Возможно, что египтяне не так уж и любили кошек...
На модерации
Отложенный
Итак, жили-были египтяне, а поскольку времена тогда были тяжелыми, то сам факт выживания цивилизации зависел от милости природы, ибо вопрос тогда стоял буквально так: «если у тебя есть сегодня что поесть – значит будем жить». Любое отсутствие зверушек на мясо или неурожай, любое неизвестное иммунной системе инфекционное или вирусное заболевание – до свидания. Вы же не задумывались откуда археологи находят всякие стоянки древних людей, заброшенные в кратчайшие сроки? Так что предкам жилось туго, а лучший подход в такой ситуации обратиться к старшим товарищам, а именно к Богам. Под божества абстрактное мышление тогда выбирало животных, да чтобы посвирепее. У кого были медведи – у того богами были бурые мишки. У египтян была фауна Африки. И египтяне первыми дошли до того, что «царь зверей – это лев», а значится символом воинственности должен стать именно этот хищник. Так что у египтян было куча богов с «кошачьими» головами – вот только это головы львов и львиц.
В Эрмитаже есть целый раздел Древнего Египта и там имеется древняя статуя богини войны Сехмет – кто скажет, что это голова обычной кошки – получит живительный бан. Вот так насмотрятся своих японских мультиков с видеоигровым персонажем Анкхой, а потом рассказывают, что в Египте изобрели кошкодевок.
Цивилизация росла, росло и богатство знати, значит можно не переживать за перекус и можно потратить пищу на что-то еще. Например, завести домашних животных да кого-нибудь крупного. Так что, да, египтяне первыми додумались держать дома что-нибудь из дикой природы и хвастаться этим перед окружающими. За знатью повторять решили и люди попроще. Ну, то есть держать дома гепарда всё-таки у простого работяги не выйдет. А вот домашнего-то кота (к тому времени уже были одомашнены кошки и собаки, так что задача была лишь притащить котенка в свой дом и кормить со своего стола - ваш дом всё-таки не амбар, сам он себе столько пропитания не достанет) завести можно. Всё-таки и жрет меньше, и царапается не так сильно. И это я только свойства работяги перечисляю, а домашний кот ведь еще и в быту полезней – отгоняет грызунов и змей, да еще и душевно мурчит.
Так кошка и стала частью стандартного египетского семейства. А как я уже приводил раньше примеры к тезису «быт определяет сознание», так и домашние кошки стали подтягиваться к сюжетам о великом. Вот, например, фреска, которая выглядит как «заяц морковкой успокаивает речного угря» - а на самом деле это бог Ра в образе рыжего кота поражает кинжалом бога Апопа (он же змеюка Апофис). И кошки стали приближаться к идее о том, что Боги способны вселяться в любых животных. Так что ваш домашний котик, нет, не стал божеством, а может стать сосудом для бога (считайте, живая икона), который решил посетить вашу семью и посмотреть, как вы живете. (Тут должна была идти шутка про то, что ночью в вашего котика может вселиться ацкий сотона, но потом кто-нибудь расценит это как оскорбление чувств верующих, заведших себе домашних животных, так что шутка была отправлена к шайтану).
Кошки также участвовали и в погребальных ритуалах египтян, чье верование устанавливалось на том, что после смерти они продолжат хорошо жить и в загробном мире, вместе со всем тем, что у них было и при земной жизни. Домашние животные были такой же частью земного мира, поэтому их охотно рисовали на погребальных фресках (А это вам не завести инстаграмм-аккаунт своего котика для лайков. Труд художников стоил денег, так что сюжет о своем питомце проговаривался заранее). Но дело не заканчивается одними рисунками. Котиков точно также мумифицировали и отправляли в загробный мир. На основе этого есть даже заявления о том, что «кошки почитались не хуже людей», но тут есть нюанс. Заключается он в исследовании костей кошачьих мумий, по которым можно узнать, что часть котиков определенно умерли не своей смертью, потому что характерность перелома шеи говорит вовсе не о неудачном паркуре, а скорее о ритуальном убийстве. Что опять-таки ставит под сомнения вопрос о том, что «кошек нельзя было убивать».
Но тут важно помнить о том, что Древний Египет существовал ни одну тысячу лет и имел разные эпохи расцвета, упадка, и всё это сопровождалось и культурными изменениями. Часть египетских божеств начали менять и свою ритуальную значимость, но что для нас важнее – они начали менять свой облик.
Говоря проще, чем ближе к нам, тем чаще египтяне стали упрощать художественный стиль кошачьих богов с львиного до вида обычной кошки. Что конкретно стало тому виной (лень скульпторов и художников, проведение социологического опроса о том, что кошачья морда на 47% привлекательнее львиной, просто кошачье ментальное воздействие на подсознание) нам неизвестно, но факт остается фактом – произошло «оказуаливание» божеств.
Больше всего досталось богине Бастет, которая изначально была львицей, а в итоге всё-таки стала прообразом кошкодевки, затмила собой другую богиню (Сехмет), и стала вообще олицетворять всё что угодно: «веселье, любовь, радость, женскую красоту, домашний очаг, защиту от болезней/злых духов/войны/авторов с дебильными смехуечками» - то есть специалист широкого профиля (а зачем вам молиться куче богов и строить кучу храмов, когда можно и совместить? - «Не лень, а оптимизация процессов»). Всё-таки про пользу кошек объяснить обывателю куда проще (да вы и сами в комментариях это можете объяснить) чем львов, да и в ритуалах кошку можно использовать совершенно спокойно, в отличие от попытки достать на ритуал льва (и еще раз напоминаю про "живую икону" - зачем идти в храм, когда можно просто покормить котика со стола и сказать "прими мой дар богине Бастете!"). Но опять-таки, образ богини изначально был львиный, а вот кошачьим его сделали египтяне значительно позже. А вот к тому, что Бастет стала именно кошачьим божеством, приложили руку еще и греки.
Жил такой грек как Геродот, нам известен как «отец истории», собственно, потому что он написал трактат «история», что во многом и повлияло на идею «записывать что-то полезное для потомков». Есть только один нюанс: сам трактат «история» не был посвящен «попыткам восстановления предыдущих событий ушедших времен с целью передачи их последующим поколениям». Нет, трактат «история» — это публицистика на тему «что есть интересного в мире сейчас и как я классно куда ездил на выходные». И именно Геродот описал праздник богини Бастет, и как египтяне его празднуют, и как вообще любят кошек, и что если кошка умерла, то это страшный траур, иди бровь сбривай, а Бастет сама кошкой и является. И то есть я не имею ничего против Геродотова труда, но оценивать Древний Египет по Геродоту, Рим по пьяным пересказам Тацита, а историю России по «путевым заметкам иностранцев»… Хотя, что это я? Как будто у нас много каких-то других источников! Тем более если я сейчас выскажу идею: «труд публицистов не подходит к описанию исторических событий», то нам тут вообще канал наш закрывать придется. Просто часть утверждений Геродота ученые опровергли, а часть ставят под сомнения. И тут даже не обвинение в том, что "Геродот всё выдумал" (но есть и такие обвинения, причем еще у Плутарха), а что сами египетские экскурсоводы греческого путешественника не шибко корректно понимали историю своего же народа.
Но тем не менее труд Геродота точно куда лучшее некоторых современных «историков». Я имею ввиду, когда я писал про значимость кошачьих в истории скандинавской мифологии, я уже указывал на то, как половина «популяризованных» значений на самом деле были написаны писателями-фентези из США конца 20-го века, и куда ближе к миру Толкиена, чем к реалиям мифологии средневековых скандинавов. Тут дело обстоит не хуже со всякими попытками «восстановить старые фрески и ритуалы». Я имею ввиду профессиональные историки не до конца понимают с чего это Бастет умудрилась подвинуть Сехмету и стать такой популярной (кроме как ребрендингом с львицы на кошку), а там уже начинают новых кошачьих богинь плодить. Лучше уж тогда на Геродота ровняться, тот хотя бы в праздниках знал толк.
В общем, подводя итог, кошки прекрасные и милые существа, полезные в быту и если история нам что и говорит, то первыми это заметили именно Древние Египтяне. Так любите же кошек, кошкодевок, и конечно же историю!
Автор - Александр Прохоров
Комментарии
Года три тому его собаки задрали. Три штуки, не отбиться. До сих пор вспоминаю.
А завести ещё одного не решаюсь. Вдруг, у внуков алергия на кошек. Куда тогда с ним!
А жаль.
Со своим играл голой рукой, стараясь легонько тюкнуть его в разные места. А он ложился на спину и старался цапнуть меня лапами. Когти ему не стриг и они, если ему удавалось, прошибали кожу довольно глубоко.. И он ещё зацепив руку когтями, впивался в неё зубами. Когда у него челюсти окрепли, это было довольно чувствительно. Когда он раза два так зацепит, то приходилось прекращать игру. Заживало не очень быстро, т.к. когти у него стерильностью не отличались. Но я даже и не думал на него сердиться. Всё по честному - надо самому быть проворнее. А вообще про котов у меня даже небольшой рассказик есть. Если совпадёт наличие свободного времени и желания то
https://proza.ru/2020/04/11/2284
А наш был молодой и очень привязчивый. Ни на шаг от меня. Ляжет на клавиатуру и все заканчивай...:) Но цепкий - это точно. Если проморгаешь, уцепится в тебя мертвой хваткой.
Вот под этим кто не подпишется. Особенно, про любите кошкодевок. А если чувствуете, что с кошкодевками не управитесь, то любите просто девок.
У меня Мейн Кун был. И любил я его за то, что это был настоящая зверюга. Я его стерилизовать даже не думал. А всем соседям по даче сразу заявил - если что, так алименты за Мурфа платить не собираюсь.:)))