Эхо войны: пулеметные колпаки 1941 года в усадьбе Михалково

На модерации Отложенный

Принято считать, что следы укрепленных позиций времен Великой Отечественной сохранились в Москве лишь в Битцевском лесопарке – природном заповеднике, нетронутом послевоенной застройкой. Но на самом деле шрамы 1941 года до сих пор видны и в других районах столицы – надо только внимательнее смотреть по сторонам. Например, артефакты в виде железобетонных пулеметных колпаков присутствуют в исторической усадьбе Михалково, на берегу Большого Головинского пруда.

 
 
Пулеметные колпаки на современной карте.
 
Пулеметные колпаки на современной карте.

Напомню, Московскую зону обороны (МЗО) создали по решению Государственного комитета обороны (ГКО) от 12 октября 1941 года. Столица готовилась встретить наступление вермахта на трех рубежах, включая городской. На схеме инженерных сооружений Московского укрепленного района (УР) №157, датированной 14 января 1942-го, хорошо видно, как плотно за короткое время кварталы нашпиговали фортификационными сооружениями: пулеметными и орудийными ДОТами, ДЗОТами, противотанковыми рвами, надолбами, баррикадами, проволочными заграждениями и прочими эскарпами. Да, не все построили в срок – синим цветом на карте отмечены незавершенные объекты. Однако масштаб трудового подвига и без них впечатляет.

 
 
Эхо войны: пулеметные колпаки 1941 года в усадьбе Михалково
 

Опять же по схеме видно, что основную позицию возвели на тогдашних окраинах – примерно по линии Окружной железной дороги – с активным использованием рельефа местности и естественных преград. Увеличим участок карты в районе станции Лихоборы, где до конца 1941 года успели организовать довольно мощный опорный пункт, в который интегрировали монументальные постройки исторической усадьбы Михалково, известной с конца 16 века, и суконной фабрики имени Петра Алексеева.

За эскарпом, надолбами и противотанковым рвом оборону здесь насытили пулеметными ДЗОТами, также на местности читаются ДЗОТ под 45-мм противотанковую пушку, открытые площадки 76-мм орудий и типовые железобетонные пулеметные колпаки в изобилии.
 
 
Эхо войны: пулеметные колпаки 1941 года в усадьбе Михалково
 

Любопытно, что фактическое расположение сохранившихся до наших дней огневых точек несколько отличается от указанного на схеме Московского УР. Это можно объяснить как погрешностью самой карты, так и определенными вольностями тех, кто вел непосредственные работы на местности – и в 1941 году, и в 2011-м, когда железобетонные конструкции достали буквально из-под земли и привели в относительный порядок. Хотя как минимум один колпак откопали именно там, где потом установили на благоустроенную площадку.

 

Понятно, за 80 с лишним лет территория усадьбы Михалково и берега Большого Головинского пруда претерпели немало изменений: парк благоустроили, деревья изрядно подросли. Однако сектора обстрела из пулеметных колпаков выглядят плюс-минус реальными.

 

Разумеется, вот так одиноко огневые точки не ставили.

Наоборот, тесно вплетали в систему траншей и ходов сообщений, которые за давностью лет совершенно исчезли. Зато теперь у нас есть возможность в деталях осмотреть конструкцию сооружений.

 
 
Эхо войны: пулеметные колпаки 1941 года в усадьбе Михалково
 

Устройство пулеметного колпака незатейливое, если не сказать примитивное. Это вам не полноценный ДОТ линии Сталина.

 
 
 
Залез в повоевавший 2-орудийный полукапонир линии Сталина
Moustank7 января

Зато войска получали недорогое и при этом эффективное средство фортификации, массовое производство которого не встречало затруднений. Армирующий сетчатый каркас из 6-8-мм стального прутка заливали в деревянной опалубке бетоном – вот и весь рецепт. Следы грубого способа изготовления отчетливо видны снаружи на корпусе, а внутри обшивка играла роль противоосколочного подбоя, поэтому ее не удаляли.

 
 
Эхо войны: пулеметные колпаки 1941 года в усадьбе Михалково
 
На выходе получался закрытый с одной стороны цилиндр диаметром 170 см (отсюда прозвища вроде «рупь семьдесят») и высотой 90 см со стенками толщиной 12-15 см и амбразурой, обеспечивающей угол обстрела в 60 градусов.

Оставалось только доставить колпак на позицию (хватало грузоподъемности обычной «Полуторки» ГАЗ-АА), установить на усиленное бревенчатым фундаментом или хотя бы столбами пулеметное гнездо, обсыпать со всех сторон и сверху грунтом, заполнить расчетом из двух человек со станковым пулеметом системы Максима – и огневая точка готова к бою.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Если верить докладу первого секретаря МК и МГК ВКП(б) Щербакова от 6 декабря 1941 года, под Москвой полностью закончили монтаж 629 колпаков, в самой столице – 217.

Эксперименты и боевая практика показали: обстрел одиночными винтовочными пулями конструкция держит хорошо, равно как и удары осколков; сосредоточенному автоматическому огню колпак сопротивляется сильно хуже; ну а попадания артиллерийских снарядов выводят укрепление из строя.

 
 
Эхо войны: пулеметные колпаки 1941 года в усадьбе Михалково
 

К счастью, городскому рубежу обороны Москвы так и не пришлось вступить в непосредственное наземное сражение с немецкими войсками – дело ограничилось авиационными налетами. А 5 декабря 1941 года началось контрнаступление Красной армии, вермахт отбросили от столицы. Однако до ликвидации Ржевского выступа угроза ее захвата оставалась реальной, поэтому МЗО расформировали лишь в 1943-м, оставив на память потомкам осколки экстренной фортификации, которую в пожарном порядке возводили всем миром в самый критический период Великой Отечественной войны.

 
 
Эхо войны: пулеметные колпаки 1941 года в усадьбе Михалково