Патриарх Кирилл с кадрами решил всё

На модерации Отложенный

Властная вертикаль РПЦ зачищена до максимальной гладкости

Прошедший во вторник Синод Русской православной церкви произвел ошеломительные кадровые перестановки, которые даже затмили важные стратегические решения, продиктованные ситуацией в Украине. В мгновения ока лишился множества своих постов митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). Практически с первых дней патриаршества Кирилла он был и главным дипломатом, и главным богословом, и даже главной «медиазвездой» Московского патриархата. Иларион был ведущим голосом РПЦ на государственном телевидении России. Теперь он возглавит кафедру в Будапеште, хотя раньше ездил по всему свету, от Африки до Америки, отстаивая интересы русского православия.

Пришедший ему на смену на дипломатическом поприще митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний (Севрюк) в чем-то напоминает Илариона, но во многом отличается от него. И в этих отличиях, вероятно, кроется намек на новую стратегию Московского патриархата. Есть основания предполагать, что церковь идет след в след за государственной машиной России, во всем копируя ее политическую культуру и даже особенности бюрократического устройства.

В марте 2009 года, вскоре после интронизации патриарха Кирилла, многие обратили внимание на тот гигантский кредит доверия, который новый глава РПЦ предоставил Алфееву, приехавшему в Москву из Вены, где руководил епархией. Иларион возглавил и Отдел внешних церковных связей (ОВЦС), и Общецерковную аспирантуру и докторантуру, и стал викарием патриарха. Он быстро взбежал вверх по архиерейским ступенькам – от епископа до митрополита.

Сходство Алфеева и Севрюка забавно даже в деталях – оба были крещены в 11 лет. Антоний начинал как секретарь патриарха Кирилла, и его быстрая и успешная карьера проходила в лучших столицах Европы. С марта 2009 года он вырос с иеродиакона до митрополита. Отлично ориентируется в Риме и Ватикане. На своем трудовом пути он сменял многих сравнительно молодых ставленников патриарха, на которых Кирилл, вероятно, возлагал большие надежды, но потом они в чем-то утратили доверие главы РПЦ.

Сейчас Антоний потеснил второго после патриарха человека.

Митрополит Иларион, хоть и вознесся почти «до небес» в патриаршество Кирилла, еще до 2009 года был иерархом и стал узнаваемым представителем РПЦ. На всем протяжении церковно-дипломатической деятельности его выступления предваряли мнение патриарха. Однако в своей последней программе на телевидении Алфеев так прокомментировал автокефальные решения Собора Украинской православной церкви: «Конфликты, которые происходят на политическом поле и решаются в том числе военными средствами, очень существенно отличаются от тех конфликтов, которые происходят внутри семьи поместных православных церквей: наши внутренние конфликты, как я надеюсь, носят временный характер и будут уврачеваны раньше или позже». Но последовавший за этим Синод РПЦ, который и снял Алфеева, ответил украинцам подчинением крымских епархий непосредственно патриарху. При этом за Алфеевым тянется шлейф конфликтных эпизодов, скажем, перепалки с главой Константинопольской церкви.

Севрюк, конечно, не такая самостоятельная фигура, как Алфеев. Его зависимость от патриарха абсолютна. И пока что он не получил того уровня полномочий, которые были доверены некогда Илариону. Возможно, Кирилл не станет больше создавать «второго человека в РПЦ». Да и дипломатией, вероятно, он будет руководить лично, подражая президенту Российского государства.

Любопытно и то, что из Москвы удалили двух самых публичных и влиятельных митрополитов, сначала Тихона (Шевкунова), теперь Илариона. Многие считали их вероятными кандидатами на патриаршество после Кирилла. Тем самым глава РПЦ по-своему закрыл тему «трансфера власти», хотя патриаршество в отличие от руководства государством предполагается пожизненным.