносить химическим карандашом синие вены. Даже там, где их не было от природы.
И это не единственное ухищрение, сопряженное даже с риском для здоровья. В описываемый период были модными цветочные запахи: ландыша, сирени, жасмина, лилий. Но они выветривались, а дамам хотелось пахнуть двадцать четыре часа в сутки. Ушлые торговцы косметикой предложили необычные духи, которые следовало применять внутривенно. Многим женщинам от таких инъекций становилось дурно. И известные эскулапы стали увещевать модниц со страниц журналов: «Милые дамы, не верьте шарлатанам! Не впрыскивайте в вены опасные растворы».
Впрочем, сомнительные косметические и прочие способы поддержания молодости, красоты и здоровья во множестве «водятся» и в наше время.
В начале XX столетия властно заявило о себе движение эмансипации. Символом подчиненности положения женщин был, собственно, костюм. Неудобный, со многими метрами ткани в длинных юбках, с корсетом и турнюром — полная противоположность удобному и рациональному мужскому костюму.
Первые предложения по реформированию женского костюма выдвинули американские феминистки Блумер и Джонс, попытавшись соединить женское платье с длинными панталонами. А носить мужской костюм первой еще в XIX веке стала французская писательница Жорж Санд. Впрочем, брюки ценили и наши соотечественницы — разночинки-«нигилистки», представлявшие революционное крыло молодежи. И это был настоящий «шок и трепет». Мало того что это «племя молодое незнакомое» ассоциировалось с бомбистами, так еще и девки их ходят в штанах, как мужики! Если даже в 70–80-е годы ХХ века ношение девушками джинсов вызывало резкое неприятие и осуждение не только «бабушек», но и дам среднего возраста, можно вообразить, какое смятение привносила такая мода за сто лет до того!
Но вернемся в начало XX века. Протесты вызывали и корсеты. Тогда эта деталь женского гардероба была особо вычурной, ради придания фигуре модного изгиба. Что приводило врачей того времени в ужас!
И слава богу, что сегодня мода не является предметом долгой и упорной борьбы. Вместе с тем мы видим давнюю тенденцию — повторение через тот или иной промежуток времени модных веяний из прошлого, которые, казалось бы, уже ушли безвозвратно. Что ж, лишний повод следить за новинками моды прошлого. Вполне может пригодиться. Да и сами экскурсы в историю красоты и моды весьма познавательны.
Комментарии
Спасибо, Светлана!