Как Иван Грозный упустил шанс объединить славянские народы

На модерации Отложенный

Как Иван Грозный упустил шанс объединить славянские народы

 

В начале XVII века в Речь Посполитую пришло смутное время. В 1572 году ушёл из жизни король Сигизмунд II Август. Правившая с конца XIV века династия Ягеллонов прервалась. Страна оказалась на перепутье. У правившего в то время российского царя Ивана IV Грозного появилась отличная возможность окончательно решить проблемы в отношениях двух славянских держав в пользу России. Что же не позволило воплотить замыслы московского владыки в жизнь?

Неожиданная возможность

В Польше в порядке вещей была традиция приглашать на трон «иноземных» правителей, если умерший монарх не оставил после себя наследников. Поэтому после смерти бездетного короля Сигизмунда II польская шляхта и литовские магнаты приступили к поиску кандидата на польско-литовский трон.

Ситуацию усложняла идущая в тот период война Речи Посполитой с Россией за право обладания Ливонией. Это подтолкнуло литовских магнатов на смелый ход, который мог изменить до неузнаваемости всю европейскую историю. Они предъявили полякам претензии, что в конфликтах с московитами восточные литовские земли регулярно подвергаются разорению. В то же время шляхта от этих столкновений ничего не теряет. Поэтому литовские магнаты, среди которых было немало православных, хотели бы пересмотреть свои отношения с Россией, выйти из унии с Польшей и объединиться с восточным соседом.

 

Такие настроения импонировали Ивану Грозному, он был не против присоединить к себе бывшие русские земли.

Сложные переговоры

Решение о сближении с Россией не было продиктовано пророссийскими настроениями. Литовцы стремились лишь к переделу сфер влияния и прекращению военных конфликтов.

 

Поэтому делегация от литовской знати во главе с писарем великого княжества Литовского Михаилом Гарабурдой ожидаемо начала торг территориями.

Литва обещала поддержать кандидатуру сына Ивана Грозного Фёдора на польский престол. Взамен литовские переговорщики требовали уступить им смоленские, полоцкие, северские и ливонские земли.

Иван Грозный выдвинул встречные требования. Киев и Ливонию присоединить к России, за наследниками Фёдора закрепить исключительное право наследования короны Речи Посполитой.

Для литовской делегации это было неприемлемо. Переговоры окончательно зашли в тупик, когда литовцы поставили ещё одно условие – будущий монарх от России должен принять католицизм. Команда Гарабурды уехала домой ни с чем.

Для Ивана Грозного решение русско-польского вопроса было пределом мечтаний. До него это не удавалось ни одному монарху. Поэтому, поразмыслив, он снизил количество своих притязаний и поставил новые условия. Он обещал частично удовлетворить территориальные претензии Литвы, сохранить неприкосновенность католической веры. При отказе поляков поддержать эти требования, Иван Грозный выразил готовность стать правителем России и Литвы, поощряя раскол унии и прекращение существования Речи Посполитой в качестве единого государства. Если бы замысел Грозного удался, то раздел Польши наступил на два столетия раньше.

Однако момент был упущен. Литовцы скептически отнесли к идее сближения с Россией через объединение короны. Им были ближе традиции шляхетской «республики», поэтому они были готовы примириться со своим статусом окопного приграничья. К тому же активизировались западные претенденты на польский престол – австрийские Габсбурги и французские Валуа.

 

Пока литовцы вяло вели переговоры с русским царём, в Варшаве сейм избрал на трон Речи Посполитой принца Генриха Анжуйского.

Это ещё сильнее сблизило Польское государство с Западом. Теперь литовцы с поляками могли готовиться к военному противостоянию с восточным соседом, рассчитывая на поддержку французского флота.

Однако, не поправив Речью Посполитой и года, Генрих Анжуйский сбежал в Париж. Польский трон вновь стал вакантным. У Ивана Грозного вновь появился шанс на успех. Но и с новой делегацией он проявил неуступчивость. Его гордость задело требование признать с ним равенство магнатов Речи Посполитой. К тому же презрение «к убогой власти выборных королей», что было политической традицией соседнего государства, пересилило стремление к объединению западных и восточных русских земель.

 

В результате королём Речи Посполитой стал трансильванский воевода и вассал Османской империи Стефан Баторий.

Неуступчивая позиция Ивана Грозного привела вскоре к международной изоляции России. Результатом стал её разгром в Ливонской войне. А спустя некоторое время уже в России наступили смутные времена и уже поляки решали, кому из кандидатов сидеть на московском престоле.