Про фильм времен застоя о Клаве К. - для детей и взрослых
На модерации
Отложенный
Natalie Efimova
Про фильм времен "застоя" о Клаве К. - для детей и взрослых
Недавно дочь спросила, что за фильм "В моей смерти прошу винить Клаву К". Название, мол, какое-то странное. Да уж - на фоне того, что в этой теме творит сейчас интернет, подумать можно черти что.
А тут утром получила возможность по каналу ОТР снова его оценить. И вдруг увидела, что снят он далеко не только для подростков. Это урок утешения всем, кто пережил неразделенную любовь и не смог смириться.
Впрочем, кто нынче вообще понимает - что такое любовь, если на экране народ меняет "партнеров", как перчатки. Потому что дом на Рублевке, потому что по бизнесу так надо. Вообще не обсуждается тема, что с этой рублевкой - даже если она миллион - в одну койку ложиться придется.
Хотя о чем я?
Лучше напомню о том, чем снова поразило меня сто раз пересмотренное в юности кино. Чему научило.
Начало и суть конфликта вы помните. А как выходил из смертельной ловушки любви совсем молодой человек? И вышел ли?
Когда его боль видит отец, на вопрос сына - что делать? - отвечает:
- Страдать.
- А я не умею, - с вызовом и непониманием отвечает сын.
- А что же ты тогда умеешь?
- Издеваешься... - шепчет парень, нервно расхаживая по комнате.
- "Анну Каренину" проходили? "Гамлета"? Пушкина, Лермонтова? Чему они тебя научили? Страдать он, видите ли, не умеет.
- ... ты мне совсем не дорогая;
милые такими не бывают…
Сердце от тоски оберегая,
зубы сжав, их молча забывают.
Отец читает стихи Николая Асеева.
- Забывают? - переспрашивает сын.
- Зубы сжав, их молча забывают, - повторяет отец. - Понял? Или ты будешь канючить, как в пошлых романсах "Саша, ты помнишь наши встречи"?
Разговор идет в полутьме, и глаз Сережи не видно.
Но так ли просто - сжать зубы. Клава как лава... Огненная. Это любовь.
А любовь не проходит. Это знает каждый, кто через нее проходил.
И даже в фильме для детей и подростков взрослые не пытаются их обмануть. Сергей понимает, что девочка Таня, которая все время рядом - прекрасный, самоотверженный, во всех отношениях необыкновенный человек. Работает сиделкой в больнице, где лежит ее мама, воспитывает младшую сестренку. И никому об этом не рассказывает. Не жалуется.
Представляете, к чему бы подвел эту пару современный сценарист? А Сережа просто просит ее поцеловать его. И она целует. Целомудренно в щеку. И он говорит
- Это не то.
- Конечно, не то, - вздыхает она. Но не потому что неправильно это сделала.
Родители берут его с собой в отпуск. В наши прекрасные родные края. Кругом вода, солнце, небо, новые впечатления.
Но ведь ясно же, о чем он думает. И о ком.
Однако по возвращении приходит домой к Тане.
- Клавкин ухажер? - встречает его бабушка.
- Бывший, - подумав, отвечает он.
И все мы в предвкушении ожидаемого конца. Потому что Сережа теперь гуляет с Таней. У нее умерла мама, она ушла из школы. Ей очень нужно рядом крепкое плечо. И он старательно соответствует.
Клава К. абсолютно исчезла с горизонта.
Исчезла ли?
Вот же она - идет им навстречу по аллее.
И сердце останавливается.
И жизнь замирает.
Но это ошибка.
Просто он в каждой девушке готов увидеть Ее.
Сережа заходит в зал, где бывшие одноклассники и учитель или руководитель местного ансамбля поет стихи Бориса Заходера:
Не бывает любви несчастной.
Может быть она горькой, трудной,
Безответной и безрассудной,
Может быть смертельно опасной.
Но несчастной любовь не бывает,
Даже если она убивает.
Тот, кто этого не усвоит,
И несчастной любви не стоит.
И он опять идет к обрыву. И снова стоит на краю.
А кто-то думает, наверное: ну что за дурачок? Есть же такая хорошая Таня. Положительная во всех отношениях. Явно влюбленная в него.
Что еще надо?
И фильм советский. У нас же, как принято нынче думать, в кино все было идеально. Залакировано. Сплошные "Кубанские казаки". Герой просто обязан пойти к положительной девушке. А то эта Клава - не пойми что.
Они встречаются, идут по той же аллее. И Клава просит у Сергея прощения.
- Понимаешь, это трудно объяснить. У нас всё не так получилось, всё могло быть иначе. Мы оба не виноваты.
- В чем?
- Ну, в общем, ты все время дарил мне себя. А Лаврик (счастливый соперник, очкарик, ботан) подарил мне меня. Понимаешь?
А любовь не про "понять - не понять". Она про "любит - не любит, плюнет - поцелует, к сердцу прижмет, к черту пошлет". И последнее нельзя ни принять, ни объяснить.
Но Сережа отвечает:
- Понимаю.
И возвращается на обрыв.
Какой-то не социалистический реализм. Где же выход? Где духоподъемный конец, безудержный оптимизм, в котором без конца упрекают серый советский конъюнктурный кинематограф?
Чуть было не сказала герою:
- Хоботов, это упадничество.
И тут увидела счастливые кадры! Если честно - совсем забыла, чем закончился фильм. А вы помните?
Зима, Сережа с Таней в парке. Она снимает шарфик, чтоб укутать ему шею.
Как делала в далеком детстве Клава К.
Сейчас они скажут друг другу прекрасные слова. И всё будет хорошо. Как надо.
Но почему-то эту улыбку сопровождают яростные минорные аккорды.
- Я люблю тебя, Таня, - говорит Сережа. А она вместо того, чтоб кинуться ему на шею и задушить в объятьях, вдруг отвечает:
- Так не бывает.
- Бывает, - настаивает он. Но Таня говорит:
- Ты всю жизнь будешь любить Клаву.
Добрая мудрая девочка. Она понимает, что каждую минуту, когда Сережа смотрит на нее, он видит другую.
Разве признаются в любви с таким выражением лица?
- Так не бывает, - пытается возразить он, хотя сам не верит тому, что говорит.
- Бывает, - отвечает Таня.
И уходит. Чего не делает, пожалуй, ни одна из современных героинь.
А он не кричит, не бежит ей вслед. Потому что знает - она права.
Два мудрых взрослых ребенка, способных не допустить роковую ошибку.
1979 год. Конец фильма.
Комментарии