Одиночные "выстрелы" из нерастраченной "обоймы" ( к 40-летию с года смерти Изольды Извицкой)

На модерации Отложенный

         Сегодня по каналу "ТВ-Культура" покажут  старый советский фильм «К Чёрному морю» (по-моему, 57-го года выпуска). Немудрёный сюжет, очень простенькая, откровенно наивная  кинокомедия, но зато какие имена! Самойлов, Кузнецов, Лукьянов – и Извицкая. Одна из самых красивых, самых талантливых и самых загадочных женщин нашего кинематографа с трагической судьбой и её страшным финалом. Очень хотел посмотреть передачу о ней в «Моём серебряном шаре» Виталия Вульфа, но почему-то никак не удавалось и не удаётся.

         Впервые я увидел её в фильме «Сорок первый» по пьесе Лавренева, где она, тогда ещё никому не известная выпускница ВГИКА, сыграла вместе с уже популярным Олегом Стриженовым – и сыграла-«выстрелила» практически на равных! Лично мне она запомнилась не столько великолепной игрой (хотя роль простонародной, диковатой Марютки была, по-моему, не совсем для неё – но это опять же моё личное мнение), сколько женской красотой, причём красотой ЕСТЕСТВЕННОЙ, природной ( в 50-е годы, к счастью, ещё не было всех этих силиконовых премудростей). Были ещё какие-то менее заметные работы, в том числе и роль в  мелодраме «Первый эшелон», на съёмках которого  она познакомилась со своим будущим мужем Эдуардом Бредуном.

         А потом её звезда как-то поразительно-стремительно закатилась (да, это были уже 60-е годы).

Поспособствовал этому «закату», конечно же, Бредун, артист очень средненький, не вылезавший из эпизодов, и, как и всякий комплексующий человек, очень ревниво относившийся к успехам других людей, в том числе, и  своей жены. Конечно, это был законченный эгоист, находивший удовлетворение своих комплексов в спаивании и избиениях супруги. Правда, в 60-х Извицкая «выстрелила» своим талантом ещё раз, в фильме Колосова «Вызываем огонь на себя» (этот фильм тоже показали по ТВ к 70-летию начала Великой Отечественной войны), но это был уже прощальный ВЫСТРЕЛ, хотя в её творческой «обойме» было ещё полным-полно «патронов»... После фильма стремительное спаивание продолжилось, а когда Бредун её бросил, то несчастная женщина помутилась рассудком и умерла в марте 1971-го года. Было ей всего 39 лет.

         К слову: Бредун так и не вылез из «эпизодников». Гайдай снял его в «12 стульях», в «Не может быть!» и в «Иван Васильевич меняет профессию» (помните глуповатого спекулянта радиодеталями?). Бывшую супругу он пережил, по-моему, лет на десять и умер, чуть-чуть не дожив до своего пятидесятилетия. Бог ему судья…

         Почему я вспомнил именно о Извицкой? Честно говоря, не знаю. Есть такие женщины, увидев которых всего ОДИН раз, запоминаешь уж если не навсегда, то очень надолго. К сожалению, сегодня ТАКИХ ярких, ЦЕЛЬНЫХ женщин   в нашем кинематографе что-то не видно…