Большая жатва: Россия вытесняет Украину с мирового рынка зерна
На модерации
Отложенный
Тема украинского зерна в последнее время обсуждается на международном уровне, а экспорт продовольствия через черноморские порты стал предметом политического торга. В то же время биржевые спекулянты делают на этой истории огромные деньги. Чьи интересы сошлись на украинском хлебе и чем может обернуться ситуация для России?
В последние годы Россия и Украина конкурировали друг с другом на мировом рынке зерна. Причём украинские фермеры ещё больше зависели от мирового рынка, чем российские. В стране выращивалось 20–30 млн тонн пшеницы, около 15–25 из них вывозилось на продажу. Теперь из-за трудностей с экспортом вся экономика украинского агросектора оказалась разрушена.
Хлеб не плывёт
Что касается пшеницы, то основными её покупателями – как российской, так и украинской – являлись одни и те же страны: это Египет, Индонезия и Турция. Однако в отличие от России Украина в своё время сделала ставку на кукурузу, попав в топ-4 крупнейших экспортёров этого продукта (вслед за США, Бразилией и Аргентиной). Здесь рынок сбыта уже другой – Китай, Европа, Корея. В последние годы Украина вывозила около 30 млн тонн кукурузы, что составляло примерно пятую часть всего глобального экспорта. Для внутреннего потребления оставалось около 5 млн тонн.
Понятно, что львиная доля аграрного экспорта Украины (как и России) шла через черноморские порты. После начала российской спецоперации они оказались заблокированы. Эксперты ООН утверждают, что на зерновых терминалах и уже погруженных судах заперто около 4,5 млн тонн зерна (это и пшеница, и кукуруза, и другие культуры). На прошлой неделе глава МИД России Сергей Лавров объявил, что Россия обеспечит свободный вывоз зерна по морю, если Украина разминирует свои территориальные воды. Но Киев в этом направлении действовать не спешит. Оно и понятно, командование ВСУ имеет основания опасаться, что после снятия минных заграждений может начаться штурм Одессы с моря. В свою очередь, с российской стороны высказываются опасения, что прибывающие за украинским зерном суда могут скрытно провозить вооружение. Турция вроде бы обещает обеспечить досмотр этих судов, но как в итоге всё сложится – предположить трудно.
Потому сейчас, пока глубоководные порты Украины закрыты для экспорта зерна, налаживаются новые логистические цепочки. К примеру, хлеб вывозят на речных баржах вверх по Дунаю, а также по железной дороге в Румынию, Молдову, Словакию, Венгрию и Польшу. Также обсуждался вопрос о том, чтобы наладить в Польше массовую перевалку украинского зерна на крупнотоннажные суда, но быстро это сделать не получится хотя бы из-за различия в железнодорожной колее. В итоге экспорт зерновых с Украины этой весной идёт вчетверо медленнее, чем в прошлые годы. Каждый месяц вывозится всего около 1 млн тонн вместо 4 миллионов.
Выгодная паника
Итоги аграрного года по зерновым принято подводить 1 июля, когда начинается уборочная кампания. Уже очевидно, что к этой дате Украина подойдёт с огромными запасами зерна на складах. По оценкам российских экспертов, они составят около 20 млн тонн. Это примерно соответствует внутреннему потреблению страны в последние годы. В теории, даже оставшись без урожая, Украина могла бы прокормить себя ещё год, даже не сея хлеб вообще. Однако Минобороны России отмечает острый дефицит продуктов, с которым столкнулось население Украины. Зерно на складах – это не то же самое, что продукты в магазинах. Тем более что усилия бизнеса и властей Украины сосредоточены на экспорте.
Между тем аналитики минсельхоза США понижают прогноз по экспорту зерновых с Украины по итогам текущего агросезона. Но падение выходит не катастрофическое. По пшенице – с 20 до 19 млн тонн, по кукурузе – с 27,5 до 23 млн тонн. Если верить цифрам американского минсельхоза, то ситуация на Украине не должна стать причиной мирового голода в ближайшие месяцы.
Сокращение экспорта не критично и легко перекрывается запасами, которые уже имеются в разных странах. Однако тему нехватки продуктов сейчас активно муссируют мировые СМИ и некоторые спикеры. Директор аналитической компании Gro intelligens Сара Менкер 21 мая выступила на заседании Совбеза ООН с заявлением, что пшеницы в мире осталось на 10 недель. Эксперты принялись перепроверять цифры, недоумевая, зачем делать такие заявления накануне уборочной кампании, если новый урожай в Северном полушарии подоспеет уже к концу июня. Тем временем биржевые спекулянты успели взвинтить цены на исторический максимум. Вскоре подоспели более оптимистичные расчёты, и котировки на торгах пошли вниз. Но кто-то наверняка успел заработать на резком скачке.
Голод - новая страшилка
Тем временем с трибун ООН продолжают звучать алармистские заявления. Эксперты ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединённых Наций) заявили, что в этом году от голода в связи с конфликтом на Украине умрут 13–15 млн человек. Правда, затем представители организации оговорились, что связь между голодными смертями в Африке и ситуацией на Украине не прямая. Свою роль сыграла и пандемия (в 2020 году от голода в мире умерли 811 млн человек), хотя и до неё не всё было ладно (в 2019-м голодная смерть одолела 690 млн человек). Помнится, в доковидную эпоху зелёные пытались возмущаться тем, что в западном мире на свалки выбрасывается столько продуктов, что можно было бы спасти от голода всю Африку. Теперь же заезженные стрелки перевели на Россию.
Здесь ещё нужно иметь в виду, что та же ФАО в прямом смысле слова зарабатывает на проблеме голода. Именно она получает и распределяет международное финансирование для гуманитарной помощи. Так что о проблеме голода функционеры ФАО говорят постоянно. Но именно сейчас их слова с особенной охотой подхватывают мировые СМИ. И неудивительно: тема голода сейчас объединила интересы двух мощных лоббистских групп, которые до сих пор враждовали на фоне экологической повестки. Это, с одной стороны, крупные землевладельцы и переработчики продуктов – старое аграрное лобби, а с другой – инвесторы в синтетическую еду. Их продукты ранее получались слишком дорогими, чтобы впрямую конкурировать с обычным хлебом и мясом, так что им приходилось педалировать тезис о том, что испускающие газы коровы вызывают глобальное потепление. Теперь же – на фоне угрозы мирового голода – эти противоречия снимаются. Африканцев можно накормить ГМО-соей с помощью международных кредитов, а европейцам предложить молекулярные бургеры по заоблачным ценам.
Что ждёт российский рынок продовольствия?
Недостаток зерновых точно не грозит. На днях президент анонсировал рекордный урожай в 130 млн тонн, 87 из которых приходится на пшеницу. Американский минсельхоз оценивает новый урожай российской пшеницы в 80 млн тонн против 75 годом ранее. Но толком непонятно, как американцы считают крымское зерно. И как в арифметику Москвы вписываются донбасские республики и Херсонская область – вопрос тоже открытый. На днях появилась информация, что из Херсонской области началась продажа зерна в Россию. Фермеры стараются освободить склады для нового урожая.
Между тем из России экспорт этой весной идёт ни шатко ни валко. Сказываются и пошлины, которые установила Москва, и политика западных компаний. Однако США на фоне роста мировых цен на продовольствие решили поддержать российский зерновой экспорт. На прошлой неделе постпред США при ООН Линда Томас-Гринфилд напомнила, что экспорт зерна из России не ограничен санкциями, и заверила, что готова раздать зернотрейдерам и страховщикам гарантийные письма, чтобы они не нервничали, занимаясь российским зерном. По прогнозам американского минсельхоза, в следующем агросезоне экспорт пшеницы с Украины сократится на 9 млн тонн, тогда как из России возрастёт на 6 млн тонн.
Иван Ромоданов
Комментарии