Пророссийские политические силы Молдавии стремительно теряют влияние.
На модерации Отложенный Москва теряет прежние оппозиции
В Молдавии складывается ситуация, уникальная для местного политического ландшафта.
Долгие годы проевропейские и пророссийские политики (первые обычно располагались на правом фланге, а вторые на левом) здесь делили влияние и меняли друг друга во власти. Но сейчас те, кто открыто выступает за сотрудничество и диалог с Москвой, и даже те, кто после начала «специальной военной операции» на Украине нейтрально относится к России, стали резко терять позиции.
Этому способствуют несколько факторов.
В последние недели несколько партий левого толка получили болезненные удары от правоохранительной системы.
После задержания господина Додона социалисты провели несколько акций протеста «против диктатуры» проевропейской власти.
Страной сейчас, напомним, управляет президент Майя Санду, объявившая евроинтеграцию стратегической целью, и правительство, сформированное пропрезидентской партией «Действие и солидарность».
29 мая Партия социалистов вывела сторонников на протест в центр Кишинева к зданию парламента, напротив которого располагается высотка администрации президента. Акция, получившаяся блеклой и немногочисленной, не продемонстрировала способности левых мобилизовать людей. Ворота президентской администрации во время протеста были демонстративно распахнуты. Любопытно, что социалистов в их уличной активности не стала поддерживать Партия коммунистов — их партнер по парламентскому «Блоку коммунистов и социалистов» (вторая по численности фракция после правящей партии — 32 депутата из 101).
А уже 2 июня обыски прошли в главном офисе социалистов. Были изъяты документы.
В прокуратуре сообщили, что мероприятия проводились в рамках расследования дела о незаконном финансировании политического формирования.
В Telegram-каналы «утекли» документы, согласно которым, правоохранители интересуются почти всей первой линейкой Партии социалистов.
Параллельно по запросу прокуратуры были лишены депутатского иммунитета парламентарии от партии «Шор» — ее лидер бизнесмен Илан Шор и Марина Таубер. Первый еще три года назад сбежал в Израиль, опасаясь уголовного преследования, но продолжает оставаться депутатом. Вторая находится в Молдавии, и ей сейчас запрещено покидать страну. Госпожу Таубер и господина Шора обвиняют в причастности к отмыванию крупных денежных сумм.
Социалисты, коммунисты и партия «Шор» — самые яркие представители сил, которые принято считать пророссийскими или нейтрально относящимися к Москве. Непарламентские партии с похожими установками пока в республике особенно не заметны. Не в последнюю очередь на их активность повлияла ситуация на Украине: в Молдавии больше 40% считают действия Москвы против Киева ничем не спровоцированными.
Политический аналитик Стелла Жантуан в связи с этим констатирует: левый фланг оголен. «В том, что у России не осталось здесь партнеров или партий, с которыми можно было бы вести диалог, виновата не только война. Дело в не совсем правильно выбранной стратегии России по работе с партиями и диалогу с ними в Молдове. Россия подпитывала только пророссийские силы, и это привело к тому, что эта пророссийскость была дискредитирована пророссийскими же силами — социалистами, которые погрязли в скандалах», — отметила госпожа Жантуан в разговоре с «Ъ».
Глава кишиневского Balkan-centre Сергей Манастырлы в беседе с «Ъ» назвал ситуацию с Игорем Додоном и социалистами «натуральной зачисткой, которая преследует цель обеспечить социально-политическую стабильность и избежать появления организованной оппозиции внутри страны в случае изменения ситуации на границах Молдовы».
Он считает, что «в перспективе можно ожидать запрета Партии социалистов, которые на сегодняшний день являются единственной структурированной оппозиционной политической силой в стране».
«Все идет к тому, что в стране будут отсутствовать силы, выступающие хотя бы за диалог с Россией. Не говоря уже о тех, кто выступал бы за сближение с Москвой», — заключил Сергей Манастырлы.
Владимир Соловьев
Комментарии