Почему все священники в черной одежде?
На модерации
Отложенный
Обычай, в соответствии с которым священнослужители носят одежды черного цвета, сформировался в Церкви не сразу и не повсеместно. Так, в сочинении Палладия Еленопольского «Лавсаик», написанном в 419–420 годах и включающем в себя рассказы о жизни египетских монахов-пустынников, содержатся указания, что в некоторых монастырях одежда монахов имела белый цвет. «У аввы Аполлония в Фиваиде вместе одновременно жило около 500 братьев… Они имели общий стол и все облачались в белые одежды», — пишет автор. Как полагают историки, здесь и в других местах «Лавсаика», где говорится о внешнем виде монастырских братьев, речь идет об одежде из неокрашенного льна — простой и практичной.
Вместе с тем блаженный Иероним Стридонский, чье эпистолярное наследие относится ко второй половине IV века, пишет, что некоторые аскеты предпочитали носить одеяния темного цвета, который мог варьироваться от сероватого и коричневого до черного. Из его описания можно заключить, что обычай носить темную одежду был распространен преимущественно в западных областях Римской империи. Однако и на христианском Востоке в монашеской среде черные облачения уже в IV–V веках также получили широкое распространение. Многочисленные свидетельства о черной одежде монахов имеются во всем Восточном Средиземноморье, от Константинополя через Сирию, Палестину и вплоть до Египта. Хорошо известна черная одежда была и в персидском монашестве.
Фото Елены Добряковой
Исследователи считают, что черную одежду монахи унаследовали от греческих философов.
Тот же блаженный Иероним, рассказывая в одном из писем о своих римских впечатлениях, жалуется: «Мы не носим шелковых одеяний, поэтому и называемся монахами; если наша туника не белая, то тут же отовсюду слышится: это обманщик, это грек!» Греческих философов узнавали в Риме по черной накидке. По этой причине и монахов, облачавшихся во все черное, первое время насмешливо называли греками. Таким образом, черный цвет изначально указывал на некую инаковость, неотмирность человека, его увлеченность вещами, имеющими умозрительную, духовную природу. В монашеском осмыслении к этому добавились идеи бесстрастия, отречения от мира, причастности к горнему ангельскому житию. Так, в житии мучеников Галактиона и Епистимии говорится: «Он называет подобными ангелам тех, кто одет в черный паллий, тех, кто отверг мир и все мирское, хранит девство и стремится в жизни уподобиться Христу».
Постепенно черный цвет настолько распространился среди монахов, что черные одежды стали восприниматься как статусные, то есть указывающие на принадлежность человека к монашескому чину, а впоследствии и в целом к духовному сословию.
Сегодня и монахи, и священники из числа белого духовенства также носят за рамками богослужения подрясник и рясу черного цвета. Это своего рода напоминание священнослужителю о его особом статусе, о необходимости сохранять беспристрастие, о том, что он не может занимать чью-либо позицию, но должен быть только Христовым. Стоит отметить, что черный цвет присущ лишь личной одежде священника — рясе, подряснику или мантии (если речь идет о монахах). Богослужебные же облачения бывают черными редко и используются лишь Великим постом на буднях. В остальное время богослужебного года священники служат в облачениях самых разных цветов, в зависимости от цветовой символики праздника.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором