Избирателю надо давать надежду

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Оптимизм — это самое мощное оружие в политике. Расскажу на примере.

Было в Америке два человека — Барри Голдуотер и Рональд Рейган. Про одного все до сих пор помнят, про другого — напрочь забыли. Между тем первый был идейным предшественником второго. Оба были консерваторами, выступавшими против «большого правительства», и антикоммунистами, настаивающими на жестком внешнеполитическом курсе. При всей своей идейной схожести, однако, с точки зрения стиля, эмоций и подбора слов они были полной противоположностью друг другу.

Голдуотер не улыбался, он был хмур и угрожал самим тембром своего голоса. Когда слушаешь его выступления, другой термин, кроме как «громыхал», даже подобрать сложно. Порой казалось, что еще чуть-чуть и сенатор начнет кричать подобно Гитлеру. Даже когда он начинал говорить о чем-то позитивном, через одно-два предложения все равно скатывался в негатив.

Рейган же, наоборот, едва начав говорить о проблеме, тут же уходил в позитивный оптимизм.

Условно говоря, там, где Голдуотер просто критиковал правительство, «предавшее базовые принципы, лежащие в основе нашей конституции», Рейган выражал надежду на то, что как только правительство прекратит нарушать эти самые базовые принципы, так Америка сразу и возродится. Все те проблемы, которые описывал, Рейган, представали временными и решаемыми. Они не пугали, а вдохновляли на действие. Ну и конечно, Рейган не забывал регулярно разряжать негатив с помощью улыбок и шуток.

Неудивительно, что при всем сходстве их политических платформ, результаты кандидатов оказались диаметрально противоположными. На президентских выборах 1964 года Голдуотер потерпел одно из самых сокрушительных поражений в американской истории, Рейган же спустя 16 лет одержал одну из самых убедительных побед.

Избирателя надо не только вгонять в депрессию с помощью апокалиптических образов будущего, но и давать ему надежду. Как говорят американские политтехнологи, find fear and offer hope. Правило, о котором российские оппозиционеры слишком часто забывают.

Собственно, именно поэтому я все это и написал.