Радж Капур...вспомним.

На модерации Отложенный

https://youtu.be/60LvQY9_A3g

    • Капур Радж

       

      Дата рождения: 14.12.1924

       

      Дата смерти: 2.06.1988

rk

Радж Капур. Filmfare Awards

(главная ежегодная кинопремия Индии за достижения в съемке фильмов на языке хинди. Filmfare, по значению, аналогична американскому «Оскару»): 1959 — за лучшую мужскую роль

— «Простофиля»1960 — за лучшую мужскую роль

— «В стране, где течёт Ганг»1964 — за лучшую режиссуру

— «Сангам»1970 — за лучшую режиссуру —

«Моё имя — клоун»1982 — за лучшую режиссуру — «Любовный недуг»1982 — за лучший фильм — «Любовный недуг»1985 — за лучший фильм

— «Ганг, твои воды замутились»1985 — за лучшую режиссуру

— «Ганг, твои воды замутились» Национальная кинопремия (Индия): 1955 — за лучший фильм на хинди

— «Господин 420»1960 — за лучший фильм на хинди

— «В стране, где течёт Ганг»Премия ассоциации бенгальских журналистов: 1964 — за лучшую режиссуру — «Сангам»1964 — за лучший индийский фильм — «Сангам»1964 — за лучший монтаж

— «Сангам»1967 — за лучшую мужскую роль — «Третья клятва»1971 — за лучшую мужскую роль — «Моё имя — клоун»1971 — за лучшую режиссуру — «Моё имя — клоун» Государственные награды: 1971 — Падма Бхушан1987

— Премия имени Дадасахеба ФалькеМеждународные премии: 1957 — Хрустальный глобус на кинофестивале в Карловых Варах — «Бодрствуйте!»

 

Радж Капур - биография и творчество

Радж Капур родился 14 декабря 1924 года в артистической семье. Его дед также был актером. Отец, Притхвирадж Капур, являлся владельцем и главным режиссером известного в Бомбее театра "Притхви-тиэтрс". Капур-старший сумел передать любовь к актерскому мастерству и своим сыновьям (у Раджа два брата - Шамми и Шаши).

На сцену Радж впервые вышел в шесть лет.

Позже он вспоминал: «В детстве я был очень толстым. Мать ставила мне в пример отца, который каждое утро делал зарядку, и давала с собой в школу только кусок омлета и лепешку. Но я любил поесть и всегда находил с друзьями места, где можно было хорошенько перекусить.»

В шесть лет отец впервые привел Раджа в театр, предупредив, чтобы он сидел неподвижно за кулисами и ничего не трогал. Мальчик послушался и не тронулся с места, даже когда мимо его уха просвистело тяжелое крепление от декорации, сорвавшееся сверху. В награду за храбрость Притхвирадж позволил ему выйти на сцену в вечернем спектакле, правда, нарядив девочкой и сунув в руки громадную куклу. Первое выступление Раджа окончилось провалом - увидев полный зал зрителей, он испугался и с громким ревом бросился бежать, волоча за собой куклу. Но уже тогда он испытал притягательность актерского успеха, заставившую его снова и снова пробовать свои силы на сцене.

"Притхви-тиэтрс" стал подлинной школой мастерства для будущей звезды. И хотя в труппе числилось около сотни актеров, пожалуй, именно к своим сыновьям Притхвирадж предъявлял самые жесткие требования. В театре Раджу приходилось быть не только актером, но и рабочим сцены, осветителем и уборщиком.  Только когда сыну исполнилось четырнадцать, он признал его достойным наследником своего дела. В этот день он торжественно сказал: «Сегодня люди говорят о тебе, как о сыне Притхвираджа, но придет время и они скажут: вот идет отец Раджа Капура. Это будет величайший день в моей жизни!» 

Три поколения Капуров. Притхвирадж, Радж и его сын Рандхир

Притхвирадж Капур, сильный, красивый человек, был потомком древнего клана воинов-кшатриев из Пенджаба. В своей работе он проявлял такую же решительность, как и его предки на поле боя - завоевывал внимание зрителей сильными эмоциями, а актеров муштровал, как солдат.

В отличие от отца, Радж свое будущее связал с искусством кино.

В 1945 году в Бомбее он познакомился с обворожительной Наргис. Радж подошел к дому актрисы Джадданбай, с которой по поручению отца должен был переговорить по поводу одного театрального проекта. На пороге появилась девушка изумительной красоты. Это была дочь Джадданбай - Наргис. "Наша встреча была предопределена свыше", - говорил позже Радж. Его бурный роман с Наргис лег в основу народной легенды...

В 1946 году Капур создает как режиссер свой первый фильм - "Огонь"

Слава к Капуру пришла с его третьей режиссерской работой. Это был легендарный "Бродяга". Для фильма долго отбирали исполнителей. Особенно трудно оказалось найти актера на роль судьи Рагуната, отца Раджа. В результате удалось уговорить сняться Притхвираджа.

Работа над "Бродягой" длилась почти три года: пришлось серьезно изучить индийскую классическую музыку и танцы, построить сложные, дорогостоящие декорации. Некоторые сцены снимались в павильонах хорошо оснащенных крупных студий.

Денег на завершение картины не хватило. Тогда Капур и Наргис начали сниматься в фильмах других кинокомпаний. Работа над "Бродягой" была продолжена.


В 1951 году фильм появился на экранах Индии и после оглушительного успеха начал свои странствия по свету. Картина получила приз на Каннском кинофестивале. Маленькую студию под Бомбеем стали посещать туристы из разных стран. О Радже Капуре в то время много говорили и писали.

В эту историю, расцвеченную по индийскому обычаю массой душещипательных
деталей и невероятных совпадений, Радж Капур вдохнул жизнь своим талантом. Его авара (бродяга) с его жизнелюбивым, неистребимым оптимизмом был наивно плутоват, стремителен, увертлив и вместе с тем по-человечески незащищен. Певец, танцор и остроумный акробат Радж Капур, восхищавший неожиданностью своих трюков, комедийным темпераментом, фантазией, смеясь, говорил о серьезном и горьком.

В 1955 году зрители присудили ему звание лучшего режиссера Индии за постановку сатирической комедии "Господин 420". Этот фильм, своего рода вариант "Бродяги" (тоже в двух сериях, с большим количеством песен и танцев), получил от Бенгальской ассоциации киножурналистов девять премий. Индийского актера часто сравнивали с Чаплиным. Одежда в стиле великого Чарли, шаркающая походка, застенчивые неловкие жесты, ранимость во взгляде - все это действовало очень сильно, вызывая зрительскую любовь.

"Мир Раджа Капура очень напоминает мир Чаплина с его несчастным героем, хитрым и простодушным, с его упитанными полицейскими, богатыми усатыми господами и прекрасными, всегда близкими к обмороку дамами", - писал французский киновед и критик Жорж Садуль.

И все-таки Капур нашел своего героя - Радж, несмотря на некоторые черты внешнего сходства с персонажем Чаплина, существенно от него отличался.

Капуру удалось создать образ, вобравший в себя лучшие черты индийского национального характера, и, кроме того, в отличие от Чарли,

Радж никогда не попадает в нелепые или смешные ситуации: он молод, красив, полон сил и обаяния... Это не подражание (постановщик "Бродяги" не видел первых фильмов Чарли Чаплина), а, как сказал тот же Садуль, скорее, "сходство, вызванное темпераментом".

Необыкновенному союзу Капура и Наргис суждено было распасться. Однажды, почти так же внезапно, как она появилась в жизни Капура, Наргис исчезла из нее. Выйдя замуж, она навсегда распрощалась со светом юпитеров.

Несмотря на обилие красавиц вокруг, Радж всю жизнь был предан жене Кришне...

Радж Капур с женой Кришной и Наргис на премьере "Господина-420"
Слева экранная жена, справа настоящая....)

Он писал о ней - "Кришна- моя Shakti (сила), идеальная женщина, которая самоотверженно сыграла роль моей второй половины. Она со мной и в горе и в радости. Она мой якорь. Не каждому повезло иметь такую жену, как Кришна. Но,с другой стороны, не у каждой женщины муж- Радж Капур!"

 Со дня основания «Радж Капур филмс» он был там режиссером, ведущим актером, администратором и даже завхозом. С его легкой руки кино в Индии стало приносить такую прибыль, что нельзя было терять ни минуты.
Много лет его рабочий день начинался в пять утра тарелкой овсянки, йогуртом с фруктами и чашкой крепкого чая. В семь он уже был на киностудии и тут же брался за работу. В середине дня, когда жара достигала пика, он уезжал в банки и госучреждения, добиваясь одного и того же - денег на новые фильмы. На студию возвращался к вечеру и выходил на съемочную площадку.
Он никогда не учил роли, но знал их наизусть. Не учился музыке, но прекрасно пел и играл чуть ли не на всех инструментах. Не брал уроки танцев, но танцевал, как артист балета. Когда его спрашивали, в чем секрет его успеха, он говорил: «Просто я очень люблю кино!»
Но постепенно и до него стало доходить, что времена изменились - его фильмы, его герои перестали привлекать публику. Вместо смеха сквозь слезы она требовала только смеха в веселых комедиях или только слез в душещипательных мелодрамах. Радж все чаще чувствовал себя стариком.

С середины 60-х Капур стал все больше склоняться к чистой мелодраме. Целых шесть лет он угрохал на съемки картины "Мое имя - клоун", которая должна была восприниматься как его художественная декларация.

Фильм вышел трехсерийный, с рекордной для индийского кино продолжительностью - 4 часа 15 минут. На съемки в Индию была вывезена из Советского Союза цирковая труппа в полном составе. И все усилия оказались напрасными - фильм с треском провалился в прокате.  Зрители не узнали своего любимца - фильм оказался слишком сложным, слишком затянутым, почти лишенным привычных шуток, песен и танцев. Результатом стал громкий провал. Две оставшиеся части «Клоуна» так и не были досняты.

Тогда Капукр начал снимать коммерческое кино. Самым успешным проектом стала мелодрамма "Бобби".
"Бобби" вышел на экраны в 1973 году и принес рекордную прибыль. Но именно тогда стала распадаться старая "команда". Пошел на полный разрыв Аббас, покончил жизнь самоубийством поэт-лирик Схаилендра, писавший для фильмов Капура простые, но удивительно мелодичные стихи, внезапно умер композитор Джанкишан, покинул студию давний партнер Капура Шанкар. Счастливые времена студии "Радж Капур филмз" безвозвратно уходили в прошлое.

Капур сумел, правда, выжить и без давних, испытанных помощников. Доказательство тому - кассовый успех фильмов "Мутный Ганг - река господня" (1985) и "Любовный недуг" (1982). У этих лент совершенно иное звучание, чем у тех, что принесли Капуру славу. От поэтического реализма он ушел в развлекательность с нарочитым, возбуждающим показом обнаженного женского тела. Хотя иногда прежний дух давал себя знать. О том, что он не исчез окончательно, свидетельствует начатая, но так и оставшаяся незавершенной, картина "Ханна". Благодаря ей возрождался давно расторгнутый союз с Аббасом. И, судя по всему, возрождалась былая одержимость, целеустремленность. Тем более все смелее заявляли о себе в качестве актеров и режиссеров его сыновья Рандхир, Риши и Раджив.

В 1988 году Капуру присудили премию имени основателя индийского кино Дадасахеба Пхалке за вклад в кинематограф. Его радость безгранична. Он очень хотел стать лауреатом премии Дадасахеба Пхалке, присуждаемой лучшим кинематографистам Индии. Наконец узнал, что такое решение в руководстве страны принято.
Его пригласили на торжественную церемонию. А само это действо, на котором присутствуют все первые лица страны, проводится в соответствии со строжайшим протоколом: с каждым из награждаемых заранее репетируют - куда идти, где остановиться... В день награждения, 2 мая, он с утра испытывает некоторое недомогание. И все же Радж едет на церемонию.  … Вот назвали его имя, а Радж не может встать: сердце прихватило!

В знак особого уважения к артисту президент Индии Р. Венкатараман спускается с трибуны, чтобы лично вручить ему награду. Гремят аплодисменты. А минуту спустя актер теряет сознание и падает, потеряв сознание.

Его перевезли в самую современную клинику в Нью-Дели, но вердикт врачей был неутешителен. От него не отходила верная Кришна, которая по-прежнему не давала интервью. Рядом с ней были Риши, Рандхир и Раджив, известные кинорежиссеры.  У окон больницы, где умирал артист, дежурили тысячи людей. Уходил Мастер, и вместе с ним уходила целая эпоха индийского кинематографа.

Радж Капур умер рано утром 3 июня 1988 года. Его смерть не заметили ни в Советском Союзе, сотрясаемом перестройкой, ни на Западе, где к новому индийскому искусству по традиции относились свысока. Да и в Болливуде мало кто из новых кумиров вспомнил того, кто выдал им путевку в жизнь. Зато простые индийцы еще много месяцев засыпали цветами то место на берегу Ганга, где по древнему обычаю был развеян прах Капура. Они вспоминали того, чьи фильмы на протяжении десятилетий внушали им надежду и желание жить. Того, кто, оставив позади славу, богатство и роскошь, шагнул в вечность тем же бродягой, грустным клоуном с веселой нарисованной улыбкой.

"Нет, Радж Капур не умер, - писали газеты, - потому что великие люди не умирают. Они бессмертны! Радж Капур будет вечно жить в наших сердцах".

"Клан" Капуров.

Радж Капур оставил в наследство не только большое количество фильмов, он еще и отец большого семейства. У него и его жены Кишны Радж Капур пятеро детей - три сына - Рандхир, Риши, Раджив и две дочери - Риту и Рима. Радж Капур стал свидетелем того, как три его сына стали профессиональными актерами - Рандхир Капур режиссер, Риши Капур актер, а Раджив Капур и актер и режиссер. 

Радж Капур снялся в восьмидесяти фильмах. Он сумел не только завоевать, но и на долгие годы сохранить зрительские симпатии. Десятилетиями удерживаться на гребне успеха в стране, где ежегодно на экраны выходит несколько сотен новых фильмов, удается лишь немногим. Радж Капур, некоронованный король индийского экрана, как его называли журналисты, был одним из избранных.