Эти стихи никогда не включат в школьные хрестоматии произведений о Великой Отечественной войне

На модерации Отложенный

       Отшумели майские праздники и очередной День Победы , а впереди очередная дата : ровно через месяц день- " Д" , 22 ИЮНЯ 1941 года,  начало самой кровопролитной войны , Великой Отечественной войны Советского народа против фашисткой Германии . Вот так называлась эта война и никак иначе . Вот в придверии этой даты эта публикация . Это статья о солдате , мальчике, поэте , танкисте , герое .

 

 

 

Эти стихи никогда не включат в школьные хрестоматии произведений о Великой Отечественной войне

 

 

Почему? По очень простой причине - они правдивы, но эта правда - другая, страшная и невероятно неудобная для тех, кто пишет на своих машинах: «1941-1945. Если надо - повторим».

Ион Лазаревич Деген был настоящим ветераном войны и поэтом, написавшим о ней самые сильные и страшные строки. С 1941 по 1945 годы его стихи ходили в списках, передавались от бойца к бойцу как народные, однако авторство было установлено лишь в 80-е годы. Награду не всегда получает тот, кто ее больше всех достоин.

Ион Деген - не политик, а самый простой человек. Но он - один из тех людей, которые творили историю. Очень хотелось бы вспомнить добрым словом человека, жившего среди нас совсем недавно.

Счастливчик

Давайте чуть ближе прикоснемся к биографии фронтового поэта.

Закончив 9 класс, обычный 16-летний школьник с непривычным для русского слуха именем Ион поехал вожатым в пионерский лагерь на Украине. Там его и застала война: июньские дни 41 года оказались последними мирными днями.

Из-за малолетства в военкомате юношу на фронт призывать отказались. Ему казалось, что через несколько недель война закончится, наши войска с победой войдут в Берлин, а он так и не успеет повоевать. И тогда вместе с группой таких же мальчишек (некоторые из них были его одноклассниками), сбежав из эвакуационного эшелона, он смог добраться до фронта и оказался в расположении 130 стрелковой дивизии. Ребята добились, чтобы их зачислили в один взвод. Так в июле 1941 года Ион оказался на войне.

Девятый класс окончен лишь вчера.

Окончу ли когда-нибудь десятый?

Каникулы - счастливая пора.

И вдруг - траншея, карабин, гранаты,

И над рекой дотла сгоревший дом,

Сосед по парте навсегда потерян.

Я путаюсь беспомощно во всем,

Что невозможно школьной меркой мерить.

(июль 1941)

Через месяц от их взвода, в котором числился 31 человек, останется всего двое. А дальше - окружение, скитание по лесам, ранение, госпиталь. Из госпиталя Ион выйдет лишь в январе 42 года. И снова потребует отправить на фронт. Вот только до 18-ти летнего призывного возраста ему не хватит полутора лет...

Иона отправят в тыл - на Кавказ. Там, работая в совхозе, он выучится пахать на тракторе. Но летом 1942 года война сама придет и в южные районы страны. И Дегена добровольцем возьмут в 17 лет. Он снова окажется на фронте, на этот раз - в разведвзводе. В октябре получит очередное ранение, и опять - тяжелое. Пуля войдет в плечо, пройдет через грудь, живот и выйдет через бедро. Потеряет сознание, но боевые товарищи - разведчики его вытащат из-за линии фронта.

31 декабря 1942 года Иону выпишут из госпиталя и как бывшего тракториста отправят на учебу в танковое училище. В начале 44 -го он его с отличием закончит. И весной 1944 -го года младший лейтенант Ион Деген на новеньком Т-34 снова окажется на фронте. Так начнутся 8 месяцев его танковой эпопеи. Восемь месяцев на фронте, десятки боев, танковые дуэли - все это во много раз превышает то, что отмерила судьба многим тысячам других танкистов, погибшим на той войне. Для лейтенанта Дегена, командира танковой роты, все закончится в январе 1945 года в восточной Пруссии.

Как он воевал? На совесть.

Случайный рейд по вражеским тылам.

Всего лишь взвод решил судьбу сраженья.

Но ордена достанутся не нам.

Спасибо, хоть не меньше, чем забвенье.

За наш случайный сумасшедший бой

Признают гениальным полководца.

Но главное - мы выжили с тобой.

А правда - что? Ведь так оно ведется.

(Сентябрь 1944)

Хотя Т-34 считался одним из лучших танков Второй мировой войны, однако к 1944-му году он все же устарел. Горели эти танки часто, но Иону до поры до времени везло, его даже прозвали счастливчиком.

«Дай на память сниму с тебя валенки…»

Когда друзья гибнут один за другим, у человека появляется другое отношение к жизни и к смерти.

На фронте не сойдешь с ума едва ли,

Не научившись сразу забывать.

Мы из подбитых танков выгребали

Всё, что в могилу можно закопать.

Комбриг уперся подбородком в китель.

Я прятал слезы. Хватит. Перестань.

А вечером учил меня водитель

Как правильно танцуют падэспань.

(Лето 1944)

И в декабре 1944 года Ион напишет то самое знаменитое в своей жизни стихотворение «Ты не ранен, ты просто убит», которое назовут одним из лучших стихотворений о войне. Тогда поэт еще не знал, что судьба отмерила ему воевать совсем немного - всего лишь месяц.

Мой товарищ, в смертельной агонии

Не зови понапрасну друзей.

Дай-ка лучше согрею ладони я

Над дымящейся кровью твоей.

Ты не плачь, не стони, ты не маленький,

Ты не ранен, ты просто убит.

Дай на память сниму с тебя валенки.

Нам еще наступать предстоит.

 

21 января 1945 года Т-34 Иона Дегена был подбит, а экипаж, успевший выскочить из горящего танка, немцы расстреляли и закидали гранатами. Танкист был еще жив, когда его доставили в госпиталь. Семь пулевых, четыре осколочных ранения, перебитые ноги, открытый перелом челюсти. Начался сепсис. В то время это был смертный приговор. Спас его главврач, потребовавший влить раненому внутривенно страшно дефицитный пенициллин. Остальным медикам это решение казалось бесполезной тратой драгоценного лекарства, но Ион… выжил!

Ущербная совесть

Шесть «юнкерсов» бомбили эшелон

Хозяйственно, спокойно, деловито.

Рожала женщина, глуша старухи стон,

Желавшей вместо внука быть убитой.

Шесть «юнкерсов»... Я к памяти взывал.

Когда мой танк, зверея, проутюжил

Колонну беженцев - костей и мяса вал,

И таял снег в крови, в дымящих лужах.

Шесть «юнкерсов»?

Мне есть что вспоминать!

Так почему же совесть шевелится

И ноет, и мешает спать,

И не дает возмездьем насладиться?

(январь 1945)

Потом была реабилитация, пожизненная инвалидность - и это все в 19 то лет…

…Через много лет на гранитном памятнике на братской могиле высекут его имя. В списке лучших советских танкистов-асов под номером пятьдесят вы прочтете - Ион Лазаревич Деген, гвардии лейтенант, 16 побед (в том числе 1 «Тигр», 8 «Пантер»), дважды представлен к званию Героя Советского Союза, награжден орденом Красного Знамени…

Тем временем герой - танкист был жив, и впереди ему предстояла еще долгая и очень непростая жизнь, полная новых невероятных высот.

Время героев или время подлецов?

Еще в госпитале Деген решил стать врачом. В 1951 году он закончил с отличием мединститут, стал оперирующим врачом-ортопедом. В 1959 -м Ион Лазаревич первым в мире проведет реплантацию верхней конечности, пришьет трактористу оторванную руку.

Будет у него и кандидатская, и докторская, и длинный путь к признанию. Длинный, потому что уж очень неудобным был этот маленький бесстрашный хромой еврей, никогда не стесняющийся говорить правду, всегда готовый дать отпор зарвавшемуся хаму, невзирая на чины и должности.

В 1977 году Ион Лазаревич Деген, вчерашний танковый ас, покинул СССР, уехав в Израиль. Там он был очень востребован как врач и учёный, получил почет и уважение, но никогда не отрекался от своей Родины.

Сегодня ему 91 год, но он всё так же молод душой. Когда в 2012 году ему в числе ветеранов военный атташе в российском посольстве вручил очередные юбилейные награды, ершистый герой прочитал такие стихи:

Привычно патокой пролиты речи.
Во рту оскомина от слов елейных.
По-царски нам на сгорбленные плечи
Добавлен груз медалей юбилейных.
Торжественно, так приторно-слащаво,
Аж по щекам из глаз струится влага.
И думаешь, зачем им наша слава?
На кой… им наша бывшая отвага?
Безмолвно время мудро и устало
С трудом рубцует раны, но не беды.
На пиджаке в коллекции металла
Ещё одна медаль ко Дню Победы.
А было время, радовался грузу
И боль потерь превозмогая горько,
Кричал «Служу Советскому Союзу!»,
Когда винтили орден к гимнастёрке.
Сейчас всё гладко, как поверхность хляби.
Равны в пределах нынешней морали
И те, кто блядовали в дальнем штабе,
И те, кто в танках заживо сгорали.
Время героев или время подлецов –
мы сами всегда выбираем как жить.

Волею судеб и политиков сегодня эти люди живут в разных странах, но все они воевали за одну Великую Победу. 

 

автор Светлана Россинская