Замкнутый русский мирок
На модерации
Отложенный
Архиерейский собор Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), на котором будет избран ее новый глава, состоится в середине сентября. Выборы связаны с кончиной прежнего первоиерарха зарубежников митрополита Илариона (Капрала).
Согласно Уставу РПЦЗ, первоиерарх избирается «Собором епископов из наличного состава ее епископата пожизненно». Для победы необходимо простое большинство голосов. Голосовать обязаны все архиереи: или очно, или – из-за невозможности присутствовать на собрании – письменно. Кандидатуру выбранного первоиерарха РПЦЗ должен утвердить патриарх Московский и всея Руси Кирилл, поскольку Зарубежная церковь хоть и самоуправляемая, но представляет собой «неразрывную часть поместной Российской православной церкви». Так написано в ее Положении. В 2008 году после кончины митрополита Лавра (Шкурлы) его преемник митрополит Иларион (Капрал) был избран менее чем за 10 минут. За него отдали свои голоса 9 из 11 архиереев РПЦЗ. При этом трое епископов на Соборе отсутствовали, но предоставили свое мнение заранее.
Митрополит Марк (Арндт) – самый пожилой, но и самый влиятельный иерарх Зарубежной церкви.
Сегодня в РПЦЗ 12 архиереев: 11 епископов и один митрополит. Самому молодому из них 44 года. Это епископ Лондонский и Западно-Европейский Ириней (Стинберг). Самому пожилому – 81 год. Это митрополит Берлинский и Германский Марк (Арндт). В 2008-м митрополит Марк был в числе кандидатов на пост первоиерарха. Тогда за него проголосовали два члена Собора. И Марк, и Ириней – достаточно яркие фигуры, и оба не так давно вступали в конфликт с Парижской архиепископией, возглавляемой митрополитом Иоанном (Реннето) и присоединившейся к РПЦ в 2019 году.
Причиной нелюбви зарубежников к французскому собрату стало то, что 17 декабря 2020 года Реннето принял в число клириков архиепископии через простое сослужение грекокатолического священника Иакова Сименса, служившего в Уэльсе. 23 января 2021 года Стинберг запретил своему духовенству «участвовать в литургиях или иных церковных мероприятиях как с вышеупомянутым священнослужителем, так и каким-либо духовенством архиепархии на Британских островах». Из-за несогласия с этим запретом в августе 2021 года в архиепископию из РПЦЗ перешли 13 клириков из Великобритании вместе со своими приходами. В Нью-Йорке священников тут же запретили к служению. В Париже объяснили, что приняли их в связи с «неоднократными и настоятельными просьбами и прошениями, чтобы они могли жить в полноте благодати православной церкви». А в ноябре того же года митрополит Берлинский и Германский Марк (Арндт) также наложил вето на общение своего духовенства со священнослужителями архиепископии из-за того, что эта европейская юрисдикция, по его мнению, «нарушает церковные каноны на каждом шагу». В декабре 2021 года Ириней уже на Синоде РПЦ заявил о «неканонических действиях» парижского иерарха и даже выставил условие: представители РПЦЗ не поедут на Архиерейский собор в Москву, который планировалось провести в мае 2022 года, если ситуация не будет разрешена.
Конфликт был улажен лишь в феврале с.г., когда Реннето, вероятно, под давлением Московского патриархата «с целью сохранения мира, общения и единства церкви» отменил этот переход. При этом некоторые английские священнослужители так и остались запрещенными к служению в РПЦЗ.
Впрочем, еще задолго до перехода французов из-под омофора Константинопольского (Вселенского) патриарха Варфоломея в каноническую юрисдикцию РПЦ Арндт настаивал на том, чтобы всех православных верующих в Германии духовно окормлял только он и на вверенной ему территории не было иных юрисдикций РПЦ. Сейчас в Германии три русские юрисдикции: РПЦЗ, Московского патриархата и Парижской архиепископии. При этом Арндт, который не имеет русских корней, был одним из тех, кто приветствовал и активно содействовал восстановлению канонического единства РПЦ и РПЦЗ. Акт о воссоединении церквей был подписан в Москве 17 мая 2007 года.
Клобук митрополита Марк получил в декабре 2019 года за «особые заслуги перед Христовой церковью» и, если не брать первоиерарха, стал единственным митрополитом в РПЦЗ. После кончины Илариона (Капрала) решением архиереев был назначен местоблюстителем: возглавил Синод, ему было поручено временное окормление храмов, монастырей и церковных учреждений, имеющих статус непосредственного подчинения председателю Синода, а его имя стали упоминать за богослужениями во всех храмах русского зарубежья вслед за именем патриарха Кирилла. Получив временное назначение, зарубежный архиерей в интервью газете «Hannoverschen Allgemeinen Zeitung» 29 мая жестко осудил специальную военную операцию РФ, назвав ее «преступлением». Ранее в РПЦЗ подобных заявлений от иерархов слышно не было.
«С кандидатурами на руководство РПЦЗ не все так однозначно», – уверен первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Владыка Марк, если согласится – ведь ему много лет, – может быть избран как инерционная кандидатура, – рассуждал политолог в разговоре с «НГР». – У него прекрасные отношения с Московским патриархатом. Он из тех, кто еще при митрополите Лавре занимался переговорами о воссоединении церквей. Это все серьезные аргументы в его пользу. Однако, когда умер митрополит Лавр, Иларион (Капрал) изначально был основным кандидатом, а в отношении митрополита Марка сегодня этого нет. Помимо его имени называют имена архиепископа Монреальского и Канадского Гавриила (Чемодакова) и епископа Николая (Ольховского), который сейчас управляет епархией на Восточном побережье США. Так что варианты могут быть разные».
«Вообще у Зарубежной церкви есть выборность, и она зависит от расклада среди архиереев, – продолжает Макаркин. – Если вспомнить историю, то, когда уходил митрополит Анастасий (Грибановский), который незадолго до смерти сложил с себя полномочия главы РПЦЗ в середине 1960-х годов, два основных кандидата долгое время не могли получить необходимое большинство голосов. Это были епископ Иоанн (Максимович), который сейчас канонизирован, и епископ Никон (Рклицкий). За каждым из них были свои сторонники и партии. Но в итоге на предстоятельский престол избрали самого младшего по хиротонии – Филарета (Вознесенского). Он не был очень известен в церкви, но при этом не успел ни с кем начать какой-либо конфликт и поэтому стал компромиссной фигурой. Правда, для РПЦЗ это имело не очень хорошие последствия. Именно при Филарете произошла самоизоляция РПЦЗ. Она стала закрываться от внешнего мира, сближаться с греческими старостильниками, войдя в конфликт с Константинополем и Элладой». «Этот пример говорит о том, что решение Собора может быть непредсказуемым», – считает эксперт.
Однако, проводя параллель между Филаретом (Вознесенским) и Иринеем (Стинбергом), политолог полагает, что ситуация вряд ли повторится. «В случае со Стинбергом другая ситуация, чем была с Филаретом. Он уже успел засветиться в скандале с Парижской архиепископией, но самостоятельно разрешить его в собственной епархии не смог. Поэтому присоединился митрополит Марк, а потом и Московская патриархия. Спор был решен в пользу РПЦЗ, но это была победа скорее Марка, чем Иринея. Именно митрополит Марк смог отстоять интересы РПЦЗ, хотя конфликт касался приходов Стинберга».
В то же время Макаркин уверен: кто бы ни был избран главой РПЦЗ, отношения между церквами останутся неизменными. «Отношения могут быть более теплые, менее теплые, но каких-то больших изменений ожидать не приходится. Думаю, могут быть нюансы. Тот же владыка Гавриил (Чемодаков), например, одно время весьма скептически относился к воссоединению церквей. Потом, правда, он изменил свои взгляды. Но в какой-то момент на него очень рассчитывали противники объединения еще и потому, что епископ Гавриил был из старых зарубежников в отличие от Агафангела (Пашковского) – единственного архиерея РПЦЗ, который не принял воссоединения».
«При всем том, что могут быть какие-то нюансы, преемственность РПЦЗ сохранится, – считает политолог. – Во-первых, непонятна альтернатива: что, если не РПЦ? Изначально РПЦЗ была церковью, которая исходила из того, что она должна не адаптироваться к Западу, а сохранить свои русские корни и потом когда-нибудь вернуться на родину. Вернуться в полном объеме не удалось, а вот воссоединиться удалось. Более того, РПЦЗ – очень консервативная церковь. Ее более либеральная часть еще в межвоенный период ушла в Парижскую архиепископию к Евлогию (Георгиевскому). Выбора особо нет, потому что возвращение к статусу канонически неопределенной церкви – крайне некомфортный для всех вариант. Для РПЦЗ каноничность очень важна».
«Есть еще один значимый момент, – продолжает Макаркин. – Когда умирал владыка Лавр, то было много разговоров о том, что теперь РПЦ будет более активно вмешиваться в дела РПЦЗ. Этого, как мы видим, не произошло. РПЦЗ в то же время заняла вполне лояльную позицию в отношении патриарха Кирилла в нынешнем году. Она выступила значительно более лояльно, чем та же архиепископия. РПЦ не очень заинтересована в том, чтобы сильно вмешиваться в дела РПЦЗ и влиять на эту маленькую и довольно замкнутую церковь, которая живет по своим правилам. РПЦЗ это устраивает». «Но РПЦЗ потихоньку умирает. Приток прихожан небольшой. Они пытались когда-то его увеличить за счет миссии среди западных христиан. Были разные эксперименты, в том числе и богослужебные. Но все они кончились неудачей, а их организатор епископ Иероним (Шо) был отправлен в 2013 году на покой», – заключил эксперт.
Комментарии